Расцвет и упадок цивилизаций

В начале XX в. культуролог-экзистенциалист Освальд Шпенглер по­тряс ученый мир своим глобальным исследованием «Закат Евро­пы», посвященным новому взгляду на развитие мировой цивили­зации. Давая свои собственные толкования глобальным философ­ским понятиям «культура» и «цивилизация», Шпенглер создает новую картину мировой истории, указывая, что в развитии любого общества можно выделить две стадии: культуру и цивилизацию. Если «культурную» стадию можно рассматривать именно как раз­витие под влиянием благости, то «цивилизация» — это постепен­ное и закономерное угасание культуры из-за увеличения страсти и невежества в обществе. Эту формулу можно рассматривать на примере любых эпох и стран — схема остается той же.

Эллинский период античной эпохи — это, несомненно, ее рас­цвет, взлет. Жизнь древних греков вполне вписывалась в форму­лу «простая жизнь и возвышенное мышление». Эллины просла­вились своим здоровым образом жизни, огромным вниманием к красоте и простоте. «Спартанский образ жизни», «лаконичная речь» — выражения, ставшие нарицательными. Спарта славилась тем, что воспитывала в своих гражданах строгую дисциплину и железное здоровье. В Лаконике выработалась особая, очень краткая и выразительная манера речи. Одежда древнего грека — простой холст, в который задрапировывались мужчины и женщи­ны — красивая, легкая и свободная, не сковывающая движений, и в то же время подчеркивающая красоту тела. Греческий стол — множество овощей и фруктов, маслины, виноградный сок... При­знаком правильного питания считалось, если человек, вставая из-за стола, испытывал легкое чувство голода.

Символом Древней Греции стали Олимпийские Игры — спор­тивные соревнования, которые были главным ежегодным собы­тием в стране (на время Олимпийских Игр, посвященных Зевсу, в стране прекращались все войны). Но неверно думать, что жизнь древнего грека была посвящена исключительно развитию культу­ры тела. Греция дала миру бессмертное наследие — поэзию вели­кого Гомера и мудрого Гесиода, пылкого Алкея и свободолюбивой Сапфо... Любимым зрелищем афинян были театральные пред­ставления на Великих Дионисиях — праздниках, посвященных богу Дионису. Причем смотрели они не какие-то низкопробные постановки — трагедии для сцены писали Эсхил, Софокл, Еврипид — те, кого до сих пор признают непревзойденными трагиками... Ученые греки коротали время в «палестрах» — беседках, где со­бирались философы, мудрецы, поэты. Там они могли побеседовать с Сократом, Протагором, Платоном... Так что и духовная жизнь Эл­лады процветала. Эпоха античности достигла взлета в IV в. до н.э., после чего пошла на спад. Этот период связывается с расцветом Древнего Рима.

Древний Рим был прямой противоположностью Греции. В отличие от Эллады, где хозяева и рабы одевались и питались одинаково, жили в похожих условиях, граждане Рима четко де­лились на патрициев и плебеев. Плебеи — забитый и бесправный народ — жили в ужасных условиях, на городских окраинах, где дома стояли так тесно, что из окна можно было достать до сте­ны соседнего дома. В домах, в целях экономии места, было по несколько этажей. В Риме было много коммунальных квартир. Жизнь патрициев — римской знати, наоборот, отличалась неви­данной роскошью. Пресыщенные жизнью, они искали все новых и новых наслаждений, доходя в своих поисках до откровенных без­умств. Их не удовлетворял простой прием пищи. Известно, что на пирах богатых римлян в середине трапезы выносились павлиньи перья — чтобы, искусственно вызвав у себя рвоту, гости освободи­ли в своих желудках место для оставшихся яств. Яства отличались от греческих — среди них уже преобладали мясные блюда, при­чем самыми изысканными считались те, что уже начали немного портиться и имели соответствующий запах. Сохранились скуль­птурные портреты римских патрициев — людей с признаками ожирения, либо какой-нибудь болезни...

Любимые зрелища римских граждан — вовсе не театр и не спортивные состязания. Для развлечения публики в центре «Веч­ного Города» был построен гигантский Колизей, представлявший собой большую театрализованную бойню. На кровавых гладиа­торских боях сотнями гибли рабы и животные — львы, тигры (а в первых веках нашей эры их место заняли христиане). «Хлеба и зрелищ» — требовали плебеи от своих повелителей. Еда и нена­сытная жестокость — вот что определяло жизнь и культуру рим­ской публики.

Палестры сменились термами — особыми банями, где мож­но было получить дополнительные услуги в виде алкоголя и про­ституток (причем не только женщин). Поэты либо опускались до скабрезных стишков (наподобие эпиграмм Приамовой тетради, наполненной пошлостями), либо вынуждены были уехать в из­гнание (Овидий жил на берегах Понта Эвксинского, в тысячах ки­лометров от родного Лациниума, та же участь постигла Сенеку). Лишь немногие могли удержаться «на плаву». Власть Древнего Рима тоже стала притчей во языцех.

Из-за того, что браки в семье императора не могли заключать­ся с лицами «со стороны», это привело к постепенному вырожде­нию императорского рода. Нерон имел садистские наклонности и отличался аморальным поведением. Калигула был очевидным маньяком. Правящих после него цезарей даже современники на­зывали «слабоумными». Последний император Великой Римской Империи — мальчик Ромул Август — пробыл императором всего несколько месяцев, после чего был свергнут Одоакром. Древний Рим пал. Итак, развитие городов, процветание культуры масс, при­митивизация искусства искусственное увеличение потребностей тела, еда, сон и секс, возведенные в культ, — все это признаки того, что Шпенглер называл «цивилизацией».

Рим и Греция — две стороны одной медали, называемой «ан­тичностью», но какая между ними разница! При взгляде на дру­гие культуры мы увидим то же самое. Так же пал Вавилон. Такая же участь постигла Египет. Погибла цивилизация Хараппы... А что сейчас? Не нужно быть пророком, чтобы увидеть, как неуклонно катится к закату европейская цивилизация. То, что мы сейчас на­зываем западной культурой, неуклонно проникает во все уголки земного шара. Крупнейшие города мира сейчас впору назвать «новым Вавилоном» или «новыми Содомом и Гоморрой».

Образ жизни большинства людей сложно назвать простым, а мышление — возвышенным. Каждый уважающий себя человек стремится окружить свое тело максимальным комфортом, зача­стую искусственно увеличивая его потребности. Неумеренность в еде наряду с отсутствием правильного режима питания (так на­зываемый «фаст фуд») приводит к тому, что люди уже не могут переварить пищу без лекарств. На упаковках продуктов питания все чаще и чаще фигурируют «ароматизаторы, идентичные нату­ральным» и прочие сомнительные добавки (консерванты, краси­тели, эмульгаторы и т.п.).

Другая крайность — развитие извращенных вкусов, что-то на­подобие того, что было у римлян. Никого не удивляет «пармезан с плесенью» или «японские» соусы из несвежей рыбы в ресто­ранных меню. Америка — само воплощение западного образа жизни — это страна, где подавляющее число жителей страдает ожирением. Наибольшее значение для современного человека («homo civilis») играют многочисленные развлекательные шоу, потакающие самым низменным инстинктам публики. То, что не задевает сильных эмоций — страха, отвращения, смеха, вожделе­ния — успехом не пользуется. Поэтому самые популярные темы телевидения и прессы — криминал (убийства, терроризм, наси­лие), «экстрим» (наподобие «Фактора страха» или «Последнего героя», где участникам, например, могут предложить съесть перед камерой горсть тараканов), юмор (зачастую сомнительной ценно­сти) и эротика.

Искусство становится все более и более примитивным, при­спосабливаясь к «vox populi» и культуре потребления и удов­летворения телесных нужд. Мегаполисы — чудовищные, пере­населенные города, где улицы забиты машинами (в Лас-Вегасе машин больше, чем жителей) — вполне обычное явление нашего времени. Бары, ночные стриптиз-клубы, казино, бордели — такие же характерные признаки современных городов, как термы и лу­панарии — отличительные черты Рима... Не нужно быть пророком, чтобы увидеть — Европа и Америка серьезно больны и идут к за­кату. В чем выход? Важно вспомнить, что есть и что-то другое — не цивилизация, а культура. А культура — это, прежде всего, простая жизнь и возвышенное мышление. До сих пор, говоря о древно­сти, мы вспоминаем о ведической культуре, египетской культуре, античной культуре — том бессмертном вкладе, который внесли ушедшие в небытие народы, и который не утратил ценности и по сей день. Что оставим будущему мы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: