1. в России 20 млн. детей школьного возраста.
2. 8 млн. не усваивает школьную программу.
3. 1 млн. не учатся.
4. 70 % преступных групп – несовершеннолетние.
Ежегодно уровень интеллектуального развития выпускников школ падает на 1,5-3%.
Более ста лет назад К.Д. Ушинский написал: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское». Теперь уже совершенно очевидно, что именно школьная напряженность есть главная причина возникновения всевозможных отклонений детского поведения.
Причины:
1. биологические:
Ø Алкоголь, никотин, наркотики.
Ø Лекарства, вакцинация.
Ø Недоброкачественные продукты питания.
Ø Радиация.
Ø То, чем мы дышим.
2. социальные:
Ø Массовое сокращение оздоровительных учреждений.
Ø Грубое отступление от санитарных норм в работе и в учёбе.
Ø Занятость родителей, их педагогическая безграмотность.
Ø Уменьшение бесплатных кружков.
|
|
Ø СМИ
Ø Падение уровня жизни.
Ø Усиление факторов напряженности.
Ø Забвение норм морали.
Ø Перегруженность негативными эмоциями.
Ø Разобщенность людей.
Ø Несогласованность воспитательного влияния, нет единой идеологической платформы государства.
Ø Ускорение темпа жизни.
Дети – продукт свей эпохи, отражение всех его проблем.
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке... Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
Я. Корчак
Задачи:
1. накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся поведении и развитии.
2. выявление причин и условий, вызывающих отклонения в развитии и поведении.
3. комплексный анализ факторов, выявление закономерностей в появлении отклоняющегося поведения и развития.
разработка понятий «норма» и «патология» в воспитании и развитии.
Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно состоит в том, что психические черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующие усилия.
В. П. Кащенко
Норма (от лат. normalys — установленное) — это нечто постоянно существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу. Бесспорное, устоявшееся, образцовое, типичное, общепринятое — это тоже характеристики нормы.
4. разработка практических методик.
Принципы:
|
|
1. «утверждающий - богат, отрицающий - беден» (основной принцип Гуманной педагогики)
2. природосообразности (К.Д. Ушинский) Педагог принимает ребенка таким, каким его создала природа. Ребенок всегда самобытен и интересен.
3. признание права ребенка быть самим собой и его право на любовь.
По Г.Ф. Кумариной:
1. нормативности и открытости образовательных перспектив для детей группы риска – эти дети нормальные и тоже имеют право получать образование какое захотят, нельзя ограничивать их, словно они инвалиды или у них ЗПР.
2. педагогической организации жизнедеятельности ребенка:
Ø Психогигиенические условия.
Ø Дидактические условия.
Ø Санитарно-гигиенические условия.
3. Равноправного партнерства с семьей.
4. Приоритетного внимания к отношениям ребенка (к себе: достоинства; к сверстникам; к взрослым)
5. Победность учения в условиях преодоления проблемных трудностей.
6. Педагогического оптимизма.
7. Интегрированного характера образовательного процесса:
Ø Диагностика
Ø Оздоровительная работа.
Ø Педагогические технологии.
Ø Социальные условия.
8. личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
Методы:
Классификация по Кащенко:
И.П. Подласый:
формирование сознания формирование стимулирования 1. субьективно-прогматические (деловые) – личной выгоды
пример, объяснение, беседа, поведения поощрение, «ты – мне, я – тебе»
худ. слово, внушение. Упр-я, создание наказание, 2. естественных последствий – любое действие имеет
пед. ситуаций, соревнование. последствие, делать зло другим – вредить себе;
поручения, правильная линия поведения укрепления неприятностей
требования. и желания их избежать.
3. возмещения – любой ущерб должен быть возмещен.
4. трудовой – вариант метода возмещения.
5. взрыва – используется в крайнем, исключительном случае.
Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.