Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации 2 страница

качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше. Поэтому одним из основных направлений реформирования системы специального образования Коллегия Минобразования России своим решением от 9 февраля 1999 года определила "создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях". Несмотря на это, единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи до настоящего времени не создана, и только немногие дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует. Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов. Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы "всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности" и "создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей". Вопрос о создании интегрированного образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Государственной Думы от 20 мая 1999 года № 3993-II ГД, в указанном выше решении Коллегии Минобразования России и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р "Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Вместе с тем федеральные органы государственной власти до сих пор не обеспечили создания законодательной, нормативной и методической базы интегрированного образования и не организовали подготовку кадров в этой области. Право на реабилитацию должно обеспечивать полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности. медико-социальной экспертизы (МСЭ), утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287. На основании индивидуальной программы реабилитации Основные направления реабилитации детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" включают в себя: • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - документ, содержащий комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями ребенку-инвалиду могут быть предоставлены технические средства реабилитации и оказаны услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. В нарушение закона органами медико-социальной экспертизы в массовом порядке не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида. В некоторых бюро МСЭ при установлении ребенку инвалидности или переосвидетельствовании родителям до сих пор предлагают подписать отказ от составления ИПР. На основании этого "отказа" должностные лица не выполняют одну из основных своих обязанностей. Эта противозаконная ситуация отмечалась и в докладе Генерального прокурора Российской Федерации "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов" (2002 год), и подтверждается результатами проверок, проведенных прокуратурой Москвы и аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в течение 2005 года. В тех случаях, когда ИПР все же составлена согласно закону, ее практическая реализация, как правило, невозможна, поскольку определенные ИПР мероприятия и услуги могут быть представлены только в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем. В порядке реализации статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" такой "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно" первоначально был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года № 1343-р. Однако перечень был предельно неконкретен и тем самым не мог выполнять основную функцию - обеспечивать бесплатное предоставление мероприятий и услуг, гарантируемых законодательством и формой индивидуальной программы реабилитации. В перечне, в частности, полностью отсутствовали мероприятия по социальной реабилитации, включающей социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, которая закреплена в статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и определяется как основное направление реабилитации инвалидов. И несмотря на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден новый расширенный перечень, радикально ситуацию это не изменило. Таким образом, нормативным актом Правительства России снижен минимально гарантированный объем социальной защиты по сравнению с тем объемом, который установлен законом и соответствующими международными актами. Это прямо противоречит воле законодателя и лишает детей-инвалидов, жизненно необходимого направления реабилитации, к тому же дает должностным лицам дополнительные причины мотивации для отказа родителям в предоставлении услуг по социальной реабилитации. Если родители все же смогли получить услугу, хотя бы в негосударственном секторе, предусмотренная законодательством компенсация семье средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится. Добиться ее получения можно только по решению суда. Такие, впрочем, довольно редкие, случаи все же имеются. Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Необходимо решить проблему оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений. Так называемые "трудовые рекомендации", которые получают инвалиды в результате освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, нередко не только не способствуют их рациональному трудоустройству, но и часто препятствуют ему. Установление инвалидам с детства по результатам МСЭ ограничения способности к трудовой деятельности III степени создает непреодолимые препятствия к их трудоустройству и приводит к тому, что теряют работу уже трудоустроенные инвалиды. Все это указывает на необходимость совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целом. В процессе подготовки настоящего доклада принимала участие группа ученых Центра социального проектирования РАЕН во главе с академиком РАЕН, профессором С.Н. Кавокиным. Ими разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, которую после апробации в ряде регионов страны и усовершенствования можно было бы предложить к практической реализации. Одной из наиболее тяжелых категорий, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, являются слепоглухие дети. В настоящее время, по данным Всероссийского общества слепых, слепоглухих инвалидов в Российской Федерации насчитывается не менее 12 тысяч, из них примерно половина - дети. В отношении этой категории инвалидов необходимо определить отдельный статус, поскольку согласно утвержденной классификации и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы, отсутствует соответствующая градация (МСЭ их определяет либо как глухих, либо как слепых). Особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений. В 2005 году в 152 стационарных учреждениях социального обслуживания воспитывалось 28,7 тысячи детей. В этих учреждениях должны содержаться дети с умственными и физическими недостатками, не способные себя обслужить, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся на полном государственном обеспечении. Однако в этих учреждениях проживает значительное число детей, которые не имеют грубых психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию. В ряде случаев этих детей используют в домах-интернатах для обслуживания других детей, на хозяйственных работах и в подсобных хозяйствах. Со всей определенностью это было установлено в ходе проверок, проведенных аппаратом Уполномоченного совместно со специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей. Так, прокурором Тверской области по результатам проверки установлены факты использования труда без оплаты? семь девушек в возрасте от 15 до 17 лет выполняли в подсобных хозяйствах

весь комплекс работ по уходу за животными. Директору Кашаровского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями прокуратурой Тверской области внесено соответствующее представление. В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинформировал об этих фактах глав администраций и прокуроров субъектов Федерации и ожидает конкретных действий по решению проблем. Особую тревогу вызывает положение детей, находящихся на "постоянном постельном режиме", а также детей, содержащихся в отделениях для "необучаемых". Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на "постоянном постельном режиме" находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории "необучаемых" относилось 37 процентов (10 461) детей. Так, в Кольчугинском доме-интернате для умственно-отсталых детей (Владимирская область) в таком положении находятся 65 детей, в Красно-Дубравском доме-интернате Московской области? 60 детей, в Ново-Никольском детском доме-интернате Смоленской области - 28 детей. Помимо прочего, как следует из ответа прокурора Тверской области, полученного на запрос Уполномоченного, до настоящего времени Кашаровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями не укомплектован кадрами: вакантными остаются должности логопеда, восьми воспитателей и 22 палатных санитарок. К тому же в детских домах-интернатах нарушается право детей, нуждающихся по состоянию здоровья в медицинском уходе, на получение соответствующей медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами, что предусмотрено частями 1 и 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан". В связи с тем что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры, которые не являются специалистами, что противоречит постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 года № 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации". Как следует из поступающих к Уполномоченному обращений, а также по данным, полученным в результате проверок, проведенных аппаратом, имеют место многочисленные факты, когда к детям "в дисциплинарных целях" применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 мая 1992 года № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых. Одна из причин этого явления? использование устаревшей инструкции "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России. Вместе с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении. Формулировки диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-педогагических комиссий, во многих случаях не согласуются между собой и не соответствуют Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). К тому же врачи учреждений по-прежнему не всегда используют МКБ для установления и формулировки медицинских диагнозов, а также международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка. Значительная часть детей, проживающих в детских домах-интернатах, по достижении 14-летнего возраста ограничиваются в дееспособности в судебном порядке с нарушением действующего законодательства. Так, в нарушение части 1 статьи 284 ГПК РФ судебные заседания по поводу ограничения дееспособности проводятся в отсутствие детей, несмотря на то, что состояние здоровья и возраст многих из них позволяет им присутствовать в суде. Нарушается также часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В противоречии с ней судебные решения об ограничении дееспособности выносятся на основании лишь того, что несовершеннолетние страдают психическими заболеваниями и уже находятся в учреждениях социального обслуживания. Так, в ответ на обращение Уполномоченного прокурор Тверской области сообщил: "Прокуратурой области в президиум Тверского областного суда в связи с нарушениями норм материального и процессуального права внесены представления в порядке надзора на судебные решения, состоявшиеся по 33 гражданским делам (31 дело - об ограничении дееспособности и 2 - по делам о признании недееспособным) на предмет отмены и направления дела в тот же суд на новое рассмотрение". В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться. Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. О фактах нарушений было сообщено главам администраций и прокурорам этих субъектов Российской Федерации. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним психологического и физического насилия со стороны некоторых воспитателей и санитарок. Их зачастую били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях. Так, в Ново-Никольском детском доме-интернате Смоленской области воспитанников в целях наказания за "проступки" помещали к тяжело больным детям. Работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников. Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников. О необходимости создания системы общественной инспекции в данной сфере неоднократно заявляли общественные правозащитные организации, эти предложения были поддержаны Комитетом ООН по правам ребенка и нашли свое отражение в его рекомендациях Правительству России 1999-го и 2005 года. Очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна быть организована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям. В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей. Однако государство недостаточно активно стимулирует развитие благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов. Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, поддерживая предложения государственных органов и общественных объединений, ученых и специалистов по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод детей-инвалидов, считает необходимым сделать следующие выводы и рекомендации, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов. По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются: • ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами; • несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России; • неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку; • недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан. Для устранения указанных причин представляется необходимым усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;

качественное улучшение судебной защиты их прав; изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов; модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье. В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предлагает: Законодательные меры: 1. Принять Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья", устанавливающий: • право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте; • механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных; • новый перечень специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе для обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками; • обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях. 2. Внести в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменения и дополнения, предусматривающие: • осуществление социального обслуживания обучающихся детей-инвалидов, нуждающихся в данных услугах, в образовательных учреждениях; • финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, включенных в "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". 3. Принять федеральный закон, устанавливающий федеральный минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов. 4. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, создающие правовые основы для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные (профессиональные) семьи, а также правовые основы для организации социального сопровождения (патроната) кровных и замещающих семей, в которых воспитываются дети-инвалиды. 5. Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части, регламентирующей права детей-инвалидов. 6. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон "Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатных учреждений". 7. Усилить административную ответственность за нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. 8. Внести в федеральное законодательство изменения и дополнения, предусматривающие увеличение компенсации по уходу за ребенком. Правительству Российской Федерации: 1. В типовые положения "О дошкольном образовательном учреждении", "Об общеобразовательном учреждении" и "Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", внести изменения и дополнения, предусматривающие предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их семей, и создание условий для интегрированного образования. 2. При разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы в подпрограмме "Дети-инвалиды" основным приоритетом определить поддержку мероприятий по созданию условий для получения образования ребенком-инвалидом по месту жительства в условиях воспитания в кровной либо замещающей семье. 3. Включить в "Федеральный гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р: • мероприятия по социальной реабилитации, включающие "социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию"; • мероприятия и услуги в части, касающейся образования детей-инвалидов раннего, дошкольного и школьного возраста; • стандартизированные параметры для различных видов реабилитации детей-инвалидов - в соответствии с формой индивидуальной программы реабилитации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287. 4. Разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях. 5. Утвердить Типовое положение "О психолого-медико-педагогической комиссии" с целью обеспечения прав детей-инвалидов на лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию, вытекающих из пункта 10 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании". 6. Расширить количество программ федеральных каналов телевидения, сопровождаемых сурдопереводом. 7. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать комплексные меры, обеспечивающие соблюдение прав детей-инвалидов на культурное, творческое и физическое развитие, а также определить механизм и сроки их реализации. 8. Разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации. 9. Провести реформирование детских интернатных специализированных учреждений по принципу небольших "семейных групп". Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов системы социальной защиты. Министерству образования и науки Российской Федерации: 1. Создать нормативную и методическую базу интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам младшего возраста. 2. Создать условия для индивидуализации коррекционно-обучающих программ для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. 3. Усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с детьми-инвалидами) в системах общего и специального образования. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 1. В целях пресечения практики неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты признать утратившей силу инструкцию от 27 декабря 1978 года № 145 "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты". 2. Признать утратившим силу четвертый абзац части "е" пункта 6 Приказа от 22 августа 2005 года № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" в виду неприемлемости содержащейся в нем формулировки "неспособность к обучению". Министерству юстиции Российской Федерации: 1. Провести правовую экспертизу нормативных правовых актов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990 года и действующих в настоящее время. Генеральному прокурору Российской Федерации: 1. Усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства в отношении детей-инвалидов, их прав и законных интересов. 2. Обеспечить принятие прокурорами действенных мер прокурорского реагирования в отношении лиц, не исполняющих предписаний об устранении в указанный срок выявленных прокурорами нарушений прав детей-инвалидов. 3. Подготовить методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов детей-инвалидов. Пленуму Верховного Суда Российской Федерации: 1. Обобщить практику рассмотрения судами дел в отношении детей-инвалидов с целью информирования судей и принятия судами обоснованных решений. 2. Дать официальное толкование части 1 статьи 45 ГПК РФ в части полномочий прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод несовершеннолетних граждан в случае их нарушения законными представителями несовершеннолетних. Естественно, что за рамками этого специального доклада остались еще многие вопросы соблюдения прав и законных интересов детей-инвалидов в России. Однако хочется надеяться, что настоящий доклад, его выводы и предложения станут: • основой для совместной деятельности государства и общества по совершенствованию законодательства и обеспечению конституционного права детей-инвалидов на достойную жизнь, а также права на свободное развитие; • действенным инструментом мониторинга и контроля за соблюдением прав детей-инвалидов в Российской Федерации; • средством привлечения внимания всего общества к необходимости соблюдения принципа равных прав и возможностей для детей с нарушением здоровья. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. ЛУКИН 10 мая 2006 г. Приложение 1 ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ И ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: