Вопрос 2. Вариативные программы обучения детей с нарушениями зрения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003. (первая редакция – 1997 года)

(по данной программе работало учреждение «Начальная школа–детский сад № 152» Кировского района г. Перми)

Программы предназначены для работы в условиях яслей-сада – начальной школы для детей с нарушениями зрения.

Концептуальные основы организации яслей-сада-начальной школы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста – в сензитивные периоды созревания зрительной системы ребенка.

! При поступлении ребенка со зрительной патологией в массовую общеобразовательную школу приводит к рецидивам зрительной глазной патологии (из-за отсутствия специальных коррекционных занятий и щадящих условий для зрения). Поэтому важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения (когда овладение письмом и чтением должно осуществляться я с учетом зрительных возможностей учащихся).

Цели программы:

– всестороннее развитие детей с нарушениями зрения

– стабилизация психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Структура программы: программы объединены в 2 блока.

1 блок – представлен общеобразовательными программами (по всем направлениям работы в детском саду): программы детского сада

по развитию речи

формированию элементарных математических представлений

ознакомлению с окружающим миром

изобразительному искусству

физическому воспитанию

трудовому воспитанию

игре.

2 блок – программы коррекционной работы в детском саду:

развитие зрительного восприятия (автор – Л.И. Плаксина)

коррекция нарушений речи (реализуется логопедом)

развитие осязания и мелкой моторики (автор – В.З. Денискина)

ориентировка в пространстве (автор –Е.Н. Подколзина)

социально-бытовая ориентировка (автор – Л.И. Плаксина)

ритмика (музыкальный руководитель)

лечебная физкультура

Содержание:

Программы первого блока содержат пояснительную записку, распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), большинство содержит требования к итоговым знаниям и умениям детей по завершении четвертого года обучения.

Программы второго блока также содержат пояснительную записку, распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), кроме программ

развитие осязания и мелкой моторики (рассчитана на дошкольников и учащихся 1 класса)

ориентировка в пространстве (с 1 по 5 год обучения)

лечебная физкультура (программный материал ориентирован не на года обучения, а на возраст детей – с 3-4 лет до 6-7 лет).

2. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

Программы предназначены для работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

Цели программы:

– оказание помощи слепым и слабовидящим детям со сложными сочетанными дефектами

– профилактика вторичных отклонений, возникающих у дошкольников с нарушенным развитием в ранние периоды жизни

– обучение родителей и членов семьи с целью своевременного включения в процессы воспитания и развития ребенка

Структура:

в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением» представлены

коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением:

– развитие зрительного восприятия и знакомств с окружающим миром (программа рассчитана на 4 года обучения, на каждом году программный материал выделен для 1 и 2 полугодия)

– формирование общения (обозначены этапы обучения, формы организации и формы деятельности для формирования коммуникативных навыков)

– использование игрушек в коррекционной работе и для развития навыков общения (приводится содержание обучения действиям ребенка от 6 мес. до 3 лет с различного вида игрушками – погремушками, пирамидами, мячами)

– театрализованные игры как средство обучения и коррекции (раскрываются задачи и направления работы)

– изобразительная деятельность (раскрываются задачи и методики изобразительной деятельности).

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995. (! Парциальные программы)

Пространственная ориентировка (автор-составитель – Л.А. Рудакова)

Тифлографика (автор-составитель – Л.М. Егормина)

Коммуникативная деятельность (автор-составитель – В.Е. Боброва)

Физическое воспитание (автор-составитель – М.А. Денисова)

Лечебная физкультура (автор-составитель – Р.Н. Печенкина)

Содержание:

Программы содержат пояснительную записку (включает основные понятия, задачи, перечень разделов), распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), требования к уровню умений и навыков детей по завершении каждого из четырех годов обучения (кроме «лечебная физкультура»).

А также

Пространственная ориентировка (методические рекомендации к работе по пространственной ориентировке слепых дошкольников; методика обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка со зрительной патологией; карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией)

Тифлографика (методические рекомендации к работе по тифлографике со слепыми дошкольниками; карта обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике)

Коммуникативная деятельность (методические рекомендации к работе тифлопедагога по коммуникативной деятельности слепых дошкольников; примерная карта обследования уровня сформированности неречевых средств общения)

Физическое воспитание (методические рекомендации к работе тифлопедагога по физическому воспитанию слепых дошкольников; обследование динамики физического развития ребенка)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: