Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки

По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более.Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении привело к возникновению особой педагогики – педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики. Корекционая педагогика ( от лат.correctio – исправляю) – одна из ветвей педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведениия у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Опираясь на коррекционную педагогику, возможно осуществить по настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку, реализовать, на практике гуманное личностно-ориентированное воспитание.

Как самостоятельная наука коррекционная педагогика возникла совсем недавно. Предшественницей её является дефектология – наука, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания. Термином «коррекционная педагогика» либо заменяют понятие «дефектология», либо считается, что коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей, имеющих Нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.

Предметом коррекционной педагогики служит процесс обучения, воспитания детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных методов и средств выявления, предупреждения и преодоления этих отклонений.

Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

- определить природу и сущность отклонений в развитии и поведении детей, выявить причины и условия их поведения;

- изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности;

- разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в развитии;

- провести анализ общего и специального образования детей с отклонениями в развитии в условиях массовой школы;

- определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей;

- создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми.

В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими категориями являются обучение, воспитание и развитие. Принципы коррекционно-педагогической деятельности совпадают с общепедагогическими. В дополнение к ним ведущими учёными в этой области (С.Г.Шевченко, Т.А.Власовой, А.Д.Гонеевым, Н.И.Лифинцевой, Н.Я.Ялпаевой) разработаны специальные понятия.

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация – это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических функций организма.

Адаптация (школьная)- это процесс приспособления ребёнка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям.

Достаточно сложно определить, является ли развитее ребёнка нормальным или отклоняющимся от нормы (аномальным). Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормальное признаётся просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально- экономических, культурно- исторических, климатических и прочих условий эпохи.

Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контексте коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее разработанными являются:

- предметная норма – знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образования);

- социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определённого возрастного этапа;

- индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребёнка.

- норма психического развития.

Основной задачей педагога является выявление и коррекция отклоняющегося от нормы поведения ребёнка.

В учебном пособии под редакцией В.А.Сластёнина анализируются различные отклонения в характере и поведении детей:

- расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом;

- повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность). Аффективное поведение – склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребёнка;

- застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создаёт множество проблем в общении, решении жизненных задач;

- аутичное поведение (погружении в себя, отчуждённость от окружения). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются;

- чрезмерная импульсивность проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия;

- повышенная внушаемость – некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и т.д.;

- негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от выполнения требования – это своеобразный способ выхода из конфликта. В психологической литературе называются две формы негативизма – пассивный (выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования) и активный (при котором совершаются противоположные действия). Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагогполучии ребёнка могут стать качествами его личности;

- жестокость, деспотизм, агрессивность выражается в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная.

- бесцельная ложь – когда ребёнок не знает причины своей неправдивости и не связывает её с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребёнок не может удержаться;

- бесцельное воровство – зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией.

- страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения.

- лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологический. Чаще всего, по свидетельству врачей, большинство ленивых детей – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим.

Как определить педагогу и родителям, является ли поведение ребёнка нормой или аномалией? Необходимо ли ему обследование? Существует несколько признаков, по которым можно определить степень тяжести нарушения:

- стабильность проявлений во времени (нарушение не меняется и не исчезает с возрастом); отклоняющиеся черты у нормального ребёнка ситуативны, от них он может избавиться, если захочет, больной же – нет;

- тотальность проявлений нарушений (дома, в школе в гостях), если же ребёнок дома один, а «на людях» другой, то это патология;

- социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо сам ребёнок, либо окружающие его люди).

В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребёнка; «трудновоспитуемости», асоциальном поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: