Людьми внутри страны. Внешний сув. – независимость гос. власти в сфере
отношений с др. государствами.
Гос. казна - совокупность источников дохода государства (займы, налоги).Основные функции государства, его деятельность можно разделить на внутренние(политическая, правоохранительная, экономическая, социальная, духовная) ивнешние (политическая, экономическая, пограничная, сотрудничество государствв борьбе с преступностью международного характера). 4. Функции государтсва, форма их осуществления. Функции государства — это основные направления деятельности государствапо решению стоящих перед ним задач.Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремитсягосударство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишьосновные направления деятельности государства по решению стоящих перед нимзадач; следовательно, цели и задачи определяют функции);2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленныхгосударственных органов, специально предназначенных для определенного видадеятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в нихнаходит выражение социальная ценность и сущность государства, ихосуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждогооргана в отдельности).В зависимости от продолжительности действия функции государстваклассифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развитиягосударства) и временные (прекращают свое действие с решением определеннойзадачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения— на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественнойжизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнестиследующие:1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;2) экономическая;3) налогообложения;4) социальной защиты;5) экологическая;6)культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:1) оборона страны;2) поддержание мирового порядка;3) сотрудничество с другими государствами и т.п. 22. Формы и методы осуществления функций государства Формы осуществления функций государства — это однородная деятельностьорганов государства, посредством которой реализуются его функции.Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних естьоднородная деятельность органов государства, связанная с принятиемправовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят:1} правотворческую (деятельность но подготовке и изданию нормативных актов):2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путемпринятия актов применения права, это повседневная работа по выполнениюзаконов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека игражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридическойответственности виновных лиц и т.п.). К органишционным формам относят:1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур пообеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкойпроектов документов, организацией выборов и т.п.);2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственнаяработа, связанная с бухучетом,'статистикой, снабжением и т.д.);3) организационно - и д е о л о ги ч еску ю (повседневная воспитательнаяработа по идеологическому обеспечению выполнения различных функцийгосударства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов,формированием общественного мнения и пр.). Методы осуществления функции государства — это способы и приемы, спомощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобныхметодов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д. 5. Форма и сущность государства. Государство — это организация политической власти, содействующаяпреимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определеннойтерритории.При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальнаясторона);2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).Можно выделить следующие подходы к сущности государства: — классовый, в рамках которого государство можно определить какорганизацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесьгосударство используется в узких целях как средство для обеспечения главнымобразом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередноеудовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивленияу других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления спомощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но ониотходят на второй план.);— общесоциальный, в рамках которого государство можно определить какорганизацию политической власти, создающую условия для компромисса интересовразличных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется вболее широких целях как средство для обеспечения главным образом общественныхинтересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинстванаселения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущностигосударства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные,расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только кклассовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства взависимости от исторических условий на первый план может выходить любое извышеназванных начал. Форма государства — это способ организации политической власти,охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политическийрежим.Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключаетсяглавное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «формагосударства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в немгосударственно-властные структуры, как объединено население на даннойтерритории, каким образом оно связано через различные территориальные иполитические образования с государством в целом, как осуществляетсяполитическая власть, с помощью каких методов, приемов.Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития обществаи т.п. Элементами формы государства выступают:1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высшихорганов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом инаселением; в зависимости от особенностей формы правления государстваподразделяются на монархические и республиканские);2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуругосударства, соотношение между государством в целом и его составнымитерриториальными единицами; по форме государственного устройства государстваделятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов,способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости отособенностей набора данных приемов государственного властвования различаютдемократический и антидемократический политические (государственные)режимы). 6. Форма правления. Форма государственного правления — это элемент формы государства,характеризующий организацию верховной государственной власти, порядокобразования ее органов и их взаимоотношения с населением.По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству;2) осуществляется бессрочно;3) не зависит от населения.Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительныеучреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государстваявляется монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохифеодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, вкоторых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшиегосударственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, вчастности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти;2) срочность;3) зависимость от избирателей.В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно иподконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские исмешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президентвыполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) – парламент, всмешанных (Франция,Финляндия) – совместно президент и парламент.7. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства (отражает территориальную структуругосударства, соотношение между государством в целом и его составнымитерриториальными единицами; по форме государственного устройства государстваделятся на унитарные, федеративные и конфедеративные). Форма националъно -государственного и административно-террториалъногоустройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннююструктуру государства, способ его политического и территориального деления,обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства сорганами его составных частей.Различают следующие формы 1) унитарную (простое, единое государство, части которого являютсяадминистративно-территориальными единицами и не обладают признакамигосударственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов иединая система законодательства, как, например, в Польше, Франции);2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являютсягосударственными образованиями и обладают в той или иной мере государственнымсуверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшимифедеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органыи законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерациимогут быть построены по территориальному либо по национально-территориальномупринципу);3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достиженияполитических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладаетсуверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральныйгосударственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. Врамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по темпроблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующегосвойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственныеобразования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либопреобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло соШвейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848)трансформировалась в федерацию.Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения,названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (СодружествоНезависимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чемконфедерация. 8. Политический режим. Политический режим — это система методов, способов и средствосуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущностигосударства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет наформу правления и форму государственного устройства.Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственныйрежим» можно расценивать как тождественные.Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чемпонятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы иприемы осуществления политической власти со стороны государства, но и состороны политических партий и движений, общественных объединений,организаций и т.п.Политический режим — это динамическая, функциональная характеристикаполитической системы. Категории «политический режим» и «политическая система«тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов,участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политическойвласти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данныеинституты (демократично либо не демократично).Понятие политического режима является ключевым для формированияпредставлений об основных системах власти. Именно исходя из политическогорежима судят о подлинной картине принципов организации политическогоустройства общества. Политический режим характеризует определенныйполитический климат, существующий в той или иной стране в конкретный периодее исторического развития.Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, атакже сами способы такого формирования;2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;3) гарантированность прав и свобод личности;4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;5) степень реализации политической власти непосредственно народом;6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе ипрозрачности государственного аппарата;7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) вотношении граждан и должностных лиц;10) тип политического поведения;11) характер политического лидерства;12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) приосуществлении политической власти;14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;15) принципы взаимоотношения общества и власти:16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структургосударства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;18) существование реальных механизмов привлечения к политической июридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории«политический режим». 9. Публичная (политическая) власть как признак государства. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иныхсоциальных норм совокупность институтов (государственных органов, политическихпартий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходитполитическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политическиепроцессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизморганизации и реализации политической деятельности.Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собойцелостное, упорядоченное множество элементов, взаи- модействие которыхпорождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическаясистема» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальныхгрупп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих этиинтересы политических явлений.Политическая система в конечном счете регулирует производство ираспределение благ между социальными общностями на основе использованиягосударственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит,как они между собой взаимосвязаны.Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство,политические партии и движения, общественные организации и объединения,трудовые коллективы и т.п.;2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологическиестороны политической власти и политической системы;3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизньобщества и процесс осуществления политической власти;4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводуполитической власти;5) политическая практика, состоящая из политической деятельности исовокупного политического опыта.Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единуюполитическую систему, является категория «политическая власть». 10. Механизм государства и его основные элементы. Механизм государства — это система государственных органов, призванныхосуществлять задачи и функции государства.В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственныйаппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения,согласно которой иод государственным аппаратом понимается система органов,непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных дляэтого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаютсятакже «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы,милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которыегосударственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупностьгосударственных органов;б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы;г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощьюкоторой государство осуществляет свою власть, достигает конкретныхрезультатов.Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности,многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя:1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи исоподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями(за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальныефункции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки ит.д.;3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу,необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. 11. Гражданское общество: понятие, структура. Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, какАристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идеячеловека. Гражданское общество можно определить как совокупностьнравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейныхотношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов иих групп. Структура гражданского общества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты(собственность, труд, предпринимательство);2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы ит.п.);3) общественные объединения и организации;4) политические партии и движения;5) сфера воспитания и негосударственного образования;6) система негосударственных средств массовой информации;7) семья;8} церковь и т.п. Признаки гражданского общества — наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;- самоуправляемость;- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;- свободно формирующееся общественное мнение и плюра-лизм- всеобщая информированность и прежде всею реальное осуществление правачеловека на информацию;- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие отгосударственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);— многоукладность экономики;- легитимность и демократический характер власти;- правовое государство;- сильная социальная политикагосударства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др. 12. Понятие и признаки правового государства. Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупностьправа, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельногогосударства.В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:1) право (законодательство);2) юридическая практика;3) господствующая правовая идеология.Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если подправом понимается система общеобязательных, формально определенных юридическихнорм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовойсистемой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества,целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощьюкоторых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее ицементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущностивсей правовой системы данного общества.Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (какглавных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые:правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридическойсферы жизни конкретного общества. 13. Разделение властей как принцип деятельности правового государства. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д.Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политическойсвободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью состороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лицанеобходимо разделить государственную власть на законодательную (избраннуюнародом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятиязаконов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти изанимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственнойдеятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенныхправ, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвейвласти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должнаосуществлять свои функции посредством особой системы органов и вспецифических формах.Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах,представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретнойгосударственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.Так, применительно к законодательной власти используется довольножесткая юридическая процедура законодательного процесса, котораярегламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призваниграть Президент, который имеет право применить отлагательное вето припоспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ такжеможно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет правоблокировать все антиконституционные акты.В отношении исполнительной власти используются ограниченияведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты напринятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны бытьурегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти,импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникамисполнительных органов избираться в состав законодательных структур,заниматься коммерческой деятельностью.Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства,выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях,принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан передзаконом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещаютосуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельностьгосударственных структур должна ограничиваться их компетенцией, котораяосновывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». 14. Сущность права. Классовое и общечеловеческое в праве. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийноевыражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право,право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическомсмысле, как юридический инструмент, связанный с государством.Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных,формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовуюволю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых иобеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественныхотношений. Признаки права: 1) волевой характер;2) общеобязательность;3) нормативность;4) связь с государством;5) формальная определенность;6) системность.При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта;1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Можно выделить следующие подходы к сущности права: — классовый, в рамках которого право определяется как системагарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в законгосударственную волю экономически господствующего класса (здесь правоиспользуется в узких целях как средство для обеспечения главным образоминтересов господствующего класса);— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражениекомпромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества(здесь право используется в более широких целях как средство закрепления иреального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы,демократии и т.п.).Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамкахкоторых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будутдоминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативныхдоговорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только кклассовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимостиот исторических условий на первый план может выходить любое извышеперечисленных начал.15. Социальная ценность и назначение права. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система.общеобязательных,формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовуюволю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых иобеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественныхотношений.Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия«право» и перечислить его основные признаки.Наиболее существенным признаком права, включенным в опрб' делениеданного понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признаквыражается в том, что:1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, втом числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существуетспециальный аппарат надзора и ко1К троля, пресечения нарушений, судебногорассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулируетобщественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах.Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства,специфическим средством организации его разносторонней управленческой и инойдеятельности, осуществления его задач и функций;3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать вкачестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного инеправомерного поведения;4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли правасвязана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющихего норм. 16. Типология государства и права. Типология государства — это его специфическая классификация, проводимаяв основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.В рамках первого главным критерием выступают социально-экономическиепризнаки (общественно-экономическая формация).Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнениюпредставителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим факторомобщественного развития, который детерминирует и соответствующий типнадстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типовэкономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий,феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляютеще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства даннойтипологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют наобщество;2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развитиягосударства. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишнейзапрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда«вписывается» в начерченные для нее схемы;2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные ит.п.).В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовныепризнаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Вчастности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающеесяобщностью религиозных, национальных, географических и других признаков. Взависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;2) в связи с расширением количества духовных критериев, которыехарактеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более«заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы;2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. Типология права — это его специфическая классификация, производимая восновном с позиции следующих подходов.В рамках первого (формационного) главным критерием выступаютсоциально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именнобазис (тип производственных отношений) является, по мнению представителейданного подхода, решающим фактором общественного развития, которыйдетерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство иправо.В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство: — продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономическихфакторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. Слабая сторона: — формационный подход не позволяет в должной мере учестьконкретно-историческую, культурно-национальную и специальнЬ-юридическуюспецифику права.В рамках другого подхода типология права производится на ос^ новеконкретно-географических, национально-исторических, религиозных,специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названнымикритериями выделяют такие типы права:1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупностьправа, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельногогосударства);2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основеобщности источников, структуры права и историчео-кого пути его формирования).Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская,славянская, мусульманская, индусская и др. Достоинство данной типологии заключается в том, что выделенынационально-исторические, конкретно-географические и технико-юридическиепризнаки, которые весьма определенно характеризуют право. Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают рольсоциально-экономических факторов в природе права. 17. Понятие и классификация нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на тоорганом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера ипостоянного действия,рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческойкомпетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт являетсяофициальным документом, носителем юридически значимой информации.Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следуетотличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделахучебника).По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большиегруппы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительныйполитический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права исвободы человека и гражданина, определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающий федеральные органы государственнойвласти;2) федеральные конституционные законы принимаются по во* просам,предусмотренным и органически связанным с Конституцией;3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященныеразличным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизниобщества;4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами ираспространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых,принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительногооргана государства, наделенного широкой компетенцией по управлениюобщественными процессами;3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственныхкомитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся впределах компетенции данной исполнительной структуры;4) решения и постановления местных органов государственной власти;5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственногоуправления;6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;7) локальные нормативные акты -— это нормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правилавнутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:— нормативные акты государственных органов;— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов,профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иныхсоциальных структур);— нормативные акты, принятые на референдуме, В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:— общефедеральные;— нормативные акты субъектов Российской Федерации;— нормативные акты органов местного самоуправления;— локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:— нормативные акты неопределенно-длительного действия;—• временные нормативные акты. 18. Функции права: понятие, виды, характеристика. Функции права — это основные направления правового воздействия,выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.С помощью понятия функции права можно познать предназначение права вобществе, его динамику, действие.Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаютсяли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (болеешироких). Если следовать широкому смыслу функций права, то среди нихможно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочиваетпроизводственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.),политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельностьсубъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определеннуюидеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связанас формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная(выступает способом связи между субъектом и объектом управления).На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитиеобщественных отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческийхарактер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболееценных для общества и государства социальных связей. Подобную функциюобеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения,рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц,открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений —обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичныйхарактер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать,ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальныйпроцесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуютконкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, ииспользуются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. 19. Понятие и виды норм права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правилоповедения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное наурегулирование общественных отношений.Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы.Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права какособого социального явления.Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают.Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписаниегосударства относительно возможного и должного поведения людей);2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальныхдокументах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);3) связь с государством (она устанавливается государственными органами иобеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением истимулированием);4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет однимсубъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзяреализовать право без обязанности и обязанность без права);5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы,состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция исанкция). 20. Принципы права: понятие, классификация, значение. Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи,выражающие сущность права как специфического социального регулятора.Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение,представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямосформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевыеи отраслевые принципы.К общеправовым принципам относят: 1) справедливость;2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;3) гуманизм;4) демократизм;5) единство прав и обязанностей;6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех безисключения отраслях права.Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслейправа, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принципнеотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласностисудопроизводства и т.д.Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторонв имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности ит.п.Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как онине только определяют общие направления правового воздействия, но и могут бытьположены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например,при аналогии права). 21. Правонарушение: понятие, признаки. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие);— вина;— противоправность;— вредный результат;— причинная связь между деянием и вредным результатом;— юридическая ответственность.В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушенияподразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степеньюобщественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы,охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иныхвидов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовнымзаконом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объектыпосягательства и юридические последствия.В свою очередь проступки классифицируются: — на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфереимущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесенииорганизациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего внеисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащихчесть и достоинство гражданина);— административные (правонарушения, посягающие на установленный закономобщественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебныхобязанностей);— дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовыхотношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий,учреждений и организаций);— процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные закономпроцедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд). 22. Состав правонарушения. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.В юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальнаяорганизация, совершившие данное деяние);2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовымобъектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь,имущество и т.п.);3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующихсубъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главнойкатегорией выступает вина, под которой понимают психическое отношениелица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины —умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в своюочередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характерсвоих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредныхпоследствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественноопасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредныхпоследствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных взаконе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредныепоследствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеяннорассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо непредвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя принеобходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло ихпредвидеть);4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков,характеризующих данное правонарушение, к которым относят:— деяние;— противоправность (формальный аспект);— вредный результат (содержательный аспект);— причинная связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результатдолжен быть следствием; а само поведение — причиной именно этого результата). 23. Субъекты права в России. Правосубъектность. Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающиесоответствующими субъективными правами и юридическими обязанностям. Субъектправоотношения — это субъект права, который использует своюправодееспособность.Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные иколлективные.К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:1) граждане;2) лица с двойным гражданством;3) лица без гражданства;4) иностранцы.Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения натерритории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленныхзаконодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными впредставительные органы власти России, занимать определенные должности вгосударственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.К коллективным субъектам относятся:1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — ссубъектами Федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральнойгосударственной собственности и т.п.);2) государственные организации;3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки,общественные объединения и т.д.).Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладаюткачествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.При ответе на данный вопрос сначала необходимо дать определение понятия«субъект правоотношения», после чего переходить к характеристике обозначенныхпроблем.Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладатьправоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять праваи обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствамичеловека и зависит от них.Выделяют следующие виды дееспособности: — полную (с 18 лет);— частичную (с 14 до 18 лет).В ст. 27 ГК РФ («Эмансипация») установлено следующее:«1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявленполностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числепо контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителязанимается предпринимательской деятельностью.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)производится по решению органа опеки и попечи* тельства — с согласия обоихродителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия —по решению суда.2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности пообязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности пообязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступаютодновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве отраслей права, кромегражданского.Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском правеобъясняется тем, что:1) имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста,состояния их воли;2) в области имущественных правоотношений вместо правоспособного, нонедееспособного лица может выступать его законный представитель.Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФзакреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотреблениянапитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелоематериальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...»Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособность, вместе взятыеи характеризующие лицо именно как субъекта права. 24. Виды правонарушений. Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяниелица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие);— вина;— противоправность;— вредный результат;— причинная связь между деянием и вредным результатом;— юридическая ответственность.В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушенияподразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовныеправонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности,посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательствуголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений переченьпреступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим ирасширительному толкованию не подлежит. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объектыпосягательства и юридические последствия.В свою очередь проступки классифицируются: — на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфереимущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесенииорганизациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего внеисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащихчесть и достоинство гражданина);— административные (правонарушения, посягающие на установленный закономобщественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебныхобязанностей);— дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовыхотношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий,учреждений и организаций); --процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные закономпроцедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд). 25. Юридическая ответственность. Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерамгосударственного принуждения за совершенное правонарушение, Меры эти могут быть: — личного характера (лишение свободы); — имущественного характера (штраф);— организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности: 1) устанавливается государством в правовых нормах;2) опирается на государственное принуждение;3) применяется специально уполномоченными государственными органами;4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного,имущественного и организационного характера;6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае иприменительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибосанкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществлениядиспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так иблагоприятными (поощрение);7) возлагается в процессуальной форме;8) наступает только за совершенное правонарушение. Если фактическимоснованием юридической ответственности выступает правонарушение,характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, тоюридическим основанием выступают норма права и соответствующийправоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливаетконкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации,приговор или решение суда и т.п.Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определениепонятия «юридическая ответственность» (см. ответ на вопрос 123).Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяютярче увидеть природу данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускатьустановление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона,закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного заодно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненногоправонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применятьтакие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;3) законность, требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась навиновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем иаргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении фактасовершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, вобщей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятииправоприменитель-ного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможногонаказания;5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юридическойответственности; действенное, качественное и полное раскрытиеправонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороныгосударства в отношении виновных лиц;6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемогоприменительно к правонарушителю, целям юридической ответственности,позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельствасовершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие). 28. Законность: понятие и основные требования. Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.Для законности необходимы две стороны:— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов(содержательная сторона);— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будетнедостаточно (формальная сторона). Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно бытьодинаковым на всей территории страны);2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законамвсех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы тони было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушениезаконности);3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны,без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибозаконность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права исвободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законностии демократии в обществе);4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностныхлиц зависит состояние законности; и наоборот, со-блюдение законодательстваявляется одним из существенных условий и показателей культурного уровняобщества);5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогомцелесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть врамках закона),6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим взаконную силу приговором суда». 29. Принципы законности. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия«законность». Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдениезаконов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан иинтересов общества и государства.Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические (это степень экономического развития общества,уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическаясвобода и т.п.);2) политические (это степень демократизма конституционного строя,политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность,разделение властей и т.п.);3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующихсоблюдение законов и подзаконных актов, — прокуратуры, суда, милиции ит.д.);4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профилактических и иныхмер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениямизаконодательства);5) идеологические (это степень развития правосознания, распространения средиграждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровеньнравственного воспитания в обществе);6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующемзаконодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушенийправовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности,относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например,презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры(порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений инаказаний и т.п.). 31. Правопорядок: понятие, соотношение с общественным порядком. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, вкоторых поведение субъектов является правомерным; это состояниеурегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права;2) возникает в результате реализации данных норм;3) обеспечивается государством;4) создает условия для организованности общественных отношений, делаетчеловека более свободным, облегчает жизнь;5) выступает итогом законности.Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второепонятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественныхотношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и ихсоблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения(дисциплины).Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:— с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности иправопорядка, без которых первая превращается в хаос, различныезлоупотребления;— с другой стороны, законность и правопорядок не будут социальноценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов,институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базузаконности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение вобщественной жизни.Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявлениядемократии, как демократическое содержание законодательства, контрольобщественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность иправопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии. 35. Общая характеристика судебной власти в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется толькосудами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке косуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакиедругие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной иисполнительной властей.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Законодательство о судебной системе. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РоссийскойФедерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации, КонституциейРоссийской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленныхфедеральными законами правил судопроизводства;применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации, а такжеконституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории РоссийскойФедерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей;ф инансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.