За что будут наказывать

За преступления должностных лиц будут наказывать предприятия: парламент принял законопроект об уголовной ответственности юридических лиц

Не далее как 14 мая 2013 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2990 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об исполнении Плана действий о либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц). А 23 мая законопроект уже был принят парламентом, причем за его принятие проголосовал, ни много ни мало, 301 народный депутат. Если закон будет подписан Президентом, с 1 сентября 2014 года украинский бизнес ожидает немало сюрпризов: за преступление, совершенное должностным лицом наказание понесет все предприятие, вплоть до его полной ликвидации, а доказать свою непричастность юрлицу будет практически невозможно.

Поводом к принятию законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц якобы послужили рекомендации Группы государств против коррупции (GRECO), Специального Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), а также ряд международных договоров Украины в части установления ответственности юридических лиц (Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция Совета Европы о предотвращении терроризма, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма в части ответственности юридических лиц). Однако, как оказалось, ни один из этих документов не содержит требования о применении к юридическим лицам мер именно уголовной ответственности. При этом в тексте этих международно-правовых документов указано, что принятие предусмотренных ими законодательных мер может осуществляться государством-участником «в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы» и «с учетом ее принципов права».

Таким образом, авторы законопроекта 2990 не только «перестарались» с установлением уголовной ответственности для юридических лиц, но и решили не обращать внимания на эти самые «основополагающие принципы своей правовой системы» и «принципы права». Так, положения проекта противоречат принципу личной ответственности в уголовном праве, закрепленному в части 1 ст. 2 УК Украины и части 2 ст. 61 Конституции Украины, а также презумпции невиновности, закрепленной в части 2 ст. 2 УК и части 1 ст. 63 Конституции Украины. Вопреки этим принципам, законопроектом предлагается применять к юридическому лицу уголовное наказание за совершение определенного действия не им, а другим, физическим лицом, а наличие и доказательство вины самого юридического лица в совершении того или иного противоправного деяния вообще не требуется.

Не говоря уже о том, что украинским законодательством и так предусмотрен целый ряд административно-финансовых санкций за правонарушения, совершенные юридическим лицом. Речь идет о налоговом, таможенном, антимонопольном законодательстве и т. п. Так неужели этого не достаточно? Какие еще наказания ждут украинских предпринимателей, а главное, ни в чем не повинных наемных работников?

За что будут наказывать

Законопроектом предлагается привлекать к уголовной ответственности юридических лиц за совершение ее уполномоченным лицом:

· от имени и в интересах юридического лица таких преступлений: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст.209 УК); использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК); подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо формы собственности (ст. 368-3 УК); подкуп лица, предоставляющего публичные услуги (ст. 368-4 УК); предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (ст. 369 УК); злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК).

· от имени юридического лица: террористического акта (ст. 258 УК); вовлечения в совершение теракта (ст. 258-1 УК); публичных призывов к совершению теракта (ст. 258-2 УК); создание террористической группы или организации (ст. 258-3 УК); пособничество в совершении теракта (ст. 258-4 УК); финансирование терроризма (ст. 258 УК).

При этом, под уполномоченными лицами юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые согласно закона, учредительных документов юридического лица или договора имеют право действовать от имени такого юридического лица.

Преступления признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создания условий для получения такой выгоды, а так же на уклонение от предусмотренной законом ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: