Занятие 3 Школа счастливого родителя

Здоровые и талантливые дети – самое главное условие для счастья родителя. И если у Ваших детей, слава Богу, все в порядке со здоровьем, то Вам, как любому родителю хочется гордиться талантами и достижениями своего любимого чада. Мы предлагаем настоящим, думающим и любящим своих детей, родителей простой и понятный алгоритм шагов, как последовательность действий/занятий по выявлению задатков, определению одаренности и формированию талантов Ваших, без сомнения, одаренных детей.

Занятие 3

Цель занятия: научиться внимательному наблюдению и точному фиксированию особых возможностей и новых форм поведения ребенка, проявляемых в его повседневных играх и контактах с людьми и предметами.

Задачи занятия: своевременно замечать новые, необычные, более яркие, чем у других детей, особенности поведения ребенка в различных сферах деятельности; оформить и вести Альманах (ежедневник) фиксирования личных особенностей и первых детских побед (авторский вариант шаблона предлагается).

Объект исследования: весь спектр возможных задатков (природных и мотивируемых), выявляемых как в процессе выполнения специальных заданий и тестов, составленных в игровой форме, так и в ходе привычной ежедневной деятельности ребенка.

Время занятия: заранее (до рождения или уже в первые месяцы после рождения) подготовить Книгу-альманах, рассчитанную на три этапа дошкольного развития (0-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет), два этапа начальной (7-9 лет и 9-11 лет) и этап основной (11-15 лет) школы по собственному или прилагаемому шаблону. В зависимости от эпистолярных наклонностей и возможностей родителей Альманах может стать и многотомником Истории успеха будущего гения.

Всем вроде бы еще со школьной скамьи известно и понятно правило: «Не записал, значит через некоторое время просто забыл». Механизм человеческой памяти устроен так, что психологи назвали его «Закон полураспада информации». Он звучит так: «Информация, которая не стала нашим новым практическим умением, теряет каждые 4-6 недель 50% своего исходного значения». И мы, из своего личного опыта многолетних занятий в школе и в вузе, знаем, что к началу нового учебного года мы уже почти ничего не помним из дико сложных математических формул и уравнений, которые вроде как успешно сдавали еще весной на контрольных работах и экзаменах. А почему? Все просто – учителя не смогли убедить и показать практически, как важны каждому из нас в повседневной жизни эти уникальные формулы. Ибо сами пользуются ими только в рамках данного урока.

Очень важными в исследовании возможных задатков и выявлении уникальных особенностей ребенка являются первые 3 года его жизни. Безусловно, что на первых страницах Альманаха должно быть зафиксировано время проявления привычных моментов развития маленького человека, таких как: научился держать голову; начал гулить; научился переворачиваться со спины на живот; появился лепет; вышел первый зубик; сел; встал; научился ползать; сделал первый шаг; сказал первое слово и всего другого, подтверждающее здоровое развитие малыша.

И уже в первые годы жизни ребенка вы можете выявить некоторые его лучшие задатки из всего спектра человеческих способностей. Поэтому основные страницы Книги будущего успеха ребенка должны содержать ваши отметки яркого проявления задатков и склонностей ребенка к той или иной сфере деятельности. Мы предлагаем выделить и оформить в Книге минимум девять блоков по следующим основным направлениям деятельности: музыкально-вокальное; художественно-эстетическое; двигательно-спортивное; лидерско-коммуникационное; лингвистико-театральное; интеллектуально-познавательное; логико-математическое; естественно-техническое; творческого мышления. При желании родители для проведения диагностики задатков своего ребенка могут воспользоваться, иными тестами, например, «Картой способностей», разработанной американскими учеными в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. На наш взгляд стандартный формат Книги-альманаха должен быть размером А4 (печатный лист белой бумаги), а оптимальный объем – 48/96 стр., опять же в зависимости от писательских наклонностей родителей, в первую очередь мамы. Такие большие тетради мы обычно использовали для лекций и занятий в институте. Сейчас у студентов обычно тетради меньшего формата, они, на наш взгляд, не совсем подходят, потому что главное в Книге-журнале исследований ребенка – это таблицы результатов наблюдения его поведения в условиях специально созданной среды, направленной на обнаружение задатков соответствующего направления деятельности.

Итак, приступаем к оформлению шаблона Книги. Мы предлагаем вышеприведенную последовательность проведения исследований ребенка. То есть, предлагаем начинать с выявления музыкально-вокальных задатков ребенка, затем художественно-эстетическое направление, двигательно-спортивное, лидерско-коммуникационное, лингвистико-театральное и т.д. по списку. В первую очередь, составляем таблицу возможных задатков соответствующих данному направлению и располагаем их в порядке привычного проявления по мере взросления ребенка. На каждое из девяти направлений мы предусмотрели по три разворота (сдвоенная страница в альбомном виде, см.шаблон

).

Обязательным условием для обнаружения у ребенка того или иного задатка является наличие специально созданной или случайно проявившейся среды, соответствующей этому задатку. Поэтому для чистоты эксперимента по выявлению задатков ребенка желательно (следует) создавать специальную среду, максимально исключив, на время проведения исследования, возможность появления отвлекающих видов деятельности. Или, если говорить простыми словами, в течение всего времени, когда вы проводите изучение задатков ребенка, все его окружение-среда должно быть максимально полно представлено условиями, соответствующими данному направлению деятельности.

Давайте сформулируем перечень этапов и варианты ситуационного поведения ребенка, погруженного, оказавшегося в среде выявления задатков по направлению деятельности:

  • первое восприятие (нет, есть);
  • уровень внимания к новому (низкий, средний, высокий);
  • особенности проявления интереса (никак, двигательная активность, блеск в глазах);
  • степень личного отношения (отсутствует, повторение, активное соучастие);
  • отношение к выходу из среды (отсутствует, спокойное, раздражение);
  • реакция на повторное погружение в ситуацию (нежелание, отсутствует, восторг).
Возрастные задатки и способности (поставьте нужную отметку) первое восприятие (нет, есть) уровень внимания к новому (низкий, средний, высокий) проявление интереса (отсутствует, двигательная активность, блеск в глазах) личное отношение (отсутствует, повторение, активное соучастие) отношение к выходу из среды (отсутствует, спокойное, раздражение) повторное погружение в ситуацию (нежелание, отсутствует, восторг)
             
             
...            
N            

Слабая или средняя степень проявления у ребенка в самом раннем возрасте (0-3 года) задатков данного направления не должна вас огорчать, просто эти задатки еще «не включились». Во-первых, вы сможете повторить изучение через 3-6 месяцев. Во-вторых, впереди еще целая серия исследований задатков ребенка по другим направлениям. В-третьих, выявление лучших задатков и склонностей ребенка надо вести на всех этапах от дошкольного до основного школьного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: