Германский героический эпос. 2 периода в истории германского исторического эпоса и его основные характеристики

В истории германского героического эпоса различают 2 периода. 1-восходит к эпохе «великого переселения народов»(4-6в), разложения патриархально-родовых отношений, передвижений и завоевательных походов древнегерманских племен и образования на развалинах Римской империи новых варварских государств. Героические песни, подсказанные событиями этой бурной эпохи, слагались и исполнялись дружинными певцами, передавались в устной традиции.

На той стадии, когда возникает и развивается эпос, у германских народов не существовало в качестве обособленных сфер интеллектуальной деятельности знаний о природе и истории, философии, художественной литературы или театра – эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира. Эпическое произведение универсально по своим функциям.

Целостности жизненного охвата эпического произведения эпического произведения соответствует и целостность выводимых в эпосе характеров. Герои эпоса вырублены из одного куска, каждый олицетворяет какое-то качество, детерминирующее его сущность.

Героические песни, по утверждению Тацита, заменяли варварам историю. Если подходить к героическим песням как к произведениям, которые выполняли функцию исторических памятников, то пришлось бы признать, что у германцев была дородно плохая память – факты истории в них настолько запутаны и искажены, что добираться до них без помощи иных источников невозможно.

Дренегреческий эпос сохранился лишь в небольшом числе памятников раннефеодальной эпохи. К их числу относятся в германии отрывок «Песнь о Хильдебранте»(8в), в Англии – поэма «Боевульф» и нек. Др.

2 период представлен средневерхненемецким эпосом 12-13в, эпохи развитого феодализма. Переработка старых эпических песен, продолжавших бытовать в народной устноэпической традиции, происходит в новых условиях феодально-христианского общества. Носителями этой традиции являются профессиональные певцы, так называемые шпильманы, выступавшие перед народной аудиторией и при феодальных дворах как творческие хранители эпического предания. При этом старые устные песни перерабатывались в обширные поэмы, в процессе записи подвергались литературной обработки.

На протяжении целой эпохи формой героического эпоса оставался тонический аллитерационный стих. Особенно долго эта форма сохранялась в Исландии,тогда как у континентальных германских народов уже в ранее средневековье она сменяется стихом с конечной рифмой.

К другим особенностям германского стиха относятся «кеннинг» и «хейти». Кеннинг-разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Принципы построения кеннингов и многочисленные примеры можно найти а Младшей Эдде. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее, как минимум, из 2 существительных, и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример:сын Одина – тор, вепрь волн – корабль, волк пчел(т.е. Беовульф)-медведь.

Кеннинги могут быть составными, например ясень бури мечей (буря мечей – битва, ясень битвы – воин). Встречаются также очень сложные многосоставные кеннинги, такие как: липа пламени земли оленя заливов (олень заливов-корабль, земля кораблей-море, пламя моря-золото, липа золота-женщина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: