Пример со сном

Пример со сном, это наилучшее средство для понимания стадии читтаматры в реализации пустотности. Для того, чтобы оценить насколько уместен этот пример, спросите себя откуда вы знаете, что не спите прямо сейчас?

Возможно вы думаете так: “Поскольку сны никогда не бывают такими отчетливыми, цвета – яркими, формы, звуки, запахи, прикосновения и вкусы не такие ясные и точные”. Однако, кто-то другой может не согласиться и возразить, что его сны даже более отчетливые, чем происходящее наяву. Делает ли это его сны пробужденным состоянием, а явь – сном? Если ваши чувственные способности ослабевают и вы больше не в состоянии переживать вещи ясно и отчетливо: означает ли это, что ваша жизнь становится сном?

При дальнейшем размышлении вы можете предположить, что знаете о том, что это не сон в силу последовательности своей жизни. Все находится в предсказуемых местах, есть ощущение причины и следствия, регулярности, устоявшихся стереотипов событий и т. д. Вы можете сказать, что сны не таковы. Они непредсказуемы, они могут неожиданно изменяться самым причудливым образом и по любому поводу. Здесь не существует реальной последовательности и вы можете обнаружить себя в любом месте, времени, образе или форме.

Затем вы говорите, что если бы сон стабилизировался, так что появилась бы последовательность и относительно предсказуемые стереотипы событий, если бы это продолжалось в течении долгого промежутка времени, а ваше переживание яви продолжалось лишь короткий период в который вы были бы очень запутаны и дезориентированы – тогда сон мог бы стать явью, а явь – сном. После всего этого не таким уж необычным будет выглядеть, что обычным людям снится их обычная ситуация, например то, что они встают, завтракают, отправляются на работу и т. д.

Вы можете посмеяться над предположением, что сейчас вы спите. Вы можете подумать, что если вы заснули и видите сны – все люди перестанут с вами общаться. Они скажут, когда вы проснетесь, о том, что вы спали и поэтому невозможно спутать сон с явью. Однако, нет существенного довода почему вам не может сниться будто бы люди вас разбудили и сказали, что вы проснулись.

Наконец, необходимо признать, что нет характеристики пробужденного состояния, которая бы ясно отличала его ото сна. Все это лишь вопрос степени и нашей эмоциональной предрасположенности. Вы верите в то, что не спите поскольку хотите чувствовать безопасность и то, что мир прочен, реален и поддерживает вас. Если бы вы серьезно сомневались в том, что не спите – вы бы почувствовали страх и запутанность. Стабильность переживания пробужденного состояния утешает вас, вы верите в это и наделяете реальностью не оставляя места снам. Если вы страдаете во сне, то счастливы дать этому уйти, когда все заканчивается, вы утешаете себя тем, что это не обладает никакой реальностью. Если вы страдаете в том, что называется пробужденной жизнью, то эмоционально вовлекаетесь в это и наделяете статусом абсолютной реальности.

Читтаматрины объясняют феномен сна как шесть сознаний, которые обычно обращены во вне к объектам чувств, а затем снова растворяются в базовом сознании (скт. алаявиджняна – см. ниже раздел Доктрина Читтаматры) подобно волнам в океане. Затем, они начинают двигаться внутри, создавая образы объектов и субъектов, которые ум принимает за реальные и переживает как пробужденное состояние. Таким образом читтаматрины не говорят, что между сном и явью нет никакой разницы. Они говорят, что нет сущностной разницы субстанций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: