Просвещение и образование на Урале в нач ХХ в

Более высокий рост капитализма и освободительного движения в начале ХХ в. вызвал более высокие темпы развития просвещения. Особенно сильный толчок дала революция 1905-1907 гг. Усиление реакционных мероприятий царизма в области народного образования в 1908-1914 гг. не могло остановить развития просвещения.

Начальное народное образ-ие развивалось за счет успехов земской школы. Срок обучения в земских начальных училищах увеличился. Земства Урала планировали введение всеобщего начального обучения. Но многие одноклассные училища не были преобразованы в 2-классные.

С целью повышения квалификации (средней и высшей) учителей – ежегодные педагогические курсы. Рост числа учительских семинарий в крае. 1909г. – открыт учительский институт в Уфе, 1912г. – в Е-бурге.

Среди нерусских народов Урала школьное образ-ие развивалось медленнее. Причины: 1. великодержавно-шовинистическая политика царизма, 2. консервативные и реакционные устремления татарской и башкирской феодальной верхушки и духовенства. Кадимисты (выразители их идеологии) старались сохранить старую схоластическую средневековую школу (против женского образ-ия, преподавания в мектебе и медресе общеобразовательных предметов). Джадиды (представители интересов зарождавшейся татаро-башкирской буржуазии) добивались реформирования школы т/о в методическом отношении; не тронутыми оставались: дух и содержание обучения, проповедь реакционных идей пантюркизма и панисламизма. Мектебе и медресе содержались т/о на средства самого мусульманского населения, не было определенных учебн.планов, программ, учебников; учителями были муллы.

У коми-пермяков и удмуртов образование – еще в более тяжком состоянии. Национальных школ – единицы. Большинство детей училось в русско-инородческих (смешанных) школах.

Процесс развития народн. образ-ия захватил и др стороны: воскресные школы д/взрослых библиотечное дело и т.п. До 1МВ кол-во учреждений и объем их деятельности увеличивались.

В гг. 1МВ народное образование сделало шаг назад: ухудшение материального обеспечения школы и состава учителей, снижение охвата детей школой. Тем не менее к Февр.рев-ции просвещение в крае характеризовалось более высокими количеств-ми показателями, чем в к.19в. Увеличение начал, средн общеобразов-х училищ в среднем в 2 раза. Перм губерния: начал училищ – в 2 раза, детей – в 3 раза, средн учебн заведений – в 3 раза.

Кол-во воскресных школ и курсов для взрослых – в 20 раз, слушателей в них – в 90 раз. Число библиотек – в 11 раз.

Осень 1916г. – открытие в Перми отделение Петроградского университета. Май 1917 – преобразован в самостоят. универ.

Несмотря на все достижения, успехи народного образования были более чем скромные в количественном отношении. В Перм.губернии: из 333 тыс. детей обучалось 197 тыс (59%). Средние и высшие учебные заведения оставались недоступными д/трудящихся масс, особ нерусских народов Урала. В Перм универе «кр-ян, казаков и мастеровых» - 10%.

Гос. Органы на Урале боролись против прогрессивного. Учителя, библиотекари, причастные к революц движ-ию, отстранялись от работы, заключались в тюрьмы, высылались. Содействие церковноприходским школам в ущерб министерским и земским училищам. Стремление оказенить земскую школу. Гл цель школы – воспитание в духе беспрекословного выполнения ими в будущем «обязанностей верноподданного гражданина и верующего христианина».

Народн.образ-ие оставалось на низком ур-не.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: