Славянский мир призван разрешить все вопросы, поставленные перед человечеством развивающейся цивилизацией, и роль России — всемерно содействовать этому

Крупнейшими идеологами панславизма можно назвать Н.Я. Данилевского, И.С. Аксакова, Р.А. Фадеева, О.Ф. Миллера и других русских мыслителей. Генерал-майор Фадеев, известный военачальник и публицист, писал: «Мы можем быть лишь тою личностью, какою нас Бог создал — славянскою по роду и русскою по виду...» Основания для великой славянской мировой миссии — «Нам нужно славянство не для того только, чтобы с его помощью самим стать опять славянами» — он видел в том, что славянство есть «последняя арийская, то есть прогрессивная порода, выступающая на сцену света; особая религиозная основа, исключительно чистая, просвещавшая до сих пор личную совесть людей, но в общественном отношении лежавшая под спудом».

Программу создания на основе России панславистской государственности в славянофильской среде отстаивал К.С. Аксаков. Католицизм и мусульманство отдельных славянских народов не брались им в расчет. А на состоявшемся в Москве в 1867г. славянском съезде уже обнаружились оппозиционные настроения со стороны депутатов от западных и южных славян по отношению к идее панславизма под эгидой России.

Революционные события 1917 г. похоронили идеи панславизма в России, так как осуждались К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным.
Панславизм оперирует географическим масштабом Восточной Европы и поэтому, в определенном смысле, он представляет собой восточноевропейскую геополитическую модель. Русским же при ее реализации, достаточно посмотреть на географическую карту, может быть отведена лишь периферийная роль в славянской цивилизационной системе. Не говоря уже о том, что огромная масса многонационального населения современной России выпадают из орбиты этой геополитической концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: