ВСТУПЛЕНИЕ
З. Я Корогодский в книге «Начало» так начинает главу об этюде как о «Главном упражнении»: «Азбукой профессии мы овладеваем через упражнения, и главное из них – этюд. Художник, когда накладывает мазки на полотно, всегда пробует передать светотень, цвет, фактуру, познает внутренние законы профессии. Для художника – это естественная потребность, неоспоримая истина. Думается, что трудно ее оспаривать и в нашем творчестве – артист через этюд осознает основы сценического искусства.
Художник, прежде чем создать живописное полотно, делает подмалевки, наброски с натуры – этюды. Этюды художнику помогают изучать жизнь. В профессии артиста этюд – «средство вспомнить жизнь» (К. С. Станиславский). Через этюд тренируется актерская природа в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Но особое значение этюда в том, что он – средство самовоспитания артиста. «…Есть и другая, не менее важная польза в работе по созданию и исправлению самостоятельных этюдов. Во время нее, на самой практике, естественно, незаметно происходит изучение творческих законов органической природы и приемов психотехники» (К. С. Станиславский)».
|
|
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СТУДЕНТЫ
Из опыта работы со студентами класса театральной педагогики Народной высшей школы Мариеборг (Норчепинг, Швеция):
Вопросы для обсуждения:
v Что такое этюд?
v Какова цель этюдной работы?
v Из каких компонентов состоит этюд?
v Что мы должны фиксировать и где импровизировать, работая над этюдом?
v На каком материале строится этюд?
v Что такое «предлагаемые обстоятельства» этюда?
v Какие бывают виды этюда?
v Каково место этюда в работе над постановкой драматического материала?
Ответы студентовв начале семинара (выводы, сделанные на основе их предыдущего опыта и знаний, до начала анализа и объяснения понятия «Этюд»):
v Этюд – это средство учебы и практики;
v Это путь показать и сказать что-то зрителям;
v Этюд – одно и то же, что и «сцена»;
v Этюд – это одно из программных заданий;
v Этюд – это небольшое произведение (то же, что и «этюд» в музыке)
v Этюд должен включать в себя начало (мотивированный выход на сцену), центральный событийный факт и конец (мотивированный уход со сцены).
v Элементы психотехники, которые присутствуют в этюде – это погруженность (собранность внимания), работа сенсорной системы и эмоциональное отношение.
ПОНЯТИЕ «ЭТЮД»
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.
|
|
В учебном процессе этюд – это:
a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.
С точки зрения социальной значимости в педагогике дополнительного образования – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.