Одно из наиболее примечательных явлений, связаны подростковым возрастом,- это сильная тяга к самовоспитанию. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться: о возможностях интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознав целенаправленные усилия.
Типичной целью в этом возрасте является волевое самосовершенствование подростка, а задача – овладение волевыми качествами личности: смелость, выносливое обладание, выдержка, уверенность в себе и др.
Активизация самовоспитания волевых качеств, стиля общения, эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по психиатрии и коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных.
Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов.
Педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:
– установление отношений доверия и сотрудничества между педагогом и учащимся – через совместную творческую деятельность;
– ориентация учащихся на выдвижение одной-двух конкретных и посильных самозадач;
– на следующем этапе педагог предлагает для самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него обнаружились наиболее слабые места проявления личности;
– соблюдение этапности в активизации самовоспитания: от организации рядовых кратковременных самозаданий в свободных областях – к более длительной корректировке слабых мест в личности, к самозадачам на неделю с ведением дневника;
– никаких оценок за результаты самовоспитания;
– педагог может определять лишь достаточно общую сферу самовоспитания – конкретные задания себе подросток формулирует сам;
– педагог регулярно, но ненавязчиво побуждает ребят к постановке самозадач, обеспечивая систематичность самовоспитания;
– педагог увязывает самозадачи ребят с задачей успешного выполнения высокозначимой для них деятельности;
– интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач.