Часто задаваемые вопросы

Хотелось бы начать повествование с того, о чем каждый день меня спрашивают практически все туристы. Самые часто задаваемые вопросы и самые актуальные ответы на них.

«Это правда, что в Египте революция?»

Революция произошла в 2011 году, 25 января. И после нее месяца два в стране творился полнейший бардак, туристы не ездили, самолеты не летали и никто не работал. А потом все вошло в привычную колею и до сих пор вполне себе функционирует.

Мне постоянно рассказывают, что в новостях говорится о беспорядках в Каире, о сложностях на Синае, каких-то бесконечно текущих революционных действиях.

Вопрос один – если все так плохо, почему туристические агентства продают путевки? Почему правительство разрешает полеты? Когда действительно в стране было жарко – ни одно правительство своих граждан в Египет не пускало. Но, если индустрия функционирует в штатном режиме, значит, все в порядке. Просто журналистам надо что-то выдумать.

Вообще, если и происходят какие-то стычки, то только в Каире. И давно. А в Хургаде за год никто не ощутил ни малейших неудобств. Все течет в привычном русле, курортный город далек от любых социальных потрясений в силу своей закрытости и охраняемости. К слову, раздувают международный скандал из ерунды – а вы московскую криминальную хронику с утра посмотрите, там цифры не в сто человек пострадавших, там одних убийств за ночь полторы тысячи. Тем не менее, никто не вопит на каждом углу – все в глушь, в Саратов!

И вообще, в отличие от нетуристических стран, Египет бережет собственную репутацию, туризм так же важен, как сельское хозяйство, поэтому никто лишний раз не будет рубить ветку, на которой сидит. Можете спокойно забыть обо всех слухах и революциях. Хотите приехать – приезжайте. Все спокойно, все нормально и все прекрасно.

«Можно ли выходить за территорию отеля? Это не опасно?»

Нет, это не опасно. Я каждый день выхожу за территорию отеля, чтобы поехать домой. Погулять по городу, пообщаться с друзьями и сходить в магазин за картошкой.

В городе не было и нет никаких беспорядков, а криминал ниже плинтуса. Полиция на каждом углу и нормальная, человеческая жизнь вокруг.

«Нас не украдут, не заберут в рабство?»

Точно так же вы можете задать этот вопрос в Таиланде, Эмиратах, Турции и других курортных странах. И получите такой же ответ – нет. Египет это не Сомали.

Единственное, о чем меня просили местные жители – не ездить через пустыню с незнакомыми людьми. Особенно, на Синае. Но подобные прописные истины, простите, родители детям во всем мире говорят, а уж взрослые люди, я думаю, сами сообразят, что можно делать, а чего нельзя. В любой стране.

Что касаемо использования городских такси и маршруток – то можете спокойно ими пользоваться, ездить по городу, сколько влезет. Таксисты бывают весьма говорливы, если вы им отвечаете, и даже назойливы, если позволяете. Но они всего лишь винтики машины туристического бизнеса и просто зарабатывают свою копеечку честным трудом за баранкой, а вовсе не облизываются на ваши косточки. Не разговаривайте с ними, если не хотите. И пусть пылят спокойно по дороге. Любые поездки тут без приключений.

«На пляжные экскурсии страховка не действует, нельзя ездить без официального гида».

Про выбор экскурсий мы еще поговорим отдельно, скажу вкратце – что касаемо страховки, то она действует на всей территории Египта, и страхует вас не гид, не туроператор, а страховая компания. Страхуют вас от любого несчастного случая на территории государства. К слову, если вы будете внимательно читать договор, то на момент страхового случая вы должны быть вообще исключительно трезвы, как стеклышко. Что в контексте «ол инклюзив» звучит уже смешно и парадоксально. Тем не менее, в случае чего тест на алкогольное содержимое никто не проводит.

Поэтому не позволяйте вешать себе лапшу на уши. Если ваш официальный гид говорит, что «мы ни за что не отвечаем», то значит, он фактически нарушает закон о правах потребителей раз – обязаны они за все отвечать, как ваша туркомпания.

По большому счету, песня о страховке – это хорошая психологическая уловка, позволяющая продавать экскурсии дороже, и на нее не стоит сходу реагировать. Гиды не имеют никакого отношения к страховке. Вообще. Просто напакостить могут в случае чего, ибо они держат связь с «большой землей». Но и на этот случай всегда управа найдется, было бы желание. Впрочем, откровенно говоря – все зависит от человеческих качеств гида и представителей туристической компании. Бывает, что они действительно ни за что не отвечают, так это уже человеческий фактор.

Поэтому про экскурсии и их отличия, разницу в цене и качестве мы позже поговорим. А насчет страховки рекомендую узнавать подробности в самой страховой компании и очень внимательно читать договор до подписания.

«Можно ли покупать в Египте масла, хлопок, золото?»

Можно хоть слона купить и десяток верблюдов на сдачу. Вопрос только в том, что в Египте не всегда можно найти хорошее качество вещей. Не стесняйтесь проверять все, что вы покупаете. И читайте раздел «шопинг», там написано подробно о том, как выбрать основные вещи из набора «первый раз в Египте».

«Это правда, что в Египте любят немцев и не любят русских?»

Сложно сказать. Немцы хорошо платят, а русские торгуются до последнего. И, в принципе, продавцам поторговаться нравится, но после получаса боданий за цену только русский может сказать – ладно, спасибо, зайду как-нибудь в следующий раз, посмотрим, подумаем короче.

Русские не дают чаевых, но и внимания к себе требуют мало. Море, лежак и отвалите все, мы дальше со своим самоваром. А немцы обожают жаловаться на все, что видят вокруг себя. Их хлебом не корми, дай накатать очередную мелкую кляузу на рецепшен – зонтик им вовремя над лежаком не раскрыли, музыка на бассейне слишком громкая, аниматоры посмотрели косо, вообще, почему у аниматоров татуировки? Не хочу таких, дайте других! Официант в ресторане целых двадцать секунд не обращал на меня внимания и вообще стоял отвернувшись!

Немцы – жалобщики, каких поискать, им все не так, все не то и все плохо. Поэтому чтобы отель тупо не завалили комплейнами, им стараются угождать. Потому что довольный немец обязательно оставит пять-десять евро чаевых, для них это мелочи, одна-две поездки на трамвае. А для египтянина это большие деньги. Русские считают, что все включено – это значит, за все заплачено, и можно с собой даже денег не брать. Поэтому, естественно, уровень обслуживания несколько иной. Зато именно за искреннюю душевность сервисная братия любит «нашу рашу» и ни одному немцу не нальют от души и с фантазией приготовленный коктейль. Это только наши оценят креатив и скажут большое спасибо, солнышко, ты настоящий профи. А немцы молча положат в копилку дневной заработок всего бара – как оценку хорошей работы.

Плюс немцы всегда конкретны – да значит да. У них нет в лексиконе слов «посмотрим» и «подумаем». А еще «попозже вернемся». Если бы вы знали, как ненавидят эти слова египтяне! Стой, блин, и размышляй – реально подумает над предложением или это такая разновидность дипломатического послания на три буквы. И вообще, зачем идти куда-то что-то смотреть, а потом обещать возвращаться? Нелогично. Если не устраивает цена или товар – так и скажи, плакать не буду. А то ведь разводят эту никчемную дипломатию – мы попозже зайдем, понимаешь…

Русским кажется, что они так вежливо отмазались и все прекрасно, а египтяне эту однотипную сказку про белого бычка от каждого второго туриста слышат – и звереют к концу рабочего дня, от бесконечного вранья, прикрытого этакой фильдеперсовой церемониальностью. Проще сказать сразу – не хочу, не буду, нет денег или не нравится ваше заманчивое предложение в целом. Отношение улучшится. Даже без чаевых.

«Правда, что в Египте все женщины ходят в парандже и не работают? В отеле ни одной девушки нет, кроме аниматоров, и те все иностранки…»

Женщины в Египте работают. Так же как в России. У нас тоже есть определенный процент девушек, которые только и мечтают выйти замуж за богатого и осесть дома, чтобы полностью посвящать себя салонам красоты, походам по магазинам и какому-нибудь несложному любимому занятию.

В Египте, в принципе, считается, что если женщина работает, то для мужчины это позор. Но в контексте тотальной нищеты в стране этот негласный закон уже давно сослали в прошлое – на всю семь один кормилец не заработает. Поэтому супруги трудятся оба, и это уже никого не смущает.

Насчет паранджи – некоторые ортодоксальные люди ходят закрытыми. Вообще, ислам предполагает ношение платка на голове и скромной одежды, но вот именно паранджу я на улицах встречаю нечасто. Тем более, русские жены египтян вообще плевать хотели на подобные запреты. А мужьям ни малейшего резона спорить – пусть все любуются, какая у него супруга красивая!

Что же касаемо работы в туристической индустрии, то здесь женщины сами не хотят работать. Потому что тяжело. Под солнцем целый день, по двенадцать часов на ногах – никакой личной жизни, никакого времени за детьми присматривать. Логично, что лучше выбрать более солидную работу – врача, учителя, офисного планктона. Пусть мужчины таскают тюки с рисом, подносы с фужерами и кучи полотенец, носятся по пляжу с папками и разливают ром с колой. Мужчина сильный, он может позволить себе впахивать целый день. А женщина вполне устроится парикмахером, маникюршей, рецепшионистом, гест релейшеном, продавцом в супермаркете или учителем английского языка. И будет успевать готовить, стирать и ухаживать за детьми – как полагается в любой другой стране.

Поэтому в туристической индустрии девушек так мало – не потому что им запрещено, а потому что сами не хотят такого стресса для организма.

А иностранки – в основном, приезжают ради экзотики (как анимашки) или работают в нормальном режиме в хороших компаниях, если обладают рядом навыков и познаний, которые требуются для высокой должности (как гест релейшен).

«В какой одежде вообще можно ходить в Египте?»

На территории отеля вы можете ходить как угодно, хоть голышом, если это не запрещено правилами внутреннего распорядка. В некоторых отелях конкретно указывается на запрет загорания топлесс и посещение ресторанов в бикини. А кое-где есть нудистские зоны пляжа.

Что касаемо улиц, то в курортных городах достаточно лояльно относятся к вопросам внешнего вида туристов. Вы можете одеваться, как вам нравится. Я видела многих, идущих по улице в купальнике и парео. В принципе, все уже привыкли. Исключения составляют только экскурсионные города – Луксор, Каир и Александрия. Эти зоны являются жилыми и относятся к поселениям с мусульманским менталитетом. Особенно, Александрия. Там на туристов косо смотрят, даже если они в шортах и майках гуляют. Рекомендуется посещать эти города в более-менее скромной одежде, с прикрытыми плечами и коленями.

Паранджа, платок или что-нибудь этакое в исламском стиле не требуется нигде.

Отдельное слово хочу сказать о дресс-коде ресторана. Во многих отелях на обед и ужин запрещено появляться в шортах. В Макади мне часто приходилось сталкиваться с этой проблемой – менеджеры наотрез отказывались пускать в ресторан мужчин в шортах. А те заявляли, что приехали в Египет отдыхать, поэтому брюки с собой не взяли, не по погоде одежда.

Турлидеры и туристические агенты об этой особенности не предупреждают – и выясняется все уже по приезду. Вас могут просто не обслуживать, пока не переоденетесь. Данный вопрос – о закрытых коленях – касается только мужчин. Девушки в мини приветствуются везде.

Второй момент ресторанного дресс-кода – девушкам нельзя приходить на ужин в халатах, майках-алкоголичках, коротких шортах и прозрачной одежде. Подобные тонкости – специфическая прерогатива каждого отеля, уточняются они обычно у турагента или в самом отеле.

Во избежание конфликтов мужчинам проще всего взять с собой брюки на вечер, да хотя бы просто удобные штаны на резинке, этого достаточно, а женщинам - удобное платье.

«Почему в Египте такие проблемы с российской мобильной связью?»

Наверное, потому что это Египет. И здесь очень легко как российским компаниям «потерять» ваши деньги со счета, так и египетским – предложить вам купить туристическую сим-карту.

Каждый день я слышу от гостей, что в Египте роуминг «сжирает деньги», тысяча улетает буквально за день.

В отеле связь тоже очень дорогая, например, мне приходилось видеть и два и три доллара за минуту разговора.

Поэтому многие туристы сходу покупают местные сим-карты, чаще Водафон – международную связь. Гиды предлагают сим-карты по десять долларов и выше. Если вы не планируете выбираться из отеля, то это может и нормально. В городе карточку можно купить за цену в два раза меньше. Офисы Водафона – как Билайн в Москве, на каждом шагу. Симка не регистрируется на паспорт, ее можно купить в любой лавке, она действует в течение десяти лет и расходует примерно 2-5 фунтов за минуту разговора с Россией.

Пополняется счет с помощью карточек оплаты, терминалы здесь не предусмотрены. Прогрессивные люди перекидывают деньги со счета на счет, чтобы не заморачиваться. Можно попросить местного, если вы с ним в хороших отношениях, поможет.

Внимание! Если вы звоните в Россию с местного номера, то набирайте не 8905, а 007905. Смс точно так же надо отправлять. Египетский номер набираете напрямую, 0101 и дальше цифры, или 0123 – без кода страны. Код страны +2 и дальше номер абонента. Например, +2-0101-565-61-71 – вот так.

«Что входит в ол инклюзив – чем я могу пользоваться, если у меня все включено – это что конкретно?»

Ол инклюзив или все включено – это набор стандартных сервисов в отеле, в который входит трехразовое питание, напитки местного производства, как алкогольные, так и безалкогольные. «Все включено» предполагает питание по системе шведский стол в ресторане отеля, обслуживание в барах возле бассейна и на пляже, а также (если в отеле присутствуют такие опции) мороженое, закуски и прочая мелкая снедь.

В систему все включено не входят: напитки импортного производства, рестораны а ля карт и в некоторых отелях натуральный кофе, если традиционно подается растворимый.

Обо всем, что «можно бесплатно» уточняйте у вашего туристического гида, гест релейшена или менеджера бара или ресторана. Если персонал не говорит по-русски, гест релейшен или гид обязательно должны помочь вам с переводом. Обычно на этой должности состоят либо представители России, либо хорошо говорящие по-русски египтяне.

Вообще, по-хорошему, на информационной встрече гид должен рассказывать о правилах отеля, а не торговать экскурсиями и пугать туристов революциями.

Для того эта встреча и существует. Если у вас есть вопросы – задавайте. Ответить на них – прямая профессиональная обязанность турлидера. Экскурсии подождут.

«Почему у нас «все включено», а бармен просит деньги за кофе – даже растворимый?»

Очень прошу обратить на это внимание: система «все включено» действует в определенные часы, например, с десяти утра и до пяти вечера в барах бассейна и пляжа, с семи утра и до двенадцати ночи в ресторане и лобби. Точное время работы «системы» уточняйте у гида в обязательном порядке!

За пределами временных отрезков «включенности» все напитки платные. То есть, если вы заказываете кофе в час ночи или с утра решили похмелиться пивком, то бармен возьмет с вас деньги. Но при этом до того как что-то наливать, он обязан (!) сообщить вам о том, что это «экстра». То есть, если вы должны оплачивать эти напитки – то решение вы принимаете до того, как получили свой заказ. Если он заявил вам об этом до того, как подал напиток – то есть, не предупредил заранее об оплате – смело зовите менеджера и жалуйтесь. Очень многие хитрые бармены на этом пытаются заработать, потому что туристы не хотят конфликта.

Если у вас нет при себе наличных денег, вы можете попросить выставить вам счет на номер комнаты – оплачивать его вы будете в день выезда на рецепшене.

«За что могут выставить счет по выезду? Могут ли меня ждать какие-то неприятные сюрпризы, когда я буду собираться домой?»

Иногда туристы боятся, что по выезду им выставят счет за какие-нибудь оказанные услуги или посещение ресторанов а ля карт. И получится конфуз – ибо к концу поездки у многих уже нет при себе наличных денег.

Как понять, за что могут попросить заплатить?

Вообще, все, что вы заказываете в отеле за дополнительную плату, должно оформляться чеками – то есть вам обязаны сообщить о том, что данную услугу вы оплачиваете на рецепшене. Но в некоторых случаях этого не происходит – например, если вы пользовались мини-баром в номере: этот факт выясняется только при чек-ауте, то есть, когда вы сдаете номер. Во-вторых, если в номере испорчено какое-то имущество – порвано постельное белье, сломана техника и т.д. Во всех остальных случаях – свежего сока захотели, попросили ланч в комнату, заказали себе латте с ликером - все экстра заказы оформляются чеками, и вы легко контролируете свой счет на выезд. Если хотите, сверяйтесь хоть ежедневно на рецепшене, нет ли за вами долгов. Я первый раз по незнанию именно так и делала.

«Кому и сколько надо давать чаевых?»

В системе «все включено» не надо оплачивать еду и напитки в ресторане и баре, зато принято давать чаевые барменам, официантам, уборщикам и «рекрелейшенам» - парням, которые выдают полотенца и таскают лежаки на пляже.

Уборщику достаточно оставить один доллар на кровати. Официанту, который вас обслуживает – можно дать пять долларов в конце отпуска, если вы обычно обедаете в одном месте, и с вами работает один и тот же человек. Если вы предпочитаете разнообразие, то официантам можно так же давать по доллару.

Бармены ничем не отличаются по уровню притязаний, «заварка для чая» у них тоже стоит доллар.

Чаевые не являются обязательными, но вашу щедрость оценят по достоинству.

Кстати, вспомнила одну смешную байку, связанную как раз с уборщиками и чаевыми. Прямо в тему пришлась.

В начале своей карьеры я с коллегами жила в номере отеля, как гость. Персонал обычно живет в стафф-хаузе – разновидности общежития. А мы как большие – в отеле. И поэтому к нам, как положено, ежедневно заходил хаускипинг. Уборщик в смысле. Только я его никогда не заставала. По графику уборка моей комнаты была в час дня, а в это время мы традиционно репетировали – к слову, на тот момент я работала в анимации отеля.

Однажды репетицию отменили, и нам разрешили до трех часов разойтись по домам. Прихожу, а там как раз заканчивает работу наш горничный. И грустно так на меня смотрит. То ли просто настроение у человека плохое было, то ли просто у него судьба-злодейка, заставляет убираться на целом этаже, занятом одними анимашками. А они доллар чаевых подкинуть на кровать и не подумают…

В общем, решила я человека подбодрить. Достала из холодильника апельсин и подарила хаускипингу. Чем богаты, тем и рады, зато от души и вообще он большой и вкусный.

На следующий день возвращаюсь с репетиции, комната уже убрана и… на моей кровати лежит миленькая собачка, свернутая из полотенец. Причем, на собачке надеты мои очки, на ногах лежит мой ноутбук, а в передней лапе торчит букетик цветов. И рядом записка, причем, русскими буквами: «Я тебя люблю, виходи за меню за муж. Махмуд». Адрес загса кто подскажет?

«Могут ли уборщики украсть деньги или вещи из номера?»

Уборщики – первые люди в отеле, на которых падает подозрение, если что-то пропало. Поэтому на них в последнюю очередь стоит грешить. Кто конкретно что-то взял – выясняйте в отеле с менеджером. Бывает такое, что вещи крадут ваши соседи или ушлые ребята из охраны, пасущиеся возле номеров.

Однако воровство в отелях Египта – явление крайне редкое, но все же случающееся. Поэтому для вашего удобства в номере есть сейф, куда можно положить ценные вещи. Громоздкие ценные вещи вы можете хранить на рецепшене. Там же вы можете оставить сумку, если выезд из отеля у вас утром, а рейс вечером. Сдав номер в полдень, вы не обязаны до самой ночи ходить с баулами наперевес – оставьте их у портье и гуляйте налегке.

За всю историю пребывания в Египте я только один раз слышала о пропаже мобильного телефона – и то это было заявление двух пьяных девиц. А кроме них через отель прошли сотни тысяч туристов – и ни у кого ничего не пропадало.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: