Вопрос 66

Глава любого государства, имеет следующие полномочия. Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, вправе отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе, глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального уполномочия заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Так, в парламентарных странах и смешанных республиках глава государства может распустить парламент или его Нижнюю палату. Этим полномочия глав парламентарных государств, пожалуй, исчерпываются. В целом глава государства в парламентарных странах является слабой политической фигурой. Выражением такой слабости выступает институт контрассигнатуры, означающий, что большая часть актов главы государства нуждается в министерском одобрении. Это подчеркивают многие конституции. Например, Конституция Испании устанавливает, что «решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и при необходимости — соответствующих министров. Представление кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных кортесов скрепляются подписью председателя Конгресса (т.е. Нижней палаты парламента. — Прим. авт.).

В президентских республиках президент не имеет права распускать парламент, но он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти, обладая соответствующими полномочиями по осуществлению текущего управления страной. Поэтому он выступает сильной политической фигурой. Его акты не нуждаются в контрассигнации министрами.

В суперпрезидентской республике полномочия президента еще более обширны, чем в президентской. Он единолично назначает министров, объявляет чрезвычайное положение, может в некоторых случаях издавать акты, имеющие силу закона, без уполномочивания со стороны парламента.

В смешанных республиках полномочия президента несхожи в разных странах, но, как правило, президент обладает серьезными полномочиями в сфере исполнительной власти и правом роспуска Нижней палаты парламента.

Для обеспечения эффективного осуществления главами государств их функций и полномочий конституции зарубежных стран предоставляют им комплекс гарантий их деятельности. Это, прежде всего, неприкосновенность, означающая недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничения личной свободы. Пока глава государства остается в должности, она носит абсолютный характер. Например, согласно ст. 84 Конституции Румынии президент пользуется иммунитетом. При этом монарха невозможно сместить с должности законным путем, а президент может быть отрешен от должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ей процедуры юридической парламентской ответственности. Кроме того, важной гарантией является содержание или вознаграждение главы государства. Монарх имеет право на содержание. Оно выплачивается по цивильному листу, принимаемому парламентом в форме закона, определяющего сумму ежегодных выплат из государственного бюджета на содержание монарха. Президент имеет право на вознаграждение, сумма которого также устанавливается парламентом.

Монарх обладает исключительным правом на особый титул, государственные регалии (трон, скипетр, корону), на содержание из бюджета государства его личного двора.

Основания и процедура приобретения полномочий главы государства, как было отмечено, во многом зависят от формы правления. Монарх — невыборный глава государства, получающий свои полномочия по наследству, т.е. по праву рождения. В зависимости от соотношения прав мужчин и женщин на занятие престола, различают несколько систем престолонаследия:

· салическую, при которой престол могут наследовать исключительно мужчины (Япония, Бельгия);

· кастильскую, при которой трон наследует старший сын монарха. (Испания, Великобритания);

· австрийскую, допускающую наследование престола женщиной только при полном отсутствии мужских линий наследования;

· шведскую, устанавливающую равные шансы для мужчин и женщин.
В случаях отсутствия законного наследника вопрос о преемнике монарха нередко решается парламентом.

Президенты как главы республиканских государств обычно избираются. Порядок избрания определяется тем, какая разновидность республики существует в том или ином государстве. В президентских, суперпрезидентских, а нередко и смешанных республиках президенты избираются непарламентским путем, т.е. либо непосредственно населением (Бразилия, Франция), либо коллегией выборщиков (США). В парламентарных, а иногда и в смешанных республиках президент избирается парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов и мест (ФРГ, Италия). Президенты избираются на срок от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Италия).

Конституции предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования:

· достижение установленного возраста (в США — 35 лет, в ФРГ — 40, в Италии — 50);

· наличие гражданства данного государства, причем иногда только по рождению (США);

· постоянное проживание в стране в течение определенного времени (в Болгарии — 5 лет, в США — 10).

Конституции многих стран запрещают совмещение с президентским мандатом любых государственных должностей, а также избрание президентом одного лица более чем на два срока подряд

Полномочия президента прекращаются в обычном порядке, с истечением срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента. Но возможно и досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры парламентской ответственности, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия. Отрешение президента от должности осуществляется парламентом либо с участием парламента. Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности — как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).

В случае временного или досрочного прекращения президентом своих полномочий их осуществляет вице-президент либо глава Верхней палаты или всего парламента (если парламент однопалатный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: