Движение народников в России

Рев. Дем. Движ:
150-60 г. земля и воля во главе с Чернышевским.

270 г. Революц народники.

380 г. Либеральные народники.
Основные направления народничества:
1Пропагандистская — Лавров.

2 Анархистское — Вакунин.
3 Заговорчестское — Ткачев
Рев. Кружки:
1965- кружок Ишутина. Террор.
1869- катехезис революционера-все средства хороши.

1876- Земля и воля.
Программа: передача земли крестьянам, мирское управление.

Организация:

1Черный передел — агитационный метод.
2Народная воля — гос. Переворот Созыв учередительного собрания. Передача земли крестьянам. Лидеры: Михайлов, Шелепов.
Теория официальной народности:

В основе православие, самодержавие, народность. Эта теория обуславливала необходимость самодержавия.

Идеолог- Уваров.

Организации:
1Западники Конст. Монархия, западный путь развитияКаверин, Грамовский.
2Славянофилы — допетровский путь развития.
3Соц. Утописты- теория общинного социолизма. Народная революция.
4Кружок Петрошевича — Бутошевского. Уничтожение монархии.

& 49. Особенности развития, капитализма в России во второй половине XIX века.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Отмена крепостного права в 1861 году и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века способствовали развитию капитализма в экономике России, создав для этого тем самым необходимые экономические и социальные предпосылки.
60-90-е годы XIX века — период быстрого развития капитализма, который отразился на всех сферах жизни, общества. В России в это время завершился промышленный переворот, который, по мнению некоторых исследователей в пореформенные годы еще продолжается процесс первоначального накопления капитала. Особенностью развития капитализма в России является крайне сжатый период свободной конкуренции, хронологическими рамками которого является отмена крепостного права, с одной стороны, и складывание монополистического капитализма, с другой.

В конце XIX и в начале XX века российский капитализм вслед за американским и западноевропейским вступает в монополистическую стадию развития, который характеризуется своеобразными экономическими признаками. Российский монополистический капитализм имеет общие черты с монополистическим капитализмом других стран и присущее только ему своеобразие. Проблема возникновения и особенности русского

монополистического капитализма на рубеже веков, несмотря на большое число работ, является еще недостаточно исследованной и несвободной от мифов и штампов.

Одним из таких дискуссионных вопросов является вопрос о соотношении русского и иностранного капитала в экономике России. Долгое время безраздельно господствующая аксиома о засилье иностранного капитала в России подвергается убедительной критике.

В свете современного состояния российского общества чрезвычайно важным является вопрос об истоках российского предпринимательства, которое переживало свой золотой век в рассматриваемый период.

& 50. Внешняя политика СССР в 70-х начале 80-х годов XX века.
В октябре 1964 г. в внешней политики Хрущева были: нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами третьего мира. В связи с этим остались три приоритетные задачи — устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом; продолжать политику последовательной поддержки прогрессивных движений и режимов во всем мире.
Важнейшими событиями, отразившими особенности советской внешней политики в 1965-1984 гг., были интервенция в 1968 г. в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 г. и вторжение Советского Союза в Афганистан в декабре 1979 г.
В Чехословакии в 1968 г. правительство А. Дубчека создало благоприятные условия частному предпринимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путем сближения с западными странами.

В Польше 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение. Во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский.
Со второй половины 1960-х годов начала осуществляться советская политика разрядки международной напряженности.
Улучшились взаимоотношения между СССР и Францией. Президент Франции и Л.И.Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ Принципы сотрудничества между СССР и Францией.
Улучшились отношения СССР и с ФРГ. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержали социал-демократы. Это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г.
Отношения наиболее натянутыми на протяжении всего периода были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.
В августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и

Канады. Акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.
Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистане в декабре 1979 г.
В начале 1980-х годов внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки. Советский Союз задыхался в гонке за ядерным и технологическим паритетом.

& 51. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века и. их значение.
1 января 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления — земства.

Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах по куриям: 1 уездных землевладельцев; 2 городских избирателей, обладавших определенным законом имущественным цензом; 3 выборных от сельских обществ. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей — трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, который избирал выборщиков, а уже те — депутатов в уездное земство. По первой курии избиралась половина депутатов уездных земских собраний, что обеспечивало преобладание в земствах помещиков. Одновременно им предоставлялось право баллотироваться и по другим куриям.
На уездном земском собрании проводились выборы в уездную земскую управу, ее председателя и депутатов в губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу и ее председателя.

Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения.

Согласно закону 1864 г., земства вводились в 34 губерниях.

16 июня 1870 г. было издано новое Городовое положение, по которому вводилось городское выборное самоуправление — городские думы, избираемые на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий орган — Городскую управу, состоявшую из городского головы и двух и более членов. Городской голова был одновременно председателем Городской думы и Городской управы.

20 ноября 1864 г. Судебные уставы вводили всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции — окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом.
К 1866 г. были образованы лишь два судебных округа — в Москве и Петербурге; к 1870 г. они были введены в 23 губерниях, а в остальных 21 губернии введение новых судов завершилось к 1896 г.
В 1863-1865 гг. была

проведена серия реформ в сфере просвещения и печати. 18 июня 1863 г. был издан новый университетский устав. 19 ноября 1864 г. был утвержден устав гимназий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях — преподавание древних.

В 1865 г. утверждены Временные правила о печати.

В 1861 -1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. Завершающей реформой в военном деле было введение Уставом воинским 1 января 1874 г. всесословной воинской повинности для лиц мужского пола, достигших 20-летнего возраста. В конце XIX в. происходило перевооружение армии, гладкоствольное оружие было заменено нарезным и скорострельным, а парусный военный флот заменен паровым.

& 52. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидация ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегическая оборонная инициатива СОИ. В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М.С. Горбачевым и президентами США в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности.
8 декабря 1987 г. в ходе официального визита М.С. Горбачева в США активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Единственным реальным шагом было принятое на Берлинском совещании стран-участниц ОВД в декабре 1987 г. незначительное сокращение численности советских войск в ГДР в 1987 — 1988 г. Со стороны НАТО аналогичных действий не последовало.
Вывод советских войск состоялся 15 февраля 1989 г.

С 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Росла межгосударственная и приграничная торговля, межправительственные контакты происходили на все более высоких уровнях. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет официальный визит главы СССР в КНР. Подобные процессы стали происходить и в отношении отдельных стран Юго-Восточной и Южной Азии, латиноамериканских, африканских. Однако и в 1985-1991 гг. СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь арабским и африканским странам, которые осуществляли ориентацию на социалистические идеалы. К этим странам относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и др.
В 1989-1991 гг. произошли сдвиги во внутриполитической жизни практически всех стран социализма. За исключением Кубы и Северной Кореи, к власти пришли оппозиционные силы.

Некоторые страны официально заявили об аннулировании ряда обязательств в рамках Организации Варшавского Договора, а Венгрия объявила о своем выхо- де из этой организации. Стал быстро

падать объем торговли между социалистическими странами. 1 июля 1991 г. в Праге было официально объявлено о ликвидации военной организации стран Варшавского Договора. В конце 1990 — начале 1991 г. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них своих войск.

В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать и стала частью ФРГ. Сложность заключалась в том, что в ГДР находились ударные части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО, советские войска в течение четырех лет будут выведены из страны, а СССР получит крупные льготные кредиты от ФРГ, поставки техники, технологии и товаров широкого потребления. Общая сумма кредитов и экономической помощи ФРГ СССР должна была составить около 10 млрд марок.

& 53. Социально-экономическое развитие России в 90-х годах XX века.
В конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы шоковой терапии.
На Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент особо подчеркнул, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г.- стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей.
В течение 1992 г. в широких масштабах осуществлялось первоначальное накопление капиталов за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В основе лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка.

Летом 1992 г. была утверждена чековая приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков. 1 июля 1994 г. было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному.
Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений.

Важнейшими задачами в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации.

В 1996-1997 гг. главной задачей являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов.

Российская экономика к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции.

ВВП в 1998 г. составил лишь 2,7 трлн руб и по сравнению с 1997 г. снизился. Выпуск промышленной продукции в России в количественном измерении был свернут. В январе 1999 г. среднемесячная инфляция составляла 8,5%. Благодаря жесткому финансовому

регулированию, осуществляемому Центральным банком РФ, уже к маю 1999 г. удалось добиться ее снижения. К июлю 1999 г. удалось добиться от МВФ и Парижского клуба зарубежных кредиторов России пакетного соглашения об отсрочке выплат внешних долгов нашей страны.
Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления. К началу 2000 г., по оценкам Госкомстата РФ, личные сбережения россиян выросли до весьма значительной суммы — примерно 1 трлн руб., что в сравнении с объемом ВВП страны на текущий год составляет около 25%.

В середине 1999г. в России было около 10,5 млн безработных, как ежедневный душевой доход, официально составлял менее 1 долл. почти для половины всех россиян приблизительно 70 млн чел..
Снижение инфляции, составившей за 1999 г. около 38%, растущие золотовалютные резервы Центрального банка РФ, масштабы экспортной выручки, поступающей в госбюджет за счет продажи на внешних рынках энергоносителей, прежде всего нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии.

& 54. Николай I и его внутренняя политика.
Годы царствования Николая I расцениваются историками как апогей самодержавия. Одной из первоочередных задач Николая I было укрепление аппарата управления и усиление режима личной власти самодержца. Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся собственной его императорского величества канцелярии.

Особое значение имела деятельность III отделения, при котором был учрежден корпус жандармов. При Николае I вошло в практику учреждать для решения того или иного важного дела секретные комитеты и комиссии, непосредственно находившиеся в его ведении и часто подменявшие министерства, Сенат и Государственный совет.
В 1827 г. был издан указ, запрещавший принимать крепостных крестьян в гимназии и тем более в университеты. Согласно школьному уставу 1828 г., начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1 для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища; 2 для средних сословий — трехклассные уездные училища; 3 для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии. Университетский устав 1835 г. практически ликвидировал автономию университетов и устанавливал строгий надзор за студентами.
В 1826 г. был издан новый цензурный устав с такими жесткими правилами, что современники назвали его чугунным.

В 1826-1832 гг. была проведена кодификация законов.
Одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. был крестьянский вопрос. Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I было создано 9 специальных секретных комитетов.
В царствование Николая I было издано свыше 100 указов о крестьянах, направленных лишь на некоторое смягчение крепостного права.

В 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа, вводившая вместо неустойчивого ассигнационного рубля твердый кредитный рубль, приравненный к 1 рублю серебром.

Современники назвали 1848-1855 годы мрачным семилетием. Изменения политического курса проявились в первую очередь в наступлении на просвещение и печать. Началась эпоха цензурного террора. Суровым ограничениям подверглось высшее образование: был значительно сокращен контингент студентов; за ними, равно как за профессорами, усилился полицейский надзор, отменено преподавание философии и государственного права. Были приняты также меры для прекращения связей с Западной Европой: иностранцам запрещен въезд в Россию, русским — выезд за границу, а находившимся за рубежом российским подданным приказано вернуться в Россию под страхом лишения подданства и конфискации имений. Однако все эти реакционные меры не могли подавить массового антикрепостнического движения и распространения оппозиционных настроений, которые усилились во время Крымской войны.

& 55. Крестьянский вопрос в России в конце ХVIII века и первой половине ХIХ века.
Россия оставалась аграрной страной, основной массой насел. состоят крестьяне. Россия значит. отстет от др. Европейских гос-в. Отсутст. свобод. раб. силы сдержив развитие пром-ти. Уже во второй половине 18 века стало очевидно необход. измен. сущ-го план.
В 1803 г. был издан указ о свобод.хлеблпашцах, по которым помещ. могли отпускать крестьян на волю с землей на выкуп.
При Николае 1 крестьн. вопрос обострился еще больше, крестьяне выраж. свое недовольство. Было запрещено отдавать крепост. на заводы и фабрики, горан. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
В 1842 г. издан указ об обяз. крестьян, он разрешал помещ. отпускать крестьян на свободу с предоставлен.им земли в пользование, за которые они должны были вып-ть прежни пов-ти.
В 1837-1841 г. под руковод. Киселева была пров. широкая реформа управ. гос-ми крестьян. Цель реформы — поднять благосост. этой категории крестьян, что бы облегчить сбор налогов и пок-ть помещ. пример в обращении с крестьянами. Крестьян. вопрос в течении первой половины 19 века сохранил свою соц-полит. остроту, а крепостн. право оставалось неизменным.

56. Перестройка в СССР и ее последствия 1985-1991 г..
В середине 80-х г. СССР, пребывала в глубоком соц-эконом. кризисе. Уровень жизни населения падал, по основ. показат. страна оказ. позади не только ведущих капитал. держав, но и некоторых развивающихся гос-в третьего мира. Очевидна, стала неэффектив. соц. экономии, которая была не в состоянии выдать больше воен. расходов. Шла война в Афгане, нанесшая серьезный ущерб международ. престиж СССР. Части Сов. Армии наход. на территории гос-в соц-го лагеря. В этой ситуации в руков. КПСС нашлись силы готов. к проведен. реформ. После

смерти Черненко, в марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК — ген. секрет. был избран М.С.Горбачев.
Апрельский 1985 г. пленум ЦЕ провозглас. курс на ускор соц-эконом. развитие страны. Указав на необход. технолог. перевооруж. тяжелой промыш. Расширение права предприят. ввод. хозрасч. — с целью повысить заин. коллектив. в рез-те своего труда. Курс на проретет развит. соц. сферы — жилищного строит-ва, здравоохранения, культуры и т.д. Была разрешена индивид. деятельн. Однако весов. рез-в эти нововведения не принесли.
В СССР нарост. обществ.-полит. и духовн. кризес. С целью затормозить процесс обществ. распада, руков. КПСС нач. осущ-ть некоторые либеральные преобразов. в идеолог. сфере. Объявлена полит. гласности предлаг. смягчение цензуры над средствами массовой инфор., публик. запрещ. ранее литер.философ., науч., худож., архивные документы. Все же попытки модерниз., улуч. социализм успеха не имели. Эконом. полож. страны продолж. ухудшатся.
В1988 г. приним-ся закон всемирно поощряющ. предринем. деят-ть. Не были решены вопрсы кредит. пром-ти и сх, ценов. политики, снабжения предпр-ия оброруд., сырьем, энергоносит. Между тем начались сокращение пр-ва в сх, а в1990 г. — пром-ть.
На 19 Всесоюзной парт. конференции июнь 1988 г. был учережден новый высший законодат. орган — Съезд народных депутатов СССР. В этот период наблюдается процесс формиров. нов. полит. партии, движений.

Горбачев отказался от попытки сохр. КПСС в прежнем виде и попытался перестроить ее по образу зап. социал.-демократ. В марте 1990 г. на 3 съезде нар. депутат. СССР отменена все ст. Конституции СССР, закрепляющ. руков. и направ. роль КПСС в жизни сов. об-ва. На 3-м съезде народ. депут. СССР Горбачев изберается Президентом страны, став главным исполнит. власти.
Продолжался спад в эконом. Стоял вопрос о рыночной экономике.
Летом 1991 г. на встречу семерки был приглашен и сов. президент. А в октябре при участии СССР начала работать международ. конференция по урегулированию положения на Ближнем Востоке.
За годы своего правления Горбачев приобр. значительный авторитет на междун. арене. В 1990 г. он был удостоин Нобелевской премии мира. Выросло доверие международ. сообщества к СССР. Однако процесс дезентеграции с самом Союзе, не урегулирован. Вместе с тем, развал СССР вывел США на положение единствен. миров. сверхдержавы.

& 57. Зарождение политических партий в России конец XIX начало XX века.
К первой группе относятся Российская социал-демократическая рабочая партия РСДРП и Партия социалистов-революционеров эсеры. РСДРП фактически возникла на II съезде 1903 и в этом же году раскололась на большевиков и меньшевиков. Программа, принятая съездом, состояла из программы-минимум и программы-максимум. В 1906 г. в аграрную программу были внесены существенные дополнения. Большевики выступали за

полную конфискацию всех земель и их национализацию. Меньшевики отстаивали муниципализацию земли, т.е. конфискованные земли передать в руки органов местного самоуправления. Вторая часть программы РСДРП ставила задачу социалистического переустройства общества. На съезде эсеров в 1905 г. также была принята программа. Программа эсеров предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, бесплатное образование, отделение церкви от государства, введение демократических свобод. Главным в программе эсеров была социализация земли.
Либеральные партии занимали центр общественно-политического движения в России. Наиболее влиятельной среди них была партия конституционных демократов кадетов, которые также называли себя Партией народной свободы. Она возникла в октябре 1905 г. на основе предшествующих либеральных организаций: Союза освобождения, Союза земцев-националистов. Это была партия либеральной интеллигенции. Кадеты были сторонниками конституционной монархии. Правый фланг либеральных партий представлял Союз 17 октября, возникший в конце октября 1905 г.

В 1912 г. возникла Прогрессивная партия прогрессисты. Ее программа была правее кадетов и левее октябристов. Органом партии была газета Утро России.
Основными консервативными партиями были Союз русского народа и Русский народный союз имени Михаила Архангела. Союз русского народа возник в 1905 г. Рупором партии была газета Русское знамя. Черносотенцы выступали за неограниченную монархию, господствующее положение православной церкви, против предоставления каких-либо прав другим нациям, проповедовали антисемитизм.
Вторая консервативная партия выделилась из Союза русского народа в 1907 г. Их цели и задачи ничем не отличались. В состав партии входили в основном представители реакционного духовенства. В начале 1905 г. возникли всероссийские профессионально-политические союзы инженеров, народных учителей, адвокатов, журналистов, профессоров, фармацевтов, врачей и медицинского персонала, конторщиков, агрономов, писателей, союзы крестьянских, земских, городских деятелей и др. На съезде в Москве был создан Союз союзов. Наиболее влиятельной силой в этой организации выступала либеральная буржуазия.
К осени 1905 г. в России началось массовое создание рабочих профессиональных союзов. В апреле 1907 г. в стране насчитывалось 652 рабочих союза более 246 тыс. человек. По сведениям Министерства внутренних дел, к середине 1907 г. в России были зарегистрированы 1046 профессиональных обществ.

& 58. Восстановление народного хоз-ва СССР в послевоенный период.
1946 г. явился наиболее трудным в послевоен. развитии пром-ти. Для переключения пред-ий на выпуск гражданской прод-ции, менялась технология произв., создав. нов.оборуд., велась

переподготовка кадров. Возрождалась угольная пром-ть Донбасса, была восстановл. Запорожсталь. Одновременно велось строит. и реконстр. действ. заводов и фабрик.

Увелечение механиз. труд. процессов в черн. металлургии и угольной пром-ти. Большой объем индустр. работ были осущ. в республ. и облас.
Работа по восстанов. пром-ти были в основном завершены в 1948 г. Массов. произв. героизм сов. людей, выразив. в многочислен. трудов. починах способ. успешному выполн. планов. задач. Восстановл. пром-ти и транспорт., нов. индустр. строит. привило к росту числен-ти рабочего класса.
Война тяжело отразилась на сост. сх. Сократились посевн. площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьш. число трудоспособ. населения. На протяжении нескольких лет на село почти не выдов. техника. В 1947-1948 г. от голода и болезней умерло около 1 млн людей.
В феврале 1947 г. пленум ЦК ВКПбрассмотрел вопрос о мер. подъема сх в после военный период. Обеспечение села тракторами, сх машин. и удоьрен., повыш. культ-ры землед. Велись работы по электрофик. села, меры по организ. перестройки колхоз. Вся произв. деят-ть колхозов и совхозов находил. под контролем партийных и государ. органов власти. Были ужесточены меры по отнош. к индивид. крестьян. хоз-ам: увеличились поборы с преуспевающих участков.

59.Социально-экономическое развитие России в конце Х1Х начале ХХ века. Реформы Сергея Юльевича Витте.
В рез-те эконом. развит. в пореформ. период пром. подъем 90-х г. Х1Х в. оконч. сложилась систем. рос. капитал. Это выраж. в росте предпринимат. и капиталов, совершен. произ-ва, в его техн. перевооруж., увелеч. кол-ва населен. рабочей силы во всех сферах народ. хоз-ва.
На рубеже Х1Х-ХХ в. капит. вступил в нов. монопалстическую стадию. Сращивание пром.-финансов. группы. Они занили господ. положение в экономике — регулиров. 5 произ-в и продаж, делили мир на сферы влияния, диктовали цели.
Особенности монопалистического капитализма: 1 Россия преш. капит. позднее многих стран; 2 экон-географ.-необъятн. тер. с различ. природн. услов. и ее неравномер. освоен; 3 соц.-полит. — сохран. самодерж., помещечьего землевлад., сословного неравноправия, полит. бесправ. народн. масс, нац-го угнетения; 4 различ. уровень эконом.
Особенности экономики: 1 совр. капитал. промш. и фин-банковская система сочетал. в эконом. России с отсталым аграрным сектором, сохранивш. полукрепостн. формы соб-ти и мет. хоз-я.

2 Сравнит. невыс. актив. в вывозе капиталов за пределы страны. Объясн. нехват. отечествен. капитала и широкой возможн. их внутр. вывоза на окраины империи Сибирь, Средн. Азия, Север. европейской части России. Россия была объектом широкого прилож. иностр. капиталов. Объсняется возмещение получ. сверхприбыли из-за дешевой раб. силы и огромных сырьевых ресурсов.

Многонац. сост. гос-ва служ. основ. обостр.

национальн. вопрос. В целом для внутреполит. системе России в начале ХХ века было хар-но переплетение сословн. классов и национальн. противореч., которые вызыв. остр. соц-полит. напряжение в стране и послужило причиной революц. взрывов в 1905-1907, 1917 г.

60. Внешняя политика советского государства в 1921-1940 гг.
Во внешней политике Советского государства в период с начала 1920-х годов до 1941 г. можно выделить четыре крупных этапа:
1921 -1927 гг. -установление Советской Россией дипломатических отношений с ведущими странами Запада и полоса ее признаний, укрепление отношений с приграничными государствами

1928-1933 гг. -установление союзнических отношений с
Германией и противостояние демократическим странам на европейской арене, а на Востоке — усиление влияния в Китае и активизация советского влияния в Афганистане и Иране

1933-1939 гг. -сближение с Англией, Францией и США на основе противостояния фашистской угрозе, политика коллективной безопасности,

стремление сохранить приобретенные

сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией

1939-1941 гг. — сближение с гитлеровской Германией и императорской милитаристской Японией, расширение собственной сферы безопасности.
6 мая 1921 г. подписывается советско-германское временное торговое соглашение.
С 10 апреля по 19 мая 1922 г. в Генуе Италия прошла международная экономическая и финансовая конференция.

Участие СССР в Лозаннской мирной конференции 20 ноября 1922 г. — 24 апреля 1923 г., продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор. Договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных.

8 августа 1924 г. были подписаны Общий договор и договор о торговле и мореплавании. Серьезное обострение советско-английских отношений вновь произошло в 1926 г. во время всеобщей стачки английских горняков.

31 мая 1924 г. СССР устанавливает дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая. 26 февраля 1921 г. был подписан мирный договор с Персией Ираном, 28 февраля — с Афганистаном, а 16 марта в Москве заключен договор о дружбе и братстве с революционной Турцией.

В 1928-1933 гг. отношения СССР с Англией, Францией, США отличались крайней нестабильностью. Французские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а затем ввели ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано тем, что СССР резко сократил материальную помощь французским коммунистам. Советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении

Принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций — международную

организацию, предшественницу послевоенной ООН.
В середине марта 1939 г. контакты между Англией, Францией и СССР возобновились. В апреле эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с очевидной планируемой агрессией фашистского блока в Европе.
На дальневосточных рубежах Советского Союза в июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против чанкайшистского Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. После заключения в Москве советско-японского договора о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. нападения прекратилась полностью.

& 61. Новгородская Русь. Новгород и Псков _ феодальные республики.
Новгородская земля северо-запад. Русь занимает огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалктики до Урала. Новгород. земля наход. далеко от кочевник. и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгород. земель заключ. в наличии громадных земельного фонда, попавш. в руки местного боярского выросш. из местн. родо-племени знати.
Возвыш. Новгор. способствов. исключ. выгодн. географич. полож.: город нах-ся на перекрест. торговых путей, связыв. западн. Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией.
Новгород. владея князь, державший киевский престол, что позволяло старш. из князей Рюрикович. Новгород стал боярской республикой. Высший орган республики — вече, на котором избер. Новгород. управл., рассматр. вопросы внутрен. и внешней политики. Хозяева вече — 300 золот. поясов- крупн. бояре Новгорода. Главное должностное лицо — посадник старш. сын киевск. князя, глава прав-ва, в его рук были упр. и суд. Фактич. в посадники избир. бояре из 4-х круп. Новгород. родов. Вече избер. главу Новгород. церкви — епископа впоследствии архиепископа Третьим, важным лицом гор. упр-ия был тысяцкий, ведав. гор. ополчением, судом по торгов. делам, сборам налогов. Вече приглаш. князя, который управляет армией во время воен. походов.

& 62. Политическое развитие России в 1993-2005 г.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего

зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе Партнерство во имя мира. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции например, в Афганистане и Вьетнаме. В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал

товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью Россией, Белоруссией, Казахстаном и др. государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

& 63. Внешняя политика киевских князей.
Первые 200 лет истории нашего Отечества отмечены двумя поэтапными направлениями внешней политики. Первое — это отношения с Византией и сопредельными странами Востока.

В политической сфере договоры, как правило, закрепляли союзнические отношения, и следствием их были походы русских дружин в 909-913 и 945 гг. на Каспий против мусульманских властителей Закавказья. С 967 г. Святослав попытался включить в сферу своего влияния Болгарию и утвердить центр Руси на нижнем Дунае. По договору 971 г. Святослав был вынужден уйти из Болгарии и по дороге в Киев был убит печенегами у днепровских порогов.
С конца X в. главным направлением политики становится защита русских земель от кочевников. В начале XI в. половецкие орды откочевали из казахских степей в Поволжье, а в

середине века появились уже у границ Руси и в 1068 г. разбили войско старших Ярославичей. С этих пор русские летописи постоянно сообщают о грабительских набегах половцев на пограничные княжества. Половецкие ханы стали постоянными участниками русских междоусобиц, выступая на стороне то одного, то другого князя. Союзы русских князей с половцами нередко скреплялись браками: ханы и беки охотно отдавали своих дочерей и сестер замуж за русских князей. С конца XI в. оборону самого опасного участка южной границы — Переяславской земли — возглавил Владимир Всеволодич Мономах.

В половецкой степи к концу XI в. образовалось несколько объединений-орд, контролировавших определенную территорию. Эффективная организация обороны в сочетании с налаженной разведкой позволили Владимиру Мономаху предпринимать глубокие рейды в Дикое поле. Успешные походы и разгром половецких укрепленных поселений заставили половцев откочевать подальше от границ Руси. Но успехи были не всегда: натиск половцев в условиях политической раздробленности Руси и нежелание многих князей участвовать в совместных действиях против них приводили к тому, что наиболее удачливые ханы стучали саблей в Золотые ворота Киева. После печально знаменитого похода в степь князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 г. половцы даже пытались штурмовать крупные русские города Переяславль и Путивль.
Со степняками не только воевали, но и торговали: кочевники пригоняли для продажи табуны лошадей и другой скот в обмен на ткани, меха, оружие. Через степь проходили международные торговые пути. Половцы получали значительные выгоды в виде пошлин с купеческих караванов. Постоянное общение кочевников с Русью приводило к тому, что русские дружинники усваивали их приемы боя, а половцы переходили к полуоседлости в наиболее удобных для этого участках степи; в их среду проникало христианство. Нередко русские дружины вместе с половцами сражались против новых завоевателей. Процесс взаимовлияния двух этносов прервался в 30-х годов XIII в. мощным монгольским нашествием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: