Задачи работы

1. Используя карту «экологическая ситуация на территории Украины», определить в каких единицах оценивается ситуация, сколько выделено уровней оценки ситуации, насколько значительно ситуация отклоняется от нормы

2.Какие операционные единицы использовались при составлении карты.

3. Дать анализ ситуации по следующему плану:

- как меняется ситуация по географическим районам (по административным областям и по физико-географическим областям)

- какие факторы привели к такому распределению ситуации

- какова роль внутренних (имеющихся на территории Украины) и внешних (находящихся за пределами Украины) факторов, какова роль трансграничных переносов загрязнений

4.Какие неотложные мероприятия следует осуществить для того, чтобы ситуация улучшилась.

Исходные материалы и принадлежности

1.Экологические карты и атласы, в том числе карта «экологическая ситуация на Украине».

Атласы:

Загальногеографічний атлас України. – К.: Картографія, 2002. – 112 с.

Климатический атлас Крыма. – Симферополь: Таврия-плюс, 2000. – 120 с.

Барановський В.А. Екологічний атлас України. – К.: Географіка, 2000. – 42 с.

Автономная республика Крым. Атлас. – Киев-Сиферополь, 2003. – 80 с.

Географія України. Атлас для 8-9 класів. – К., 2000. – 49 с.

Настенные карты:

Неблагоприятные процессы и явления на Украине. Карта 1:750000

Україна. Екологічна ситуація. Карта 1:1000000

Україна. Забруднення навколишнего середовища. Карта 1:2000000

2.Табличные и справочные материалы (прилагаются).

3.Оборудование: палетка, виды кривых распределения и виды пространственного распределения явлений (графические схемы).

Литература

Экологическая экология Украины. - Киев: Наукова думка, 1993.

Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности. – Симферополь: Сонат, 1998.

Руденко Л.Г., Горленко И.О., Шевченко Л.Н., Барановский В.А. Эколого-географические исследования территории Украины. - Киев: Наукова думка, 1990. - 31 с. (на укр. языке).

Шестаков А.С. Принципы классификации эколого-географических ситуаций // Известия Русского географического общества, 1992. - Вып. 3. - С.241-249.

Кочуров Б.И., Розанов Л.Л., Назаревский Н.В. Принципы и критерии определения территорий экологического бедствия // Известия Российской АН. Сер. географ., 1993. - №5.

Порядок выполнения работы:

Следовать пунктам задания, обратив внимание на следующие моменты:

1. Определить операционные территориальные единицы - области, экономические районы или ландшафтные провинции (выбор ОТЕ производится в зависимости от имеющегося времени или в связи с характером предыдущего или последующего занятий).

2. Наложить палетку на картосхему загрязнения окружающей среды и произвести определение уровня загрязнения в точках. Уровням загрязнения присвоить порядковый номер (балл) от 1 при благоприятной (нормальной) ситуации до 6 - при чрезвычайном загрязнении.

3. Рассчитать среднее арифметическое значение загрязнения по выделенным территориальным единицам.

4. Построить гистограммы величин загрязнения по территориальным единицам, на основе гистограмм построить кривые распределения и определить типы кривых распределения.

5. Определить величину территориальной контрастности загрязнения по единицам по формуле коэффициента вариации

Занести полученные данные по территориальным единицам - средние арифметические, типы кривых распределения и величину коэффициента вариации - в таблицу. Произвести сравнительный анализ характеристик загрязнения рассматриваемых территорий.

6. Определить какие факторы привели к такому распределению ситуации

7.Определить какова роль внутренних (имеющихся на территории Украины) и внешних (находящихся за пределами Украины) факторов, какова роль трансграничных переносов загрязнений

8.Какие неотложные мероприятия следует осуществить для того, чтобы ситуация улучшилась.

Получаемые умения и навыки:

1.Анализировать карты, выявлять характер географического распределения ситуации, выявлять связи характера ситуации с природными и антропогенными факторами.

2.Строить кривые распределения.

Итоговые документы:

1.Картосхемы с выделенными регионами.

2.Таблица с характеристиками.

3.Краткий письменный анализ ситуации.




double arrow
Сейчас читают про: