Теории локальных цивилизаций и культурно-исторических типов

Локальная культура- культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими (этническими, национальными) чертами.
Теория локальных цивилизаций и культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби): существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур, полилинейный культурно-исторический путь развития.
Русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) книга «Россия и Европа» европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народы. Он выдвигал идею полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития всех народов Земли.
Жизненный цикл культурно- исторических типов по Данилевскому проходит 4 этапа: 1) Подготовительный 2) складывание государства 3) период расцвета культуры 4) застой жизни   1) смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность; 2)обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы; 3) реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики; 4) «апатия» культуры.
Способы взаимодействия культур по Данилевскому: -«прополка» - насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры; -«прививка»- пересадка в культуру элементов чужой цивилизации; -«почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.). Историческую миссию России Данилевский видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.
Немецкий философ, историк культуры Освальд Шпенглер (1880-1936) предложил целостную циклическую модель возникновения и развития культуры. Концепция культуры Шпенглера изложена в труде «Закат Европы» (1918-1922). Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели культурного организма и перехода культуры в цивилизацию. Такой переход обусловлен конфликтом убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, что и становится трагическим для культуры.
Душа культуры по Шпенглеру – особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления. Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело; душа культуры- аполлоническая. Прасимвол арабской культуры – мир-пещера; душа культуры – магическая. Прасимвол западной культуры – бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа. Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия – цивилизацию. Цивилизация – умирающая культура. Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель. О.Шпенглер вкладывал в понятие «цивилизация» негативный смысл – фаза заката культурно-исторического типа, его разложения. Шпенглер доказывал, что цивилизация приводит к гибели культуры.
После опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы» цивилизацией стали называть последнюю стадию развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.
Английский исследователь Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) - создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. А.Тойнби работа «Постижение истории» Всемирная история – история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом. Тойнби видел в многообразии локальных цивилизаций неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества (сознание, воля, способность к различению добра и зла, религиозность).
Ключевой идеей Тойнби стала концепция «вызовов-ответов». Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. Если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Слишком благоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры. Становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения. Она проходит стадии генезиса, роста, надлома, падения. Критерием роста цивилизации выступает увеличение ее духовной независимости, а главной причиной надлома – преувеличение роли техники.
 
Теория «осевого времени» Карл Ясперс (1883 – 1969) немецкий психолог, философ, культуролог. С «осевого времени» начинается становление единого, всеохватывающего культурно-исторического процесса. Народы, оставшиеся в стороне от духовных перемен той эпохи, либо раньше или позже присоединяются к ним и становятся активными участниками мировой истории, либо ведут статичную жизнь, пока не соприкоснутся с идеями и тенденциями «осевого времени» В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир. 1. Существует единая мировая линия развития человеческой культуры. 2. В мировой истории культуры выделяют 4 периода: 1.прометеевская эпоха (доистория) – первобытная культура, когда происходит становление основных свойств человеческого бытия: использование огня и орудий труда, появление речи, табу, общества, мифа, культурного развития. 2.«великие исторические культуры древности»(наличие письменности): египетская, индийская и китайская (IV – II тыс. до н.э.) – история локальных культур; 3.осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – становление мировой культуры, заложены основы мировых религий, философии, основные понятия науки. 4.технический век – создание новых информационных технологий, новых источников энергии (это новая прометеевская эпоха, после которой должны возникнуть новые великие культуры).

Таким образом, многообразие точек зрения в понимании соотношения цивилизации и культуры, сложившихся в истории культурологической мысли, можно свести к четырём позициям:

1. Цивилизация есть синоним культуры.

2. Универсальная стадия общественного и культурного развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс и др.).

3. Финальный и высший этап развития локальной культуры, её расцвет.

(Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

4. Заключительный этап развития локальной культуры, представляющий собой увядание ее духовных и творческих сил. Цивилизация как противоположность культуре

(О. Шпенглер).

Вывод:

1.В процессе культурно-исторического развития первобытное общество уступает место цивилизациям.

2. Цивилизованное общество создает условия для гуманного проявления человеком своих сущностных сил и способностей.

3. Техногенная цивилизация создает опасность формирования одностороннего, одномерного человека, дегуманизации общества.

4.В эпоху Просвещения возникает традиция противопоставления понятий «цивилизация» и «культура» Под культурой многие исследователи стали понимать духовный потенциал человечества, под цивилизацией – материальную сферу. Уже тогда было впервые замечено, что материальный прогресс еще не означает достижение высокого уровня духовного развития. Понятие цивилизации становится синонимом урбанизации, бездуховного техницизма, понимается как источник дегуманизации мира.

5.Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

6. Культура и цивилизация – две универсальные и неразрывные стороны жизнедеятельности общества. Любое человеческое явление заключает в себе частицу культуры, несёт на себе её отпечаток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: