Задачи, содержание, структура занятий коррекционной ритмикой

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Учитывая, что занятия коррекционной ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях коррекционной ритмики:

- оздоровительное,

- образовательное,

- воспитательное

- коррекционно-развивающее.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы», принятой в детском саду.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д.

На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка, вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Таким образом, предъявление на занятиях коррекционной ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно­-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание детей не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос взрослого заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

- выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;

- движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

- кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

- ребенок сильно потеет, особенно лицо;

- учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

- уменьшение общего времени занятий;

- уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;

- упрощение сюжета игры;

- изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

- уменьшение числа участников игры;

- более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

- уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

- более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;

- использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные нарушения:

- нарушение координации движений;

- скованность при выполнении движений и упражнений;

- отсутствие плавности движений;

- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.

Занятия КР тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие основных сторон внимания и памяти.

2. Нормализация двигательного автоматизма.

3. Развитие воображения.

4. Развитие качественных характеристик движения.

5. Развитие чувства темпа и ритма.

6. Общая регуляция мышечного тонуса.

7. Развитие правильного дыхания.

8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.

9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.

Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с детьми с особыми потребностями.

Для организации работы по коррекционной ритмике мы рекомендуем провести диагностическое обследование детей в соответствии с методикой Ю.Я. Киселева («Практические занятия по психологии» под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: