Заключение

Название «Метафизика» (Ta meta ta fusika — «то, что после физики») позднейшего происхождения. «Метафизикой» была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная в издании Андроника Родосского после (meta) «Физики». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия.

Таким образом, то, что в издании Андроника Родосского просто следовало по порядку издания за физикой, стали рассматривать как возвышающееся над физикой по существу предмета: в то время как физика изучает «посюсторонние» явления природы, постигаемые с помощью опыта, «метафизика» исследует сущность бытия с помощью не опыта, а умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования «метафизики» стали особо подчеркивать их метод. Так, Гегель, говоря о «старой метафизике», понимает прежде всего «рассудочный» антидиалектический способ мышления и познания. Но, отрицая антидиалектический метод «старой метафизики», Гегель вовсе не отрицал ее предмета — исследования сверхчувственных основ бытия. Основатели марксизма оставили за термином «метафизика» значение только названия антидиалектического метода.

Так как «Метафизика» Аристотеля заключает в своем составе не один, а несколько трактатов (впрочем, близких по теме), то возникают важные вопросы, относящиеся к истории происхождения и сложения известного нам в настоящее время состава этого выдающегося произведения. Много ценного по этому вопросу имеется в специальных исследованиях немецкого ученого Вернера Иегера.

Огромное значение в истории науки — античной и феодального общества — получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится «Физика» и ряд примыкающих к ней работ: «О небе», «Чтения по физике», «О частях животных» и т. д.

Очень важен для понимания психологического и биологического учения Аристотеля, а также некоторых вопросов его теории познания трактат «О душе».

Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».

Частью — вопросам этики, частью — проблемам политического устройства и воспитания посвящен обширный трактат «Политика».

В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра. В 1890 г. в Египте во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая описание конституции города-государства Афин. Это так называемая «Афинская полития». В школе Аристотеля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих полисов. «Афинская полития» — образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин.


Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

2. Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада/ Под ред. В.В. Мшвениерадзе. М., 2003.

4. Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

5. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1997 г.

6. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.

7. Салыгин Е. Н. Теоретические тенденции современной философии. //Общественные науки и современность. 2006.- № 11.- С.13-14.

8. Тихомиров Ю.А. Основные философские концепции // Государство и право. 2003.- № 4.- С.23-24.

9. Костюк В.Н. История философских учений. М.: «Центр», 2000.

10. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991.

11. Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998.

12. Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. - №3. - 1994.

13. Спиркин А.С. Философия. М., 2001

14. Философия. Учебник. / под ред. Кохановского. Ростов-на-Дону. 1991.

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.


[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981. –С.67.

[2] Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. –С.77.

[3] Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. –С.82.

[4] Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. –С.95.

[5] Салыгин Е. Н. Теоретические тенденции современной философии. //Общественные науки и современность. 2006.- № 11.- С.13-14.

[6] Салыгин Е. Н. Теоретические тенденции современной философии. //Общественные науки и современность. 2006.- № 11.- С.13-14.

[7] Тихомиров Ю.А. Основные философские концепции // Государство и право. 2003.- № 4.- С.23-24.

[8] Тихомиров Ю.А. Основные философские концепции // Государство и право. 2003.- № 4.- С.23-24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: