- Специфика социального познания
Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духовно-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосердие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влияние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.
Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъекта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.
Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сферу практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря этому обстоятельству субъект социального познания имеет сложный системный характер.
|
|
Успех социального познания зависит от многих моментов- во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъекта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.
Маркс сформулировал один из основных принципов социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличивать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.
Следует отметить и другую крайность — объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей
Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению предыдущими поколениями определенных действий выявляются инвариантные, существенные связи, при этом субъективная сторона активизируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность Законы общества проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социального познания.
|
|
Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основных гуманитарные, социально-экономические и социально-философские знания.
Системообразующей основой всех социальных знаний являются социально-философские знания. Они возникают на базе обобщения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных систем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.
Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "'мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих ценностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъективного и объективного. Интерпретация фактов может быть как правдивой, так и ошибочной.
Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими условиями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерностей развития.
Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.
Таким образом, познавательные возможности общества складываются в результате его практически-познавательной деятельности и изменяются с ее развитием.
- Общество: основы философского анализа.
Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.
Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему - общество.
Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений.
Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.
Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми» между человеком и миром. Общество - это "сам человек в его общественных отношениях"1.
Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.
- Теоретические модели общества и современность
Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития.
|
|
Философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы.
Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.
Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция.
Оказывается, что общество имеет две основы, природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д.
Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж Вико, И Гердера. Это направление получило название ''историзм" Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы.
|
|
В объективно-идеалистической философской системе Гегеля классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.
В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество", имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.
История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.
Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"'.
Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.
Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль.
Субъектом истории является в таком случае не дух, не личность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь.
Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества.
Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX- начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.
В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности.
Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки и техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.
Многообразие существующих социальных концепций, безусловно, связано с многообразием существующих обществ, многовариантностью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаимодополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления общечеловеческих тенденций развития. В современных социально-философских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой деятельности.
- Анализ общественно-исторической практики
Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функционирует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-историческую практику. Общественно-историческая практика есть постоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной человеческой истории она предстает как множество противоречивых тенденций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой.
Общественно-историческая практика есть единое, осознанное человеческое существование, человеческое творение собственной истории.
В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности общечеловеческой "линии" исторического развития.
При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жизни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия.