Основой стратегии поведения на рынке производителей и продавцов сетевых товаров является парадоксальный, на первый взгляд, тезис:
Быть монополистом на рынке сетевого товара экономически не выгодно.
В качестве доказательства предлагаются следующие факторы:
· Дополнительным свойством сетевых товаров и сетей их обслуживания является тенденция к объединению сетей обслуживания разных групп сетевых товаров и взаимоприсваивание разными группами сетевых товаров потребительских качеств друг друга. Примером может служить электронная почта и чат в интернет (свойства телефона). Обратный пример – возможность выхода в интернет непосредственно с сотового телефона. Таким образом, можно обозначить уже существующую тенденцию создания и выхода на рынок универсального единственного сетевого товара, обладающего всеми необходимыми сетевыми потребительскими качествами. Создание такого товара предполагает тесное сотрудничество производителей различных групп сетевых товаров в плане выработки единых стандартов. Монополист же в попытках объять необъятное может остаться на обочине научно-технического прогресса.
|
|
В тарифный план сетевого товара входят следующие позиции:
· оплата при первоначальной продаже товара – возникает при принятии потребителем решения о покупке сетевого товара (например, при принятии решения о подключении к сетям сотовой связи необходимо купить сотовый телефонный аппарат, при подключении к интернету необходимо купить компьютер и т. д. Оплата производится владельцем сетевого товара однократно в момент принятия решения о покупке сетевого товара и, возможно, при появлении на рынке его новых моделей;
· абонентская плата – возникает в силу того, что использование сетевого товара носит со стороны его владельца активный характер. Абонентская плата всегда возлагается на владельца сетевого товара. Оплата взимается систематически и периодически, ее размер не зависит от интенсивности использования сетевого товара его владельцем;
· плата за транзакцию – (здесь и далее под транзакцией понимается любая активная операция в точках обслуживания сетевого товара) возникает при каждой совершенной транзакции. Плата за транзакцию берется с владельца сетевого товара и с владельца точки обслуживания сетевого товара. Оплата производится по мере использования сетевого товара, зависит от частоты и объема потребления (например, оплата интернета в зависимости от объема получаемой информации);
· штрафы – возникают при нарушении правил использования сетевого товара или его утрате. Оплата производится по факту возникновения нарушения. Вариант – владелец сетевого товара отказывается платить предусмотренный тарифным планом штраф, при этом он наказывается путем его включения в черный список, таким образом он навсегда или на определенное время лишается права использования данного сетевого товара.
|
|
По поводу штрафов можно выдвинуть предположение, что с развитием производства и потребления сетевых товаров возникнет особое законодательство, определяющее правила поведения владельцев сетевых товаров в информационно-экономическом пространстве, а лишение прав пользования сетевым товаром члена общества будет равносильно тому, что он станет изгоем общества, в значительной степени ограниченным в своих правах. Этот аспект весьма любопытен, но его исследование не входит в задачу авторов.
Таким образом, доход продавца сетевого товара определяется по следующей формуле:
I = F(O, A, T, P), где:
I – доход продавца, получаемый от продажи и обслуживания сетевого товара;
O – доход продавца от первоначальной продажи сетевого товара;
A – абонентская плата;
T – плата за транзакции;
P – штрафы.
Определение функции F является маркетинговой задачей при продаже сетевого товара. Строго говоря, функция может быть разной для разных групп потребителей сетевого товара. Так, например, обычной практикой является выделение группы VIP-потребителей, которые вносят только абонентскую плату. Все остальное они получают бесплатно (в том числе бесплатное восстановление сетевого товара при его утере).