Методические указания

Налоговая система Российской Федерации представляет собой систему налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве.

В зависимости от административно-территориального устройства выделяют три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств. В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма ‑ системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[10].

В зависимости от экономической сущности налоговой системы, порядка распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы. По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах[11].

Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. В Российской Федерации она довольна обширна.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

1. В зависимости от плательщика различают:

а) налоги с организаций, например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль;

б) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

в) общие налоги для физических лиц и организаций (например, земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

а) прямые (подоходно-имущественные) ‑ налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.).

б) косвенные (на потребление) ‑ налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), выступающий как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

3. По территориальному уровню:

а) федеральные налоги ‑ устанавливаемые и в водимые в действие федеральным органом представительной власти ‑ Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ. К ним относятся (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;

б) региональные налоги ‑ налоги, перечисленные НК, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);

в) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

4. В зависимости от характера использования:

а) налоги общего значения используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми является большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

б) целевые налоги ‑ зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).

5. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые ‑ налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, госпошлина);

б) регулярные налоги ‑ взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).

Специальные налоговые режимымогут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

Виды специальных налоговых режимов:

  1. единый сельскохозяйственный налога ‑ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ);
  2. упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ);
  5. патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ).

Каждый из установленных налоговых режимов имеет свои характерные особенности:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога совокупность следующих налогов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций;
  2. упрощенная система налогообложения освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты, таких как налог на прибыль (налог на доходы физических лиц), налог на имущество;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции начинает действовать для налогоплательщика только на основании договора, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск;
  5. патентная система налогообложения устанавливает специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей с количеством сотрудников до 15. Введение патентной системы налогообложения создаст налоговые условия для развития и легализации предпринимательской деятельности, а также увеличения доходов местных бюджетов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: