Отношений с др. государствами

Людьми внутри страны. Внешний сув. – независимость гос. власти в сфере

отношений с др. государствами.

Гос. казна - совокупность источников дохода государства (займы, налоги).Основные функции государства, его деятельность можно разделить на внутренние(политическая, правоохранительная, экономическая, социальная, духовная) ивнешние (политическая, экономическая, пограничная, сотрудничество государствв борьбе с преступностью международного характера). 4. Функции государтсва, форма их осуществления. Функции государства — это основные направления деятельнос­ти государствапо решению стоящих перед ним задач.Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремитсягосударство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишьосновные направления деятельности государства по решению стоящих перед нимзадач; следовательно, цели и задачи определяют функции);2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численныхгосударственных органов, специально предназначенных для определенного видадеятельности, функции государства охваты­вают его деятельность в целом, в нихнаходит выражение социальная ценность и сущность государства, ихосуществлению подчинена ра­бота всего государственного аппарата и каждогооргана в отдель­ности).В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарстваклассифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развитиягосударства) и временные (прекращают свое действие с решением определеннойзадачи, как правило, имею­щей чрезвычайный характер); в зависимости от значения— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественнойжизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнестиследующие:1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;2) экономическая;3) налогообложения;4) социальной защиты;5) экологическая;6)культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:1) оборона страны;2) поддержание мирового порядка;3) сотрудничество с другими государствами и т.п. 22. Формы и методы осуществления функций государства Формы осуществления функций государства — это однородная деятельностьорганов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних естьоднородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятиемправовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят:1} правотворческую (деятельность но подготовке и изданию нор­мативных актов):2) правоприменительную (деятельность по реализации норма­тивных актов путемпринятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнениюзаконов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера);3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека игражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридическойответственности виновных лиц и т.п.). К органишционным формам относят:1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур пообеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкойпроектов документов, организа­цией выборов и т.п.);2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственнаяработа, связанная с бухучетом,'статистикой, снабже­нием и т.д.);3) организационно - и д е о л о ги ч еску ю (повседневная воспитательнаяработа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функцийгосударства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов,формированием общественного мнения и пр.). Методы осуществления функции государства — это способы и приемы, спомощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобныхметодов выделяют: убеждение и принуж­дение, поощрение и наказание и т.д. 5. Форма и сущность государства. Государство — это организация политической власти, содейст­вующаяпреимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определеннойтерритории.При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальнаясторона);2) то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).Можно выделить следующие подходы к сущности государства: — классовый, в рамках которого государство можно определить какорганизацию политической власти экономически господству­ющего класса. (Здесьгосударство используется в узких целях как средство для обеспечения главнымобразом интересов господству­ющего класса. В этом случае первоочередноеудовлетворение инте­ресов каких-либо классов не может не вызывать сопротивленияу других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления спомощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но ониотходят на второй план.);— общесоциальный, в рамках которого государство можно опре­делить какорганизацию политической власти, создающую условия для компромисса интересовразличных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется вболее широких целях как средство для обеспечения главным образом общественныхинтере­сов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, боль­шинстванаселения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущностигосударства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные,расо­вые интересы будут доминировать в политике конкретного госу­дарства.Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только кклассовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства взависимости от исторических условий на первый план может выходить любое извышеназванных начал. Форма государства — это способ организации политической власти,охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политическийрежим.Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключаетсяглавное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «формагосударства» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в немгосударственно-властные структуры, как объединено население на даннойтерритории, каким образом оно связано через различные территориальные иполити­ческие образования с государством в целом, как осуществляетсяполитическая власть, с помощью каких методов, приемов.Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатичес­кие условия, национально-исторические и религиозные особеннос­ти, культурный уровень развития обществаи т.п. Элементами формы государства выступают:1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высшихорганов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом инаселением; в зависимости от особенностей формы правления государстваподразделяются на монархические и республиканские);2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуругосударства, соотношение между государством в целом и его составнымитерриториальными единицами; по форме государственного устройства государстваделятся на унитарные, фе­деративные и конфедеративные);3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов,способов и средств осуществления государствен­ной власти; в зависимости отособенностей набора данных приемов государственного властвования различаютдемократический и анти­демократический политические (государственные)режимы). 6. Форма правления. Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства,характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядокобразования ее органов и их взаимоотношения с населением.По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству;2) осуществляется бессрочно;3) не зависит от населения.Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительныеучреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государстваявляется монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохифеодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, вкоторых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшиегосударственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, вчастности, об Англии, Японии, Ис­пании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти;2) срочность;3) зависимость от избирателей.В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно иподконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские исмешанные. В президентских республи­ках (США, Сирия) именно президентвыполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) – парламент, всмешанных (Франция,Финляндия) – совместно президент и парламент.7. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуругосударства, соотношение между государством в целом и его составнымитерриториальными единицами; по форме государственного устройства государстваделятся на унитарные, фе­деративные и конфедеративные). Форма националъно -государственного и административно-террториалъногоустройства — это элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннююструктуру государства, способ его по­литического и территориального деления,обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства сорганами его составных частей.Различают следующие формы 1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв­ляютсяадминистративно-территориальными единицами и не обла­дают признакамигосударственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов иединая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являютсягосударственными образованиями и обладают в той или иной мере государственнымсуверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшимифедеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органыи законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерациимогут быть построены по территориальному либо по национально-территориальномупринципу);3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достиженияполитических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладаетсуверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральныйгосударствен­ный аппарат и отсутствует единая система законодательства. Врам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по темпроблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующегосвойства. Конфедерация представляет собой не­прочные государственныеобразования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либопреобразуются в федератив­ные государства. Последнее, например, произошло соШвейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848)транс­формировалась в федерацию.Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения,названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (СодружествоНезависимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чемконфедерация. 8. Политический режим. Политический режим — это система методов, способов и средствосуществления политической власти. Всякие изменения, происходя­щие в сущностигосударства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет наформу правления и форму государст­венного устройства.Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственныйрежим» можно расценивать как тождественные.Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чемпонятие «государственный режим», ибо вклю­чает в себя не только методы иприемы осуществления политической власти со стороны государства, но и состороны политических пар­тий и движений, общественных объединений,организаций и т.п.Политический режим — это динамическая, функциональная ха­рактеристикаполитической системы. Категории «политический режим» и «политическая система«тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,участвующих в поли­тической жизни общества и в осуществлении политическойвласти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данныеинституты (демократично либо не демократично).Понятие политического режима является ключевым для форми­рованияпредставлений об основных системах власти. Именно исхо­дя из политическогорежима судят о подлинной картине принципов организации политическогоустройства общества. Политический режим характеризует определенныйполитический климат, сущест­вующий в той или иной стране в конкретный периодее историчес­кого развития.Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, атакже сами способы такого формирования;2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;3) гарантированность прав и свобод личности;4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;5) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе ипрозрачности государственного аппарата;7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;8) соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограни­чивающий) вотношении граждан и должностных лиц;10) тип политического поведения;11) характер политического лидерства;12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;13) доминирование определенных методов (убеждения, принуж­дения и т.п.) приосуществлении политической власти;14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;15) принципы взаимоотношения общества и власти:16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структургосударства (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;18) существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой июридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание ка­тегории«политический режим». 9. Публичная (политическая) власть как признак государства. Политическая система общества — это упорядоченная на ос­нове права и иныхсоциальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политическихпартий, движений, обществен­ных организаций и т.п.), в рамках которой проходитполитическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политическиепроцессы, как формируется и функционирует поли­тическая власть. Это механизморганизации и реализации полити­ческой деятельности.Любая система общества, в том числе и политическая, представ­ляет собойцелостное, упорядоченное множество элементов, взаи- модействие которыхпорождает новое качество, не присущее ее час­тям. Категория «политическаясистема» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальныхгрупп, наций, разо­браться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих этиинте­ресы политических явлений.Политическая система в конечном счете регулирует производ­ство ираспределение благ между социальными общностями на основе использованиягосударственной власти, участия в ней, борь­бы за нее. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит,как они между собой взаимосвязаны.Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя го­сударство,политические партии и движения, общественные органи­зации и объединения,трудовые коллективы и т.п.;2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологическиестороны политической власти и политической сис­темы;3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизньобщества и процесс осуществления политичес­кой власти;4) политические отношения, складывающиеся между элемента­ми системы по поводуполитической власти;5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности исовокупного политического опыта.Системообразующей категорией, интегрирующей данные эле­менты в единуюполитическую систему, является категория «поли­тическая власть». 10. Механизм государства и его основные элементы. Механизм государства — это система государственных органов, призванныхосуществлять задачи и функции государства.В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу­дарственныйаппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения,согласно которой иод государственным аппаратом понимается система органов,непосредственно осущест­вляющих управленческую деятельность и наделенных дляэтого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаютсятакже «материальные придатки» государственного ап­парата (вооруженные силы,милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которыегосударственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­ностьгосударственных органов;б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;в) основным элементом механизма государства выступают госу­дарственные органы;г) он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощьюкоторой государство осуществляет свою власть, достигает конкретныхрезультатов.Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности,многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя:1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо­связи исоподчиненности при осуществлении своих непосредствен­ных властных функций;2) государственные учреждения и предприятия, которые власт­ными полномочиями(за исключением их администраций) не обла­дают, а выполняют общесоциальныефункции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки ит.д.;3) государственных служащих (чиновников), специально занима­ющихся управлением;4) организационные и финансовые средства, а также принуди­тельную силу,необходимые для обеспечения деятельности государ­ственного аппарата. 11. Гражданское общество: понятие, структура. Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс­лителями, какАристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.Красной нитью в гражданском обществе практически всеми уче­ными проводится идеячеловека. Гражданское общество можно оп­ределить как совокупностьнравственных, религиозных, националь­ных, социально-экономических, семейныхотношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов иих групп. Структура гражданского общества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты(собственность, труд, предпринимательство);2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы ит.п.);3) общественные объединения и организации;4) политические партии и движения;5) сфера воспитания и негосударственного образования;6) система негосударственных средств массовой информации;7) семья;8} церковь и т.п. Признаки гражданского общества — наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина;- самоуправляемость;- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;- свободно формирующееся общественное мнение и плюра-лизм- всеобщая информированность и прежде всею реальное осу­ществление правачеловека на информацию;- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие отгосударственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);— многоукладность экономики;- легитимность и демократический характер власти;- правовое государство;- сильная социальная политикагосударства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др. 12. Понятие и признаки правового государства. Правовая система общества — это конкретно-историческая со­вокупностьправа, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельногогосударства.В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:1) право (законодательство);2) юридическая практика;3) господствующая правовая идеология.Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если подправом понимается система общеобязательных, формально определенных юридическихнорм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовойсистемой — явле­ние, отражающее собой всю правовую организацию общества,це­лостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощьюкоторых официальная власть оказывает правовое воз­действие на поведение людей.Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее свя­зующее ицементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущностивсей правовой системы данного об­щества.Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (какглавных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые:правотворчество, правоотношения, пра­вовые учреждения, законность и т.п.Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридическойсферы жизни конкретного общества. 13. Разделение властей как принцип деятельности правового государства. Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д.Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политическойсвободы, обеспечения законности и уст­ранения злоупотреблений властью состороны какой-либо социаль­ной группы, учреждения или отдельного лицанеобходимо разделить государственную власть на законодательную (избраннуюнародом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем при­нятиязаконов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти изанимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственнойдеятельностью) и судебную (выступаю­щей гарантом восстановления нарушенныхправ, справедливого на­казания виновных). Причем каждая из этих ветвейвласти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должнаосу­ществлять свои функции посредством особой системы органов и вспецифических формах.Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах,представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретнойгосударственной власти: законода­тельной, исполнительной, судебной.Так, применительно к законодательной власти используется до­вольножесткая юридическая процедура законодательного процес­са, котораярегламентирует основные его стадии. В системе проти­вовесов важную роль призваниграть Президент, который имеет право применить отлагательное вето припоспешных решениях за­конодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ такжеможно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет правоблокировать все антиконституционные акты.В отношении исполнительной власти используются ограниче­нияведомственного нормотворчества и делегированного законода­тельства, запреты напринятие ею актов, затрагивающих такие отно­шения, которые должны бытьурегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти,импичмент, вотум не­доверия Правительству, запрет ответственным работникамиспол­нительных органов избираться в состав законодательных структур,заниматься коммерческой деятельностью.Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие сред­ства,выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель­стве, в его гарантиях,принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан передзаконом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещаютосуществлять функции, принадлежащие по закону дру­гому органу. Деятельностьгосударственных структур должна огра­ничиваться их компетенцией, котораяосновывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». 14. Сущность права. Классовое и общечеловеческое в праве. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийноевыражение. Во-первых, выделяют право в общесоциаль­ном смысле (моральное право,право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическомсмысле, как юридичес­кий инструмент, связанный с государством.Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных,формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовуюволю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых иобеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественныхотно­шений. Признаки права: 1) волевой характер;2) общеобязательность;3) нормативность;4) связь с государством;5) формальная определенность;6) системность.При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас­пекта;1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­тельная сторона).Можно выделить следующие подходы к сущности права: — классовый, в рамках которого право определяется как системагарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в законгосударственную волю экономически господ­ствующего класса (здесь правоиспользуется в узких целях как сред­ство для обеспечения главным образоминтересов господствующего класса);— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражениекомпромисса между классами, группами, различны­ми социальными слоями общества(здесь право используется в более широких целях как средство закрепления иреального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы,демократии и т.п.).Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамкахкоторых соответственно религиозные, национальные и расовые ин­тересы будутдоминировать в законах и подзаконных актах, право­вых обычаях и нормативныхдоговорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только кклассовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущнос­ти права в зависимостиот исторических условий на первый план может выходить любое извышеперечисленных начал.15. Социальная ценность и назначение права. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система.обще­обязательных,формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовуюволю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых иобеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественныхотно­шений.Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре­деление понятия«право» и перечислить его основные признаки.Наиболее существенным признаком права, включенным в опрб' делениеданного понятия, выступает его тесная связь с государст­вом; этот признаквыражается в том, что:1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, втом числе и с помощью государственного принуж­дения. Для этого существуетспециальный аппарат надзора и ко1К троля, пресечения нарушений, судебногорассмотрения споров, на­казания виновных и т.п.;2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулируетобщественные отношения в классовых, общесоци­альных либо иных интересах.Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства,специфическим средст­вом организации его разносторонней управленческой и инойдея­тельности, осуществления его задач и функций;3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать вкачестве особого социального регулятора, в виде крите­рия правомерного инеправомерного поведения;4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли правасвязана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющихего норм. 16. Типология государства и права. Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимаяв основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номическиепризнаки (общественно-экономическая формация).Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­ниюпредставителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решаю­щим факторомобщественного развития, который детерминирует и соответствующий типнадстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типовэкономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий,феодальный, бур­жуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляютеще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства даннойтипологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма суще­ственно влияют наобщество;2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак­тер развитиягосударства. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишнейза­программированностью, между тем история многовариантна и дале­ко не всегда«вписывается» в начерченные для нее схемы;2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные ит.п.).В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовныепризнаки — культурные, религиозные, нацио­нальные, психологические и пр. Вчастности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,цивилизация есть зам­кнутое и локальное состояние общества, отличающеесяобщностью религиозных, национальных, географических и других признаков. Взависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определен­ных условиях;2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рыехарактеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более«заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы;2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. Типология права — это его специфическая классификация, про­изводимая восновном с позиции следующих подходов.В рамках первого (формационного) главным критерием выступа­ютсоциально-экономические признаки (общественно-экономичес­кая формация). Именнобазис (тип производственных отношений) является, по мнению представителейданного подхода, решающим фактором общественного развития, которыйдетерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государство иправо.В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовла­дельческий,феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство: — продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономическихфакторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество. Слабая сторона: — формационный подход не позволяет в должной мере учестьконкретно-историческую, культурно-национальную и специальнЬ-юридическуюспецифику права.В рамках другого подхода типология права производится на ос^ новеконкретно-географических, национально-исторических, рели­гиозных,специально-юридических и иных признаков. В соответст­вии с названнымикритериями выделяют такие типы права:1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупностьправа, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельногогосударства);2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделен­ная на основеобщности источников, структуры права и историчео-кого пути его формирования).Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская,славянская, мусульман­ская, индусская и др. Достоинство данной типологии заключается в том, что выделе­нынационально-исторические, конкретно-географические и техни­ко-юридическиепризнаки, которые весьма определенно характери­зуют право. Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают рольсоциально-экономических факторов в природе права. 17. Понятие и классификация нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на тоорганом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера ипостоянного действия,рассчитан­ные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческойкомпетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт являетсяофициальным документом, носителем юриди­чески значимой информации.Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следуетотличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделахучебника).По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большиегруппы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди­тельныйполитический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права исвободы человека и гражданина, определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающий фе­деральные органы государственнойвласти;2) федеральные конституционные законы принимаются по во* просам,предусмотренным и органически связанным с Конститу­цией;3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященныеразличным сторонам социально-экономической, по­литической и духовной жизниобщества;4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами ираспространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых,принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительногооргана государства, наделенного широкой компе­тенцией по управлениюобщественными процессами;3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственныхкомитетов регулируют, как правило, общественные от­ношения, находящиеся впределах компетенции данной исполни­тельной структуры;4) решения и постановления местных органов государственной власти;5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственногоуправления;6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов;7) локальные нормативные акты -— это нормативные предписа­ния, принятые науровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правилавнутреннего трудового распо­рядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:— нормативные акты государственных органов;— нормативные акты иных социальных структур (муниципаль­ных органов,профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иныхсоциальных структур);— нормативные акты, принятые на референдуме, В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:— общефедеральные;— нормативные акты субъектов Российской Федерации;— нормативные акты органов местного самоуправления;— локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифи­цируются как:— нормативные акты неопределенно-длительного действия;—• временные нормативные акты. 18. Функции права: понятие, виды, характеристика. Функции права — это основные направления правового воздей­ствия,выражающие роль права в упорядочении общественных от­ношений.С помощью понятия функции права можно познать предназна­чение права вобществе, его динамику, действие.Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаютсяли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (болеешироких). Если следовать широкому смыслу функций права, то среди нихможно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочиваетпроиз­водственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.),политическая (регламентирует политические отношения, регулиру­ет деятельностьсубъектов политической системы и пр.), воспита­тельная (отражает определеннуюидеологию, оказывает специфи­ческое педагогическое воздействие на лиц, связанас формировани­ем у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникатив­ная(выступает способом связи между субъектом и объектом управ­ления).На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитиеобщественных отношений) и охранительную функ­ции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит твор­ческийхарактер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболееценных для общества и государства социальных связей. Подобную функциюобеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения,рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц,от­крывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений —обязанностей, запретов, наказаний, приостановле­ний — и имеет вторичныйхарактер. Она производна от регулятив­ной функции и призвана ее обеспечивать,ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальныйпроцесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуютконкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятст­вия, ииспользуются правовые ограничения, охраняющие и защи­щающие интересы лиц. 19. Понятие и виды норм права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правилоповедения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное наурегулирование общественных отношений.Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы.Поэтому естественно, что данной норме свой­ственны основные черты права какособого социального явления.Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают.Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное пред­писаниегосударства относительно возможного и должного поведе­ния людей);2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальныхдокументах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);3) связь с государством (она устанавливается государственными органами иобеспечивается мерами государственного воздейст­вия — принуждением истимулированием);4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет однимсубъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзяреализовать право без обязан­ности и обязанность без права);5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы,состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция исанкция). 20. Принципы права: понятие, классификация, значение. Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи,выражающие сущность права как специфического социально­го регулятора.Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение,представляют собой наиболее общие правила поведе­ния, которые либо прямосформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.В зависимости от сферы распространения выделяют общеправо­вые, межотраслевыеи отраслевые принципы.К общеправовым принципам относят: 1) справедливость;2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;3) гуманизм;4) демократизм;5) единство прав и обязанностей;6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех безисключения отраслях права.Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслейправа, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принципнеотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласностисудопроизводства и т.д.Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторонв имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности ит.п.Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как онине только определяют общие направления правового воздействия, но и могут бытьположены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например,при аналогии права). 21. Правонарушение: понятие, признаки. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие);— вина;— противоправность;— вредный результат;— причинная связь между деянием и вредным результатом;— юридическая ответственность.В зависимости от их социальной опасности (вредности) все пра­вонарушенияподразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются макси­мальной степеньюобщественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы,охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иныхвидов правонаруше­ний перечень преступных деяний, предусмотренных уголовнымза­коном, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос­ти (вредности),совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объектыпосягательства и юридические пос­ледствия.В свою очередь проступки классифицируются: — на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфереиму­щественных и личных неимущественных отношений, выражающие­ся в нанесенииорганизациям или отдельным гражданам имущест­венного вреда, состоящего внеисполнении обязательств по догово­ру, в распространении сведений, порочащихчесть и достоинство гражданина);— административные (правонарушения, посягающие на уста­новленный закономобщественный порядок, на отношения в облас­ти исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государ­ства, не связанные с осуществлением служебныхобязанностей);— дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовыхотношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий,учреждений и организаций);— процессуальные (правонарушения, посягающие на установ­ленные закономпроцедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд). 22. Состав правонарушения. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности.Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,необходимых и достаточных для возложения юри­дической ответственности.В юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальнаяорганизация, совершившие данное деяние);2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонаруше­ние; родовымобъектом выступают общественные отношения, видо­вым — жизнь, здоровье, честь,имущество и т.п.);3) субъективная сторона правонарушения (совокупность призна­ков, характеризующихсубъективное отношение лица к своему дея­нию и его последствиям. Здесь главнойкатегорией выступает вина, под которой понимают психическое отношениелица к совершенно­му им противоправному деянию. Выделяют две формы вины —умы­сел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в своюочередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опас­ный характерсвоих деяний, предвидит возможность или неизбеж­ность наступления вредныхпоследствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественноопасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредныхпослед­ствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных взаконе последствий либо относится к ним безразлично. Неосто­рожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо пред­видит общественно вредныепоследствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеяннорассчитывает на воз­можность его предотвращения; и небрежность, когда лицо непред­видит общественно вредные последствия своего поведения, хотя принеобходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло ихпредвидеть);4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков,характеризующих данное правонарушение, к которым относят:— деяние;— противоправность (формальный аспект);— вредный результат (содержательный аспект);— причинная связь между деянием и вредным результатом (вре­доносный результатдолжен быть следствием; а само поведение — причиной именно этого результата). 23. Субъекты права в России. Правосубъектность. Субъекты правоотношений — это участники правовых отноше­ний, обладающиесоответствующими субъективными правами и юридическими обязанностям. Субъектправоотношения — это субъект права, который использует своюправодееспособность.Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индиви­дуальные иколлективные.К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:1) граждане;2) лица с двойным гражданством;3) лица без гражданства;4) иностранцы.Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же пра­воотношения натерритории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленныхзаконодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными впредставительные органы власти России, занимать определенные должности вгосударствен­ном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.К коллективным субъектам относятся:1) государство в целом (когда оно, например, вступает в между­народно-правовые отношения с другими государствами, в конститу­ционно-правовые — ссубъектами Федерации, в гражданско-право­вые — по поводу федеральнойгосударственной собственности и т.п.);2) государственные организации;3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерчес­кие банки,общественные объединения и т.д.).Коллективные субъекты, участвующие в области частноправо­вых отношений, обладаюткачествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, ко­торая имеет в собственности, хозяйственном веденииили оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобя­зательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.При ответе на данный вопрос сначала необходимо дать опреде­ление понятия«субъект правоотношения», после чего переходить к характеристике обозначенныхпроблем.Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладатьправоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими дей­ствиями осуществлять праваи обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствамичеловека и зависит от них.Выделяют следующие виды дееспособности: — полную (с 18 лет);— частичную (с 14 до 18 лет).В ст. 27 ГК РФ («Эмансипация») установлено следующее:«1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявленполностью дееспособным, если он работает по тру­довому договору, в том числепо контракту, или с согласия родите­лей, усыновителей или попечителязанимается предприниматель­ской деятельностью.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)производится по решению органа опеки и попечи* тельства — с согласия обоихродителей, усыновителей или попечи­теля либо при отсутствии такого согласия —по решению суда.2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности пообязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности пообязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и на­ступаютодновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве отраслей права, кромегражданского.Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в граждан­ском правеобъясняется тем, что:1) имущественные права необходимы всем гражданам независи­мо от возраста,состояния их воли;2) в области имущественных правоотношений вместо правоспо­собного, нонедееспособного лица может выступать его законный представитель.Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФзакреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотреблениянапитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелоематериальное положение, может быть огра­ничен судом в дееспособности...»Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособ­ность, вместе взятыеи характеризующие лицо именно как субъекта права. 24. Виды правонарушений. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие);— вина;— противоправность;— вредный результат;— причинная связь между деянием и вредным результатом;— юридическая ответственность.В зависимости от их социальной опасности (вредности) все пра­вонарушенияподразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовныеправонарушения) отличаются макси­мальной степенью общественной вредности,посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательствуголовным законодательством. В отличие от иных видов правонаруше­ний переченьпреступных деяний, предусмотренных уголовным за­коном, является исчерпывающим ирасширительному толкованию не подлежит. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос­ти (вредности),совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объектыпосягательства и юридические пос­ледствия.В свою очередь проступки классифицируются: — на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфереиму­щественных и личных неимущественных отношений, выражающие­ся в нанесенииорганизациям или отдельным гражданам имущест­венного вреда, состоящего внеисполнении обязательств по догово­ру, в распространении сведений, порочащихчесть и достоинство гражданина);— административные (правонарушения, посягающие на уста­новленный закономобщественный порядок, на отношения в облас­ти исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государ­ства, не связанные с осуществлением служебныхобязанностей);— дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовыхотношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий,учреждений и организаций); --процессуальные (правонарушения, посягающие на установ­ленные закономпроцедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд). 25. Юридическая ответственность. Юридическая ответственность есть необходимость лица под­вергнуться мерамгосударственного принуждения за совершенное правонарушение, Меры эти могут быть: — личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф);— организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности: 1) устанавливается государством в правовых нормах;2) опирается на государственное принуждение;3) применяется специально уполномоченными государственны­ми органами;4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;5) выражается в определенных отрицательных последствиях лич­ного,имущественного и организационного характера;6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае иприменительно к конкретному лицу, но с сан­кцией не отождествляется, ибосанкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществлениядиспозиции, кото­рые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так ибла­гоприятными (поощрение);7) возлагается в процессуальной форме;8) наступает только за совершенное правонарушение. Если фактическимоснованием юридической ответственности выступает правонарушение,характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, тоюридическим основанием выступают норма права и соответствующийправоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливаетконкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонаруши­телю.Подобным правоприменительным актом может являться при­каз администрации,приговор или решение суда и т.п.Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определениепонятия «юридическая ответственность» (см. ответ на вопрос 123).Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответ­ственность, позволяютярче увидеть природу данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновно­го, не допускатьустановление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона,закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного заодно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненногоправонару­шением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавли­вать и применятьтакие меры наказания, которые унижают челове­ческое достоинство;3) законность, требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась навиновное лицо строго по закону и за деяния, преду­смотренные законом;4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всесторон­нем иаргументированном исследовании обстоятельств дела, в уста­новлении фактасовершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, вобщей форме, фиксирующей юри­дическую ответственность, а также в принятииправоприменитель-ного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможногонака­зания;5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юри­дическойответственности; действенное, качественное и полное рас­крытиеправонарушений, обязательную и эффективную каратель­ную реакцию со стороныгосударства в отношении виновных лиц;6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемогоприменительно к правонарушителю, целям юридичес­кой ответственности,позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельствасовершения деяния (как смягчаю­щие, так и отягчающие). 28. Законность: понятие и основные требования. Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.Для законности необходимы две стороны:— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­нов(содержательная сторона);— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будетнедостаточно (формальная сторона). Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно бытьодинаковым на всей территории страны);2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Консти­туции и законамвсех иных нормативных и индивидуальных право­вых актов; издание каким бы тони было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушениезаконности);3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны,без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибозаконность служит их важнейшей га­рантией; с другой стороны, сами права исвободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законностии демо­кратии в обществе);4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностныхлиц зависит состояние законности; и наоборот, со-блюдение законодательстваявляется одним из существенных усло­вий и показателей культурного уровняобщества);5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­логомцелесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­ность должна быть врамках закона),6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим взаконную силу приговором суда». 29. Принципы законности. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре­деление понятия«законность». Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдениезаконов и подзаконных актов, беспрепятствен­ное осуществление прав граждан иинтересов общества и государ­ства.Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические (это степень экономического раз­вития общества,уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическаясвобода и т.п.);2) политические (это степень демократизма конституционного строя,политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность,разделение властей и т.п.);3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующихсоблюдение законов и подзаконных актов, — про­куратуры, суда, милиции ит.д.);4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иныхмер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениямизаконодательства);5) идеологические (это степень развития правосознания, распро­странения средиграждан юридических знаний, уважения к требова­ниям права, уровеньнравственного воспитания в обществе);6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующемзаконодательстве с целью предупреждения, устране­ния и пресечения нарушенийправовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности,относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например,презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры(порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений инаказаний и т.п.). 31. Правопорядок: понятие, соотношение с общественным порядком. Правопорядок представляет собой систему общественных отно­шений, вкоторых поведение субъектов является правомерным; это состояниеурегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права;2) возникает в результате реализации данных норм;3) обеспечивается государством;4) создает условия для организованности общественных отноше­ний, делаетчеловека более свободным, облегчает жизнь;5) выступает итогом законности.Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второепонятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественныхотношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и ихсоблюдения (законности), но и других социаль­ных норм и их соблюдения(дисциплины).Законность, правопорядок и демократия соотносятся следую­щим образом:— с одной стороны, подлинная демократия невозможна без за­конности иправопорядка, без которых первая превращается в хаос, различныезлоупотребления;— с другой стороны, законность и правопорядок не будут соци­альноценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демокра­тических механизмов,институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базузаконности и право­порядка, без чего невозможно их эффективное утверждение вобще­ственной жизни.Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявлениядемократии, как демократическое содержание законо­дательства, контрольобщественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность иправопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии. 35. Общая характеристика судебной власти в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется толькосудами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке косуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакиедругие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной иисполнительной властей.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Законодательство о судебной системе. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РоссийскойФедерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации, КонституциейРоссийской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленныхфедеральными законами правил судопроизводства;применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации, а такжеконституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории РоссийскойФедерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей;ф инансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: