Социальная философия

  1. Специфика социального познания

Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духов­но-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосер­дие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влия­ние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.

Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъ­екта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое един­ство материального и духовного, объективного и субъективного.

Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сфе­ру практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря это­му обстоятельству субъект социального познания имеет сложный сис­темный характер.

Успех социального познания зависит от многих моментов- во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъ­екта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.

Маркс сформулировал один из основных принципов соци­ального познания: социальное познание не есть пассивное созерца­ние объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличи­вать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.

Следует отметить и другую крайность — объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей

Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению пре­дыдущими поколениями определенных действий выявляются инвари­антные, существенные связи, при этом субъективная сторона активи­зируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность Законы общест­ва проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социаль­ного познания.

Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основ­ных гуманитарные, социально-экономические и социально-философ­ские знания.

Системообразующей основой всех социальных знаний явля­ются социально-философские знания. Они возникают на базе обоб­щения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии чело­века, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных сис­тем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.

Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "'мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих цен­ностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъек­тивного и объективного. Интерпретация фактов может быть как прав­дивой, так и ошибочной.

Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими усло­виями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерно­стей развития.

Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.

Таким образом, познавательные возможности общества склады­ваются в результате его практически-познавательной деятельности и из­меняются с ее развитием.

  1. Общество: основы философского анализа.

Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по произ­водству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.

Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систе­му - общество.

Общество возникает и существует, таким образом, при взаимо­действии двух факторов: деятельности и общественных отношений.

Общественные отношения многообразны. Выделяют экономи­ческие, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общест­венных отношений между людьми» между человеком и миром. Об­щество - это "сам человек в его общественных отношениях"1.

Существует множество философских концепций общества, одна­ко каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.

  1. Теоретические модели общества и современность

Построение теоретической модели общества начинается с опре­деления основы его существования и развития.

Философские проблемы общества выделя­лись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философ­ские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др. Нату­ралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным ра­зумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовле­творять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Философы-просветители утверждали, что общественные отноше­ния в их историческом развитии управляются мыслями людей, их жела­ниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, орга­низовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, бу­дет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки яв­ляются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразова­ния стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы, природную и ра­циональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так назы­ваемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаи­модействии нескольких факторов: природных (географических, био­логических), политических, духовных и т.д.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж Вико, И Гердера. Это направление получило название ''историзм" Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойст­венность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля классическое понимание общества получило наиболее развитое целост­ное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его исто­рию. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазви­вающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называе­мое "гражданское общество", имущественные экономические отноше­ния, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общест­венные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом соци­альной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерми­нированности общественного развития.

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравст­венных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Одна­ко противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, не­идеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"'.

Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общест­венному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, опре­деляет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаменталь­ную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лич­ность просветителя, а широкие социальные общности людей, соз­дающие духовно и практически свою действительную жизнь.

Современные социально-философские концепции весьма много­численны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятий­но-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим ти­пичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и раз­вития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX- начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состоя­ние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социо­культурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки и техники, про­изводства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

Многообразие существующих социальных концепций, безуслов­но, связано с многообразием существующих обществ, многовариантно­стью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаи­модополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления обще­человеческих тенденций развития. В современных социально-философ­ских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой дея­тельности.

  1. Анализ общественно-исторической практики

Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функциони­рует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-исто­рическую практику. Общественно-историческая практика есть по­стоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной челове­ческой истории она предстает как множество противоречивых тен­денций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой.

Общественно-историческая практика есть единое, осознанное че­ловеческое существование, человеческое творение собственной истории.

В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности обще­человеческой "линии" исторического развития.

При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жиз­ни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: