Среды
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
осуществляется путем:
• разработки государственных прогнозов социально-
экономического развития на основе экологических прогнозов;
• разработки федеральных программ в области экологического
развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны
окружающей среды субъектов Российской Федерации;
• разработки и проведения мероприятий по охране окружающей
среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
• установления платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
• установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
• проведения экономической оценки природных и природно-
антропогенных объектов;
• проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду;
|
|
• предоставления налоговых и иных льгот при внедрении
наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,
использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при
осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержки предпринимательской, инновационной и иной
деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на
охрану окружающей среды;
• возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
• иных методов экономического регулирования по
совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей
среды.
В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по
охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в
области экологического развития Российской Федерации и целевые программы
в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в
области экологического развития Российской Федерации устанавливается в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разработка федеральных программ в области экологического развития
Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей
среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом
предложений граждан и общественных объединений.
Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды
осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-
экономического развития, федеральных программ в области экологического
|
|
развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны
окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных
исследований, направленных на решение задач в области охраны
окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую
негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать,
разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в
порядке, установленном законодательством.
Сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности населения осуществляется посредством
государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду, которое выражается в установлении
экологических нормативов и стандартов.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в
установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны
окружающей среды, а также государственных стандартов и иных
нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей
среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе
современных достижений науки и техники с учетом международных правил
и стандартов в области охраны окружающей среды.
Под экологическим нормативом понимается – установленная величина
использования природных ресурсов или техногенного (антропогенного)
воздействия на окружающую среду и ее отдельные компоненты, при которой
функционально структурные характеристики окружающей среды и ее
отдельных компонентов не выходят за пределы естественных изменений.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду включают
в себя следующие нормативы:
• допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
• образования отходов производства и потребления и лимиты на их
размещение;
• допустимых физических воздействий;
• допустимого изъятия компонентов природной среды;
• допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Экологические стандарты представляют собой эколого-правовые
требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой
продукции способной оказать вредное воздействие на окружающую среду,
жизнь и здоровье человека, для предупреждения такого вреда. В
государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы,
вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение,
транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода
ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться
требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Экологическая стандартизация представляет собой деятельность
специально уполномоченных государственных органов по установлению
норм, правил и характеристик. Порядок проведения стандартизации, виды и
уровни, объекты и субъекты стандартизации устанавливаются законом
Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации».
В целях обеспечения экологически безопасного осуществления
хозяйственной и иной деятельности проводится экологическая
сертификация. Экологическая сертификация может быть обязательной и
добровольной. Порядок проведения обязательной экологической
сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
|
|
Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами исполнения экологического законодательства в области
охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе
нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей
среды, а также обеспечения экологической безопасности проводится
экологический контроль.
В Российской Федерации осуществляется государственный,
производственный, муниципальный и общественный контроль в области
охраны окружающей среды.
Государственный экологический контроль в области охраны
окружающей среды осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Порядок проведения и перечень объектов,
подлежащих государственному экологическому контролю, определяется
Правительством РФ.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях
обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию
и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей среды, установленных
законодательством.
Муниципальный экологический контроль на территории
муниципального образования осуществляется органами местного
самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с
законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный экологический контроль осуществляется
общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с
их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях
реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и
предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды.
Результаты общественного экологического контроля, представленные в
органы государственной власти Российской Федерации, органы
|
|
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.