Кинематические параметры движения жидкости через рабочие органы лопастного 'насоса оказывают решающее влияние на его энергетические показатели. Напор насоса и коэффициент его полезного действия тесно связаны со значением и направлением скоростей потока жидкости в межлопастных каналах колеса. Для установления этой связи воспользуемся теоремой об изменении моментов количества движения, которая может быть сформулирована следующим образом: производная по времени от главного момента количества движения системы материальных точек относительно некоторой оси равна сумме моментов всех внешних сил, действующих на эту систему.
Математически теорема записывается следующим образом:.
=S М
где m — масса рассматриваемой системы материальных точек;
J— абсолютная скорость их движения;
r — расстояние до оси.
Удобство теоремы об изменении моментов количества движения в приложении к сплошной среде заключается в том, что с ее помощью динамическое взаимодействие между жидкостью и обтекаемыми поверхностями можно определить по характеру течения в контрольных сечениях без учета структуры потока внутри выделенного объема.
|
|
Применяя теорему к установившемуся движению жидкости через рабочее колесо центробежного насоса между сечениями от входа в колесо до выхода из него, допустим, что при струйном характере течения приращение энергии на этом участке происходит без гидравлических потерь. Кроме этого, дифференцирование в уравнении (2.36) заменим рассмотрением изменения момента количества движения массы жидкости за 1 с.
При подаче насоса масса жидкости, участвующей в движении, составит:
т = r Q
Если абсолютная скорость течения жидкости при входе в рабочее колесо
насоса J1, то момент количества движения в этом сечении относительно оси насоса (рис. 2)
Рис.1. Параллелограммы скоростей потока на входе в рабочее колесо центробежного насоса и на выходе из него
Мк.д.1 = rQJ1 rвх
Момент количества движения на выходе из колеса
Мк.д.2 = rQJ2 rвых
С учетом сделанных допущений уравнение (2) может быть переписано в виде
SМ = Мк.д.2 –М к.д.1 = rQ (J2rвых - J1rвх) (1)
Из треугольников скоростей (см. рис. 1) следует:
rвх = cosa1 и rвых = сosa2.
Подставляя найденные значения rвых и rвх в уравнение (1), имеем:
SМ = = rQ (J2 cosa2 - J1 cosa1.) (2)
Все внешние силы, действующие на массу жидкости, заполняющей межлопастные каналы рабочего колеса, можно разделить на три группы:
1) силы тяжести; как бы ни было расположено рабочее колесо насоса, их момент относительно оси вращения всегда равен нулю, так как рассматриваемый объем представляет собой тело вращения и его центр тяжести находится на оси колеса, т. е. плечо этих сил равно нулю;
|
|
2) давление на поверхностях контрольных сечений; создаваемые этим давлением силы проходят через ось вращения, и, следовательно,, их момент также равен нулю;
3) силы на обтекаемых поверхностях рабочего колеса; главным образом, это воздействие на протекающую жидкость сил давления со стороны лопастей рабочего колеса; участвуют здесь, и силы трения жидкости на обтекаемых поверхностях, однако они сравнительно невелики, и в соответствии со сделанным ранее допущением, их моментом можно пренебречь.
Таким образом, момент внешних сил относительно оси вращения сводится к моменту динамического воздействия рабочего колеса М р.к. на протекающую через него жидкость, т.е.
SМ= М р.к. (3)
В то же время известно, что мощность, передаваемая жидкости рабочим колесом насоса, равна произведению Мр.к w. С другой стороны, та же мощность определяется подачей Q и напором Н т. Следовательно, всегда должно соблюдаться равенство
Мр. к=r g Q H т ( 4)
где Н т— напор, создаваемый рабочим колесом насоса.
Поскольку зависимость (5) написана без учета каких-либо потерь энергии, то напор Нт называют также теоретическим.
Преобразуя уравнение (2) с учетом выражений (3) и (4), получаем:
wrQ (J2 cosa2 - J1 cosa1) = rgQH т
Так как wD1//2 = u1 и wD2//2 = u2, разделив обе части уравнения на rQ окончательно получим:
Нт = (5)
Зависимость (5), как основное уравнение лопастного насоса, была получена Леонардом Эйлером.
Анализ основного уравнения позволяет установить, что напор центробежного насоса тем больше, чем больше переносная скорость на выходе из рабочего колеса.
Это, в свою очередь, указывает на две принципиально различные возможности повышения напора: путем увеличения выходного диаметра рабочего колеса или за счет увеличения частоты вращения n. Повышение напора может быть также достигнуто уменьшением угла <α2. Теоретически произведение
u2 J2 cos α2 имеет максимум при α2=0, однако практически это означает прек-
ращение подачи, поэтому при конструировании рабочих колес центробежных насосов обычно принимают <α2= 8о÷ 12°.
При неизменных параметрах потока на выходе из рабочего колеса напор насоса, согласно основному уравнению, достигает максимума при условии
u1 J1 cos α1 = 0, (6)
что практически означает cos α1 =0 или а1=90о.
Из параллелограмма скоростей (см. рис. 1) видно, что вектор абсолютной скорости жидкости J1 в этом случае должен быть направлен по радиусу, поэтому условие (6) обычно называют условием радиального входа.
Поскольку при а1=90о проекция абсолютной скорости на направление переносной скорости равна нулю (J1 = 0), то условие радиального входа также означает, что жидкость подводится к рабочему колесу без предварительного закручивания. Уравнение Эйлера при этом принимает вид:
Н т= u2 J2 · cos a2 / g (7)
Применительно к осевым насосам, имея в виду, что на любом радиусе переносные скорости на входе и выходе одинаковы (u1=u2 = u), можно написать:
Нт= u(J2•cos a2 -J1 · cos a1 / g. (8)
Уравнение (8) показывает, что теоретический напор осевого насоса пропорционален произведению переносной скорости и разности, составляющих абсолютной скорости потока в направлении переносного движения.
При отсутствии предварительного закручивания жидкость поступает в межлопастные каналы колеса в осевом направлении, следовательно, J1 • cos a1 = J1u = 0. В этом случае основное уравнение осевого насоса имеет вид:
Нт= u × J2u / g. (9)
÷Приближенные формулы подачи и напора насоса
Приближенная формула подачи насоса:
Q =hоб × m z pD2b2w2 sinb2 (10)
где D2 и b2 - диаметр и ширина рабочего колеса,
w2 - относительная скорость на выходе из колеса,
b2 – угол наклона лопасти колеса к горизонту.
|
|
hоб - объемный коэффициент полезного действия.
m z = (pD2 - zd)pD2 - коэффициент стеснения потока за счет наличия Z лопастей в насосе
d - толщина лопасти колеса.
Напор насоса:
Н = hг ×u2 J2 · cos a2 / g (11)
где hг - гидравлический коэффициент полезного действия