Политические режимы

Тема 8.

1. Понятие и критерии типологии политических режимов.

2. Демократический режим: признаки и основные теории.

3. Авторитаризм и тоталитаризм как политические режимы.

Рассматривая первый вопрос «Понятие и критерии типологии политических режимов» необходимо понять, что входит в определение понятия политического режима.

Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине XX в. Политический режимэто совокупность политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государством и обществом, доминирующих форм идеологии, состояний политической культуры. В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М.Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л.Кермон уточнил формулу М.Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства.

В отличии от категории «политическая власть», понятие «политический режим», кроме влияния властных органов на общество, фиксирует также обратное влияние граждан на государство. Политический режим можно охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера осуществления властных отношений во всех сферах общественной жизни, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Его также можно определить как способ функционирования политической системы общества: принципы построения и деятельности политических институтов, роль идеологии в политическом процессе, состояние и тип политической культуры, характер взаимодействия с социальной средой.

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Основные признаки политического режима:

- политический режим способствует организации макросоциальных процессов, поэтому содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект;

- режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и её определенную стабильность, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие;

- режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия;

- любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других;

- режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками. Тот или иной политический режим представляет собой специфический период действия политической власти в рамках данной политической системы.

Политический режим призван обеспечивать управление обществом, стабильность политической власти, направленность развития экономики и других сфер общественной жизни, реализацию интересов народа и правящей элиты. Особо существенное влияние на характер, сущность и содержание политического режима может иметь личностный фактор – ничем не сдерживаемое стремление отдельных личностей любой ценой сохранить свою власть и влияние, а в идеале – достичь абсолютной власти над обществом.

Специфическую социальную роль играет тип режима, характерный для общества в данный исторический момент, и зависит от объективных и субъективных факторов. Например, в условиях общественного (экономического) кризиса, военных действий (войны) политический режим приобретает более суровый характер. Это проявляется в получении особых полномочий органами исполнительной власти, ограничиваются права и свободы граждан (условия приема на роботу, комендантский час и т.д.).

Для выяснения типа режима необходимо применять ряд критериев, которые характеризуют существенные стороны взаимодействия государства и общества. Далее студенту следует иметь в виду, что таких критериев существует огромное множество, но для простоты понимания мы можем разделить их на следующие группы: реализация своих полномочий органами власти; деятельность государства в политической сфере; роль личности на общегосударственном уровне.

Для первой группы – реализация своих полномочий органами власти, характерно: способ формирования органов власти, степень разделения государственной власти, соотношение государственного управления и местного самоуправления, методы разрешения конфликтных ситуаций, место и роль силовых структур в политической жизни.

Вторая группа – деятельность государства в политической сфере – включает в себя: роль партий и других объединений в политической жизни, наличие оппозиции и характер ее взаимодействия с властью, содержание и соотношение разрешенной и запрещенной политической деятельности, степень политического и идеологического плюрализма.

Третью же группу, составляют факторы, раскрывающие роль личности на общегосударственном уровне, к ним можно отнести – положение личности в обществе, ее права и свободы; тип ориентации граждан на политическую систему общества, эффективность контроля гражданского общества за деятельностью государственных институтов; свобода слова, совести и вероисповедания и т.д.

Итак, студент может видеть, что наличие либо отсутствие каких-либо критериев политических режимов в государственной политике и определяет собственно политический режим.

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей, в конечном счете, подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Таким образом, можно сказать, что политический режим показывает, каким образом реально распределяется власть между различными силами и выражающими их интересы политическими организациями – кто и почему обладает наибольшей долей власти в обществе. В конечном итоге, экономически господствующий класс, становится тем механизмом государства. Который владеет основными рычагами политической власти, а, следовательно, может реализовывать в полной мере свои интересы. Также политический режим раскрывает, кто и как контролирует и реализует осуществление власти. Демонстрирует, под каким контролем находятся носители властных полномочий (контролирующее воздействие «снизу» или мощное руководство «сверху»), или же и вовсе находятся практически бесконтрольными. По большому счету, политический режим по использованию критериев может быть либо преимущественно разрешительным, либо преимущественно запретительным, следует заметить, что это на прямую связано с соотношением методов убеждения и принуждения.

Студенту нужно знать, что основными типами политических режимов выступают: демократический, авторитарный и тоталитарный. Наряду с основными типами существуют промежуточные: авторитарно-демократический, анархо-демократический и охлократический. В политологии нередко при классификации режимов выделяют две формы политической организации общества: демократию и олигархию.

При изучении второго вопроса «Демократический режим: признаки и основные модели», необходимо исходить из того, что данный режим основой происхождения власти называет народ, который, непосредственно, участвует в общественно-политической жизни, являясь основным субъектом деятельности. Кроме того, он обеспечивает равноправие граждан, приоритет прав человека над правами государства, формирование органов представительской власти путем выбора на тайном голосовании, наличие только у парламента права принимать законодательные акты, уважение к правам меньшинства, разделение власти и другое. Итак, демократический режимспособ функционирования политической системы общества, который базируется на признании народа источником власти и предусматривает его активное участие в решении государственных и общественных дел.

Современные научные теории демократии. Так, в рамках ценностного подхода сформировались идеи партиципаторной (англ. participation— участие) демократии, которая приобрела сегодня довольно широкую известность.

Согласно этой концепции, особое значение в процессе реализации демократии имеет обязательное исполнение всеми гражданами тех или иных функций по управлению делами общества и государства. Данная теория обосновывает участие граждан в демократических процедурах как на уровне выборов представительных органов власти, референдумов, так и на уровне отдельных рабочих коллективов, учебных заведений, местного самоуправления и т.д.

В рамках процедурного подхода сложилась и теория эгалитарного элитизма, которая была изложена еще в начале 1940-х годов в работе «Капитализм, социализм, демократия» Й.Шумпетера,.

Согласно этой теории, народ признается первичным источником власти. Однако его участие в политике имеет ограниченный характер. Граждане избирают представительные органы власти и делегируют им свои полномочия, после чего народ отстраняется от управления. Поэтому демократия являет собой сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей. Таким образом, демократия предстает как форма правления при посредстве народа, как форма осуществления власти профессиональными политиками. Основой же функционирования политической системы является утверждение эффективного способа подбора элит, способных осуществлять управление обществом.

Теория корпоративной демократии. Корпоративизм рассматривает демократический режим в качестве механизма нахождения компромиссного решения через взаимодействие руководящего звена крупных объединений (корпораций), включающих большое количество наемных работников, менеджеров, а также представителей партий и государства как верховного арбитра. Такие корпорации несут перед своими членами ряд обязанностей и представляют их интересы. Взаимодействие корпораций и обеспечивает ход политического процесса на основе принятия компромиссного решения. А это, отрицает роль конкуренции элит как основного двигателя политического процесса.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. Теоретики данного направления (А.Бентли, Г.Уоллес, Дж.Мэдисон, Г.Ласки, Р.Даль). В данной концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующейся в условиях ее распыления (диффузии) между различными социальными силами. Свободная игра, соревнование различных групп являются движущей силой политики. Следовательно, демократия как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, формирующегося из различных групп с совпадающими позициями по тем или иным вопросам.

Это означает, что демократия является таким политическим режимом, который основан на сочетании различных групповых интересов и выделении некой средней составляющей этих интересов как основы для политического развития общества. Данная концепция демократии выражает принципы социального государства с его стремлением осуществлять в большей или меньшей степени социальную справедливость в обществе.

Существенный вклад в развитие теории демократии внес А.Лейпхарт, предложивший идею консоциальной (consociational) демократии. Придавая первостепенное значение процедурным моментам демократии, он предложил модель «разделения власти», предусматривающую обеспечение представительства интересов меньшинства, не получающего доступ к рычагам государственного управления. В связи с этим Лейпхарт выделил четыре важнейших механизма, которые позволили бы меньшинству получить доступ к власти.

Такая модель предполагает, прежде всего, создание коалиционного правительства с участием в нем представителей всех партий, представляющих все основные слои общества. Во-вторых, формирование правительства на пропорциональной основе с таким расчетом, чтобы в нем были представлены разные социальные группы. В-третьих, предоставление максимальной автономии для социальных групп в решении своих внутренних вопросов (например, в форме федерализма или культурной автономии). Наконец, предоставление группам при выработке политических решений права вето, преодоление которого могло бы быть осуществлено на основе решения квалифицированного большинства (две трети или три четверти голосов избранников).

В последние годы довольно широкое распространение получили теории рыночной демократии, которые систему власти рассматривают как аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами». Под политическим действием понимается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция». Избиратели, в основном, рассматриваются как пассивные «потребители».

Демократия, основанная на строгих процедурах, не может не учитывать новых реалий развития общества — возрастающее влияние электронных средств массовой информации, которые дают жизнь концепции теледемократии («киберократии»). В этом случае традиционные демократические процедуры дополняются новейшими возможностями телевидения, Интернета, которые все шире используются в ходе избирательных кампаний. Это открывает возможности для диалогового режима власти с рядом категорий граждан, прежде не очень активных участников политики.

Демократия как определенная система власти представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Демократия обладает рядом универсальных способов и механизмов организации политического порядка. Такая политическая система предполагает:

— обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;

— систематическую выборность основных органов власти;

— наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинств;

— абсолютный приоритет правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);

— профессиональный характер правления элит;

— контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

—идейный плюрализм и конкуренция мнений.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом. При формировании институтов государства эти принципы в разных объемах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту, мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии - парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо четкого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

Для того чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему. Иногда этот режим называется режимом правовой демократии. Однако различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права.

Студенту необходимо обратить внимание на тот факт, что важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного режима. В то же время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы обладают способностью к самовозобновлению в рамках сложившейся системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, ей по силам задача проведения экономических и социальных реформ без существенного потрясения имеющихся норм и институтов (реформы Ф.Рузвельта в США – «общество благосостояния»).

Среди условий стабильности демократии правомерно выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. По-видимому, есть смысл поставить вопрос и о ряде иных (бессознательно психологических, филогенетических, географических) условий демократической стабильности.

К внешним условиям демократической стабильности правомерно отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможности вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. В зависимости от размеров и ресурсов страны, не связанных с характером политической системы и позволяющих ей противостоять потенциальному агрессору, как относительно благоприятные могут рассматриваться самые различные условия.

В завершении, обратим внимание на то, что демократический режим является одним из наиболее распространенных в современном мире режимов, приемлемым многими общественными международными организациями и объединениями. Однако, наряду с многочисленными положительными моментами, существует определенные негативные проявления этого режима.

Переходя к изучению третьего вопроса «Авторитаризм и тоталитаризм как политические режимы» необходимо обратить внимание на то, что термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является четко определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут проявить объединяющий принцип. По С.Хантингтону, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном, они имеют между собой довольно мало общего.

Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и государственной бюрократии. Нередко их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Так, за счет принудительной мобилизации авторитарные политические режимы (например, режим Пиночета в Чили в 1970-е годы) могут вызывать к жизни достаточно высокую гражданскую активность и на этой основе добиваться неплохих экономических результатов. Однако эти режимы плохо приспособлены для налаживания эффективной связи между властью и рядовыми гражданами.

Узость социальной опоры авторитарного политического режима находит свое выражение и в том, что малоэффективной оказывается идеология. Ее инструменты просто бездействуют в авторитарном режиме. И потому, как отмечают специалисты, при выработке государственной политики широко используются келейный сговор, подкуп, закулисные сделки и другие механизмы теневого правления.

В то же время, студент должен знать, что было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы часто стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны.

Авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке.

Основные признаки авторитаризма: власть находится в руках одного лица или же группы лиц;неограниченность государственной власти;опора на силу;монополизация власти, стремление ограничить возможности для деятельности легальной оппозиции, вплоть до ее запрета ( не исключается возможность существования общественных организаций, но они должны быть полностью под контролем власти); отсутствие тотального контроля над обществом;рекрутирование политической элиты через механизм кооптирования (попадание в правящую элиту происходит путем простого назначения сверху).

Можно выделить следующие основные типы авторитарных режимов: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп. Обычно такие режимы устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне. В отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой результат эволюции легитимного режима.

Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей (страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция). Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.

Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Это сопровождается проведением негласной политики вытеснения инонациональных групп.

Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов.

Режимы личной власти (Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения иросту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.

В последние годы в ряде стран возникли либеральные многопартийные авторитарные режимы. Для них характерно признание демократических либеральных принципов (разделение властей, свобода конкуренции, признание прав и свобод граждан и т. п.) при сохранении авторитаризма, усилении власти государства и его вмешательстве в различные области жизнедеятельности общества (в Бангладеш, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Южной Корее и др.)

Студенту необходимо знать, что разновидностями авторитарных режимов выступают также: теократический авторитаризм, абсолютистские монархии (Саудовская Аравия (король Фауд).

Нужно сказать, что авторитарные режимы, как показала историческая практика, оказываются достаточно устойчивыми формами осуществления политической власти. Зачастую им удается довольно успешно сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

Тоталитаризм (лат. totalis – весь, целый) – политический режим, который определяется полным (тотальным) контролем государства над гражданами, всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитаризм» появился в 1920-х годах прошлого столетия в Италии.

Предпосылками возникновения тоталитаризма выступают:

К числу главнейших предпосылок возникновения такого режима относится становление индустриального развитого общества и разрушение традиционного общества.Одним из существенных следствий этого стало усложнение общественной структуры, что привело к разрушению привычных связей между традиционными социальными слоями и группами общества, а также к появлению новых социальных групп.

Политические предпосылки -первостепенную роль в политической жизни общества начинает играть партия нового типа, действующая на принципах жесткой дисциплины, они действуют на основе идеологии, признаваемой в качестве единственно верной. Во главе такой партии оказывается вождь, действия которого не подлежат обсуждению. Исходя из потребности жесткой идейной ориентации государственной политики необходимости постоянного идеологического контроля за деятельностью всех органов власти, тоталитарный режим – происходит срастание государства и правящей партии. Образуется специфический центр власти, который нельзя идентифицировать ни как государство, ни как партию.

Усложнение социальной структуры во многом было следствием решительного изменения экономических отношений. Это привело к усилению участия государства с его возможностями всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни. Политическое господство государства-партии подкреплялось централизованным контролем и планированием в экономической сфере. Монопольное господство государственной собственности, недопущение частной собственности ставили государство в положение единственного работодателя.

Тоталитарные тенденции усиливались интенсивным развитием науки и техники, что порождало иллюзию полной познаваемости законов природы и общества.

Появление массовых коммуникаций, позволявших не только установления прямых отношений государства с различными социальными слоями и группами общества, но и с отдельными гражданами, контролирует сознание и поведение граждан.

Значительную роль в становлении тоталитарного политического режима играют социально-экономические предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию экономических бедствий большей части населения.

Выделяют также и психологические предпосылки -связаны с усилением влияния в обществе коллективистских настроений, которые неизбежно ведут к полному подчинению отдельной личности коллективу, общественному целому. В обществе получает распространение массовая психологическая неудовлетворенность разрушением традиционных общественных отношений, когда отдельная личность оказывается дезориентированной. Важным признаком тоталитарного режима выступает подавление личности, обезличивание человека. Тоталитарный режим стремится к полной трансформации человека в соответствии с укоренившей в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личности с особым психическим складом, ментальностью, поведением.

Едва ли не важнейшим признаком тоталитарного политического режима является идеологизация всех сфер общественной жизни. Единственно верная идеология является официальным основанием для принятия решений в экономике, политике, социальной сфере.

Это закрепляется монополией государства на СМИ, суровой цензурой, периодическими репрессиями, ликвидацией демократических прав и свобод во имя достижения амбициозной, и чаще всего утопичной цели.

Монолитность тоталитарной политической власти – в срастании всех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной (хотя зависело и от менталитета населения страны). Политическая оппозиция как публичный институт отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности.

Т.о., тоталитарный политический режим отличает универсальная политико-идеологическая форма регулирования социальных процессов, которая стерла границу между государством и обществом. В итоге власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека.

Разновидности тоталитаризма. При всем относительном разнообразии тоталитарных порядков история дала образцы трех основных типов тоталитаризма: фашистского, национал-социалистического ( правые (ультраправые) идеологии ), и коммунистического ( левые доктрины ).

Самой исторически длительной явилась коммунистическая форма тоталитаризма. Рассматривается как классический, ибо он предполагает максимальный государственный контроль за всеми сферами жизни общества, полную ликвидацию частной собственности, подчинение отдельного человека государственным интересам (СССР).

Фашизм как форма тоталитаризма возник в Италии в 1922 г. Он выступал с позиций возрождения великой римской государственности, национальной идентичности народа, создания этнически чистой мощной державы с крепкой экономикой. Эти установки находили отклик у значительной части населения страны.

Человеконенавистнической разновидностью фашизма был немецкий национал-социализм, получивший государственное воплощение в 1933 г. (просуществовал до 1945 г.). В Германии упор делался на национальное и расовое превосходство немцев, а также поиск внешнего врага, неполноценных рас, которые нужно подчинить или уничтожить.

Итак, в этом разделе основное внимание было отведено классификации политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке. Тем не менее, следует подчеркнуть, что это – классификация, помогает организовать многообразие имеющихся в политической науке концепций, сформулировать самое общее представление о том или ином политическом устройстве.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: