Запомните: закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».
14. Особенности спряжения глаголов типа выздороветь, обессилеть.
Затруднения в речи часто вызывает спряжение глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь. Необходимо помнить, что при спряжении этих глаголов перед личным окончанием нужно прибавлять -е:
выздороветь | опостылеть | опротиветь |
выздоров е ю выздоров е ешь выздоров е ет выздоров е ем выздоров е ете выздоров е ют | опостыл е ю опостыл е ешь опостыл е ет опостыл е ем опостыл е ете опостыл е ют | опротив е ю опротив е ешь опротив е ет опротив е ем опротив е ете опротив е ют |
По этому же принципу изменяются непереходные глаголы с приставками обез-/обес- и некоторые другие:
обезводеть, обезводеешь, обезводеет и т.п.
обезголосеть, обезголосеешь, обезголосеет и т.п.
обезножеть, обезножеешь, обезножеет и т.п.
обезуметь, обезумеешь, обезумеет и т.п.
обескроветь, обескровеешь, обескровеет и т.п.
обеспамятеть, обеспамятеешь, обеспамятеет и т.п.
обессилеть, обессилеешь, обессилеет и т.п.
обессмыслеть, обессмыслеешь, обессмылеет и т.п.
|
|
15. Нормативное употребление глаголов на …ся.
Некоторые глаголы на –… ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создает неясность смысла.
Например: Выпускники направляются в разные уголки нашей страны(сами хотят поехать? или их направляют?).
В подобных случаях возможны следующие формы исправления:
1) устранение у глагола суффикса – ся с одновременной перестройкой предложения в односоставное неопределенно-личное:
Выпускников направляют в разные уголки нашей страны.
2) замена возвратного глагола другим, подходящим по смыслу:
Выпускники едут в разные уголки нашей страны.
16. В пределах одного предложения или небольшого текста необходимо соблюдать видовременное единство глаголов. Если один глагол совершенного вида (несовершенного), то и другой глагол должен быть совершенного вида (несовершенного). Если один глагол употребляется в настоящем (прошедшем) времени, то и другой глагол должен быть настоящего (прошедшего) времени. Только в художественной литературе возможно смешение времени при необходимости (рассказ о событиях, происходивших с героем в прошлом).
Например:
1)Он мечтает (наст. вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош. вр.) занятие литературой.
Правильно:
Он мечтал (прош.вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош.вр.) занятие литературой.
|
|
2)Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.) делопроизводство.
Правильно:
Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучить (сов. в.) делопроизводство.
Или:
Чтобы правильно составлять (несов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.) делопроизводство.