Архангельский Лесотехнический институт
__________________________________________________________
Кафедра котельных установок и тепловых станций
А. И. Егоров
М а л ы й п р а к т и к у м
П о т е п л о в ы м д в и г а т е л я м
Архангельск
(Реставрация 2005)
Лабораторная работа № 1
И Н Д И К А Т О Р Ы И П И М Е Т Р Ы
Цель работы. В процессе наладки и эксплуатации поршневых машин (паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, поршневых компрессоров и насосов) часто возникает необходимость в определении мощности, развиваемой в отдельных цилиндрах, и в установлении вида реальных термодинамических процессов, по которым происходят изменения параметров рабочего тела. Для решения этой задачи в технике пользуют индикаторы, пиметры и др. устройства.
Основной целью настоящей работы является ознакомление студентов с устройством и принципом действия индикаторов и пиметров, служащих для индицирования цилиндров поршневых машин.
И Н Д И К А Т О Р Ы
Большое распространение в своё время получили механические индикаторы различных систем. Эти индикаторы предназначались для индицирования сравнительно тихоходных машин. Только в этом случае возникающие при их работе инерционные силы не оказывают заметного влияния на точность записи индикаторной диаграммы. С повышением быстроходности машин точность записи уменьшается, и при достижении числа оборотов вала в минуту до 1000 и более обычные механические индикаторы становятся практически непригодными. Весьма затрудняет работу поршневых индикаторов и высокая температура рабочей среды, образующейся в двигателях внутреннего сгорания.
|
|
Отмеченные выше соображения привели к разработке и к использованию индикаторов, работающих на тензометрических датчиках с электронной схемой усиления сигнала, а также к широкому применению индикаторов, использующих другие принципы записи и усиления.
Механический индикатор «Майгак»
Индикатор служит для записи изменения давления от положения поршня внутри цилиндра поршневой машины с невысоким числом оборотов. Индикатор состоит из двух основных узлов: узла фиксирования изменения давления в цилиндре и узла, имитирующего ход поршня. Узел, предназначенный для фиксирования давления, состоит из цилиндра со сменной рабочей втулкой и поршнем, спиральной пружины, нагружающей поршень, и системы передачи движения записывающему «карандашу», сконструированной таким образом, что карандаш индикатора имеет прямолинейно-возвратное движение. (рис. 1)
Сменные рабочие втулки и поршни, а также сменные с различной жёсткостью пружины дают возможность использования одного индикатора в широком диапазоне давлений. Полость под поршнем индикатора сообщается через трехходовой кран с исследуемой полостью цилиндра.
|
|
Рис.1. Узел передачи давления. 1 - поршень двигателя; 2 - цилиндр двигателя; 3 - цилиндр индикатора; 4 - сменная втулка; 5 - сменный поршень; 6 – шток; 7 - сменная спиральная пружина; 8 - записывающее устройство; 9 - трёхходовой кран; 10 – барабан с индикаторной бумагой
Узел, предназначенный для имитации хода поршня, состоит из ходоуменьшителя (рис.2) рычажного (а) или барабанного (б) типа, передающей системы и барабана с внутренней пружиной.
На барабане с помощью специальных держателей закрепляется бумага, предназначенная для записи процесса изменения давления внутри цилиндра как функции хода поршня.
Барабан индикатора под действием шнура совершает неполные повороты в одну и другую стороны в зависимости от направлений движения поршня. Угол поворота в соответствующем масштабе отражает ход поршня.
|
Рис. 2. Ходоуменьшители.
1 - барабан индикатора; 2 – шнур; 3 - рычаг; 4 – барабаны ходоуменьшителя
а б
Итак, высота подъёма карандаша записывающего устройства соответствует давлению внутри цилиндра в рассматриваемый момент времени, а угол поворота барабана – пути, пройденному поршнем в этот момент. На бумаге, закреплённой на барабане индикатора, карандашом записывающего устройства будет нанесена кривая, изображающая в некотором масштабе зависимость изменения давления внутри цилиндра как функция пути, пройденного поршнем, то есть P=f(x). Если учесть, что - есть объём, описанный поршнем в рассматриваемый момент времени (d – диаметр поршня, x – путь, пройденный поршнем), то в другом масштабе полученная кривая даст зависимость P=f(V). Эта кривая и является искомой индикаторной диаграммой.
Индикаторная диаграмма в зависимости от конструкции ходоуменьшителя, связи между числом оборотов вала и числом двойных ходов поршня индикатора, может иметь свёрнутый или развёрнутый вид (рис. 3).
Рис.3. Виды индикаторных диаграмм. Свёрнутые диаграммы поршневой паровой машины (а) и двигателя внутреннего сгорания - (б); развёрнутая индикаторная диаграмма двигателя внутреннего сгорания - (в)
Механический индикатор МИ-1
Принцип действия механического индикатора МИ-1 практически одинаков с выше рассмотренным индикатором «Майгак». Существенное отличие от индикатора «Майгак» состоит в использовании консольных пружин. Малые размеры цилиндра индикатора и высокая жёсткость консольных пружин дают возможность использовать этот индикатор для регистрации высоких рабочих давлений газовой смеси. На рис. 4 показана схема и внешний вид этого индикатора.
Рис. 4. Схема и внешний вид индикатора МИ-1. 1 – консольная пружина; 2 – шток; 3 – поршень; 4 - корпус индикатора
Индикатор МАИ – 2
Индикатор МАИ – 2 является электропневматическим стробоскопом и наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к способу индикации современных поршневых машин. Индикатор МАИ – 2 предназначен для индицирования поршневых машин, работающих с числом оборотов до 5000 об/мин и с изменением давления в рабочем пространстве поршневой машины от 0,08 до 15 МПа. Индикатор обеспечивает запись диаграмм в 10 различных масштабах по оси давлений путём подбора сменных пружин и плунжерных пар. Точность записи составляет ±1,5%.
Индикатор состоит из четырех основных узлов, связанных между собой электрическими и пневматическими связями: первый узел – набор приёмников давления, второй – записывающая часть индикатора, третий – отметчик мёртвых точек, четвёртый – пульт управления. Схемы механической, электрической, пневматической и гидравлической связи узлов показаны на рис. 5. На этом же рисунке можно проследить взаимодействие узлов при индицировании.
|
|
Записывающая часть индикатора через промежуточный валик и муфты связана с коленчатым валом двигателя, вследствие чего барабан записывающей части вращается синхронно и синфазно с валом двигателя.
Приёмник давления 1 является чувствительным элементом индикатора. Он разделён гибкой мембраной на две полости. Одна полость (а) сообщается с индицируемым пространством двигателя, вторая (б) - с пневматической системой, сообщённой в свою очередь с резервуаром сжатого воздуха. Манипулируя вентилями, в полости 2 можно создать любое давление. Таким образом, мембрана находится под давлением двух сред. По мере повышения давления в полости а в полости б произойдет прогиб мембраны и замыкание ее с контактом приемника, а это послужит сигналом для срабатывания фиксирующего устройства.
Устанавливая различное давление в полости б, одновременно устанавливается такое же давление в рабочей полости плунжерной пары, перемещающей искровой разрядник 3 и преодолевающей сопротивление пружины (вдоль вертикальной ординаты – ординаты давления). Если обозначить давление в полости а – Pа, а в полости б – Pб, то при наступлении момента Pб ≥ Pа, произойдет разрыв контакта в приемнике давления. Электрический импульс из приемника давления, усиленный в тиратронном преобразователе, дает искру между наконечником разрядника и барабаном. Искра пробивает в бумаге отверстие (одно за цикл работы двигателя). Изменяя плавно давление Рб в пределах изменения рабочего давления Ра можно получить кривую (индикаторную диаграмму), "написанную" точками от электроразрядов. Кроме этой основной кривой на диаграмму наносят и другие линии, соответствующие тарировочным условиям (линию атмосферного давления, отметки мертвых точек и т.п.) Индикатор МАИ-2 дает развернутую диаграмму (рис. 6).
|
|
|
На индикаторных диаграммах поршневых двигателей сравнительно легко можно проанализировать все основные процессы за цикл (всасывание, сжатие, горение топлива, расширение газов, выхлоп), определить работу расширения и работу сжатия, вычислить внутреннюю (индикаторную) работу за цикл и мощность, развиваемую в цилиндре двигателя.
П И М Е Т Р Ы
Кроме разобранных типов индикаторов, имеющих большое распространение в технике, при отладке многоцилиндровых машин иногда используются пиметры. Эти показывающие приборы дают возможность без съемки индикаторной диаграммы судить о среднем давлении в цилиндре, а косвенно и о мощности, развиваемой каждым цилиндром машины. Так как давление в цилиндре, ход и диаметр поршня при известном числе оборотов вала определяет мощность, то равенство показаний пиметра для всех цилиндров одной машины указывает на равенство мощностей, развиваемых в цилиндре, и на равенство усилий, действующих на каждую шейку коленчатого вала. Надо только иметь в виду что пиметры - приборы недостаточно точные, и суждения, вынесенные на основе их показаний, является приближенными.
Содержание лабораторной работы
За отведенное для лабораторной работы время студент обязан ознакомиться с устройством и действием индикаторов и пиметров, пользуясь индикаторами, их описанием и инструкциями по их эксплуатации, произвести проверку правильности записи индикатора на специальном стенде (рис. 7).
Рис.7. Схема экспериментальной установки (а) и представления результатов опытов (б)
Для исследования правильности записи давлений индикатором используется пресс, которым пользуются для проверки манометров. По отметкам, сделанным карандашом индикатора на индикаторной бумаге при различных давлениях, строят прямолинейную (рис.7 б) зависимость P=f(h) и находят масштаб пружины, мм/кг.
Отчет о работе
В отчете должны быть представлены тарировочная зависимость по определению масштаба пружины схемы приборов и узлов и дана их краткая характеристика.
Из отчета и защиты должно быть ясно, что студент знает устройство и правила использования индикаторов и пиметров.