double arrow

Диагностирующий внутреннюю позицию школьника



1

Приложение 1

Диагностика психического развития

Тест «Мотивационная готовность»,

диагностирующий внутреннюю позицию школьника

Стимулъный материал. Набор вопросов, предлагающих ребен­ку выбор одного из двух вариантов поведения.

1.Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2.Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3.Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и иг­рушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4.Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5.Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, - кого бы ты выбрал?




7.Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе труд­но вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?

8.Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?

9.Если бы соседский мальчик спросил тебя: «Что тебе больше всего нравится в школе?», - что бы ты ему ответил?

Инструкция. Ребенку говорят: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».

Проведение теста. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же, как и все дополнительные замечания детей.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

«Лесенка» для исследования самооценки

Стимулъный материал. Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девоч­ки, которую ставят на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.



Инструкция. Ребенку предлагают «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже -еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?»

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на ней лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, пра­вильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. По­сле этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на ка­кую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступе­нек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отно­шением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспи­танием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, край­нее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, по­стоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требовани­ях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые -папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищен­ности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на са­мую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама ме­ня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взросло­го, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормаль­но и может служить доказательством адекватной, правильной са­мооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

1


Сейчас читают про: