1. Какие общие с классиками теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины XIX в.?
2. Какими аргументами мотивируют лидеры утопического социализма свое неприятие идеи ничем не ограниченной свободы конкуренции и критику института частной собственности?
3. Каковы конечные цели антирыночных доктрин утопического социализма эпохи промышленного переворота?
4. В чем особенности теоретических положений Р.Оуэна о стоимости и народонаселении?
5. Проанализируйте сущность оуэновской концепции «разумного устройства общества» в ассоциативных «самостоятельных поселках» будущего,
6. Как характеризует К.Сен-Симон рекомендуемое им ндустриальное общество? Изложите свое отношение к его идее о том, что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею».
7. Кто такие сен-симоновские «промышленники»? Кого он относит к «непромышленным классам» и «классу правителей»?
8. В чем суть критики классической политической экономии в трудах Ш.Фурье? Прокомментируйте сформированные им недостатки «строя цивилизации» и достоинства «строя согласованности».
Список рекомендуемой литературы
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
Левита Р.Я. История экономических учений. М.: Catallaxy, при участии ЗАО «КноРус», 1988.
Оуэн Р. Избр. соч. В 2-х т. М.—Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950.
Сен-Симон К. Избр. соч. В 2-х т. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1948.
Фурье Ш. Избр. соч. В 3-х т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1954.
Тема 11. Историческая школа Германии
Усвоив материал этой темы, вы будете знать:
· что «само формирование исторической школы... происходившее под знаком оппозиции классикам, потребовало... впервые отчетливого и критического осознания самой природы метода экономического исследования» (Н.Кондратьев);
· какие идеи классической политической экономии были подвергнуты критическому переосмыслению предшественниками и представителями исторической школы Германии;
· какую «пишу» в области предмета и метода экономической пауки восполнили научные изыскания авторов немецкой исторической школы и сколь значимым для творчества современных экономистов окажется их нсклассоформационный историзм.