Экзаменационный билет № 5

1. Методы анализа маркетинговой среды.

Анализ маркетинговой среды осуществляется в след. последовательности:

1. Выявление потенциальных релевантных изменений маркетинговой среды

2. Определение природы направлений, размера и важности изменений

3. Прогнозирование возможного влияния и последствий изменений

4. Формирование соответствующих стратегических действий

Существуют 2 подхода к определению потенциальных релевантных изменений:

- от внешних к внутренним изменениям;

- от внутренних к внешним изменениям

Первый подход предусматривает первоочередное оценки факторов макромаркетинговой среды и выяснения их влияния на деят-ть фирмы и изменения в микромаркетинговому среде.

Второй подход, кот. чаще исп-ся, предусматривает первоочередное анализ факторов внутр(микро). среды фирмы, а именно - параметров \"товары - рынки - фирмы\", с учетом кот. исследуются изменения в макросреде.

Процесс определения потенциальных изменений предусматривает установление определенной периодичности регистрации.

После выявления потенциальных изменений необходимо определить их важность, природу, размер, направление развития. Для этого изучаются информационные источники, статистические данные, проводятся необходимые маркетинговые исследования.

Метод Делфи -предполагает индивидуальный опрос опр. группы экспертов о тенденциях развития того или иного явления. Полученные ответы анализируются, комбинируются, обобщаются. Рез-ты обобщения возвращаются респондентам. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнут консенсус (или стабилизации ответов) между экспертамами.

Метод экстраполяции -не указывает причин изменения фактора, но освещает ретроспективу его развития. Этот метод эффективен в том случае, когда необходимо исследовать природу изменения

Перекрестная матрица – исп. для выяснения взаимосвязи между изменениями и степени их важности Изменения располагаются по обоим направлениям матрицы. Это обеспечивает предоставление всем факторам одинаковых исходных позиций События размещаются в хронологической последовательности, и каждая клеточка (кроме диагональных) для целей определения, насколько фактор, прогнозируетсяся:

изменяет вероятность появления другого фактора;

усилит или ослабит действие другого фактора;

ускорит или отсрочит появление другого события

Построение профиля маркетинговой среды -предполагает определение отдельных факторов маркетинговой среды и предоставления экспертным путем каждому из них оценки по след. критериям:

важность для отрасли (3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая);

влияние на орг-ию (3 - сильный, 2 - умеренный, и - слабый, 0 - влияние отсутствует);

направленность воздействия (1 - положительная, -1 - негативная) Далее эти показатели умножают и получают интегральную оценку, на основе которой делают выводы о важности каждого из факторов

SWOT-анализ - группировка факторов маркетинговой среды на внешние и внутренние (относительно фирмы) и их анализ с позиции определения или негативного влияния на маркетинговую деят-ть фирмы Термин \"S SWOT-анализ \"возник от сокращения первых букв английских слов\" сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Основными задачами SWOT-анализа являются:

выявление маркетинговых возможностей, соответствующих ресурсам фирмы;

определение маркетинговых угроз и разработка мероприятий по обезвреживанию их влияния;

выявление слабостей фирмы и разработки стратегических направлений их преодоления;

выявление сильных сторон фирмы и сопоставление их с рыночными возможностями;

выявление конкурентных преимуществ фирмы и формирование ее стратегических приоритетов

Сущность матрицы SWOT состоит в том, что она позволяет благодаря разнообразным комбинациям сильных и слабых сторон, возможностей и угроз формировать оптимальную маркетинговую стратегию фирмы в соответствии к условиям рыночного сред.

Согласно матрицы SWOT возможны четыре разновидности стратегии:

стратегия, которая использует сильные стороны фирмы для реализации маркетинговых возможностей желанная и самая перспективная стратегия;

стратегия, которая использует сильные стороны фирмы для обезвреживания маркетинговых угроз;

стратегия, направленная на минимизацию слабых сторон фирмы на основе использования маркетинговых возможностей;

стратегия, направленная на минимизацию слабости фирмы и потенциальных маркетинговых угроз

2. Сущность торгов как формы соревновательной торговли, виды торгов.

Торги (тендер, конкурс) — особая форма размещения заказов на поставку товаров (или подрядов на выполнение работ), которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов торгов.
Суть конкурсных торгов состоит в том, что покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов на поставку товара или выполнение услуг с предварительно установленными характеристиками и после сравнения поступивших предложений подписывает контракт с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя условия.

В настоящее время тендеры являются достаточно распространенным способом размещения государственными учреждениями, а иногда и частными предприятиями заказов на поставку оборудования, военной техники, крупных партий сырья, выполнение научных или проектных работ, строительство.

В зависимости от способа проведения различают торги:

• открытые (публичные) — торги, к участию в которых привлекаются все желающие организации; такие торги в основном организуются для размещения заказов на стандартное оборудование или небольшие по объему подрядные работы;

• закрытые торги — торги, к участию в которых приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения; в основном это известные в данной сфере деятельности организации, имеющие большой опыт и необходимый технический потенциал (таким образом обычно размещаются заказы на сложное оборудование или осуществление крупных проектов).

Конкурсные торги могут быть внутренними и международными. Международные торги — способ размещения заказов, предполагающий предложения от нескольких поставщиков или подрядчиков из разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.

Организации, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, которые ведут всю организационную работу, связанную с проведением торгов. В состав тендерных комитетов, как правило, входят технические и коммерческие специалисты, представители руководства.

Тендерные комитеты осуществляют публикацию объявлений о торгах, сообщают условия торгов их участникам, анализируют представленные предложения и выносят решение о победителе тендера, с которым будет заключен контракт. Условия торгов, как правило, представляют собой комплект документов, в которых излагается порядок представления и рассмотрения предложений. В этот комплект также включаются документы, содержащие условия контрактов, которые предполагается подписать с победителем торгов.

Сообщение о предстоящих торгах производится различными способами, в зависимости от вида торгов. При проведении открытых торгов в официальных органах печати (газетах, специальных бюллетенях) помещаются соответствующие объявления. В этих объявлениях содержатся основные сведения о торгах и указывается, где можно найти документы, в которых содержится вся необходимая информация. Такие объявления публикуются за 1-3 месяца до дня проведения торгов. При проведении закрытых торгов сообщения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся договорам, либо являются известными и ведущими фирмами в данной сфере деятельности.

К установленному сроку закрытия торгов участники готовят и представляют технические и коммерческие предложения. После закрытия торгов участники не могут менять условия предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить ею в строгом соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условиями торгов часто предусматривается обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии в размере 1-3% от общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты осуществляют вскрытие предложений. Если торги являются гласными, то руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями в присутствии всех участников торгов, называют фирмы, подавшие предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют состава участников и предложенных ими условий.

Выбор поставщика может быть осуществлен сразу после вскрытия предложений, если ставится цель выбора предложения с самой низкой ценой. Однако обычно определение победителя торгов производится в течение определенного времени (иногда до нескольких месяцев), поскольку экспертам необходимо оценить технические характеристики, качество, сроки, условия поставки и т. п.

Участник торгов, предложение которого принято, получает соответствующее извещение. Остальные фирмы, как правило, не оповещаются о результатах конкурса, но обратившись с запросом в тендерный комитет, могут получить интересующую их информацию.

Очень часто победитель торгов должен внести залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. После выполнения заказа залог возвращается поставщику.

Последним этапом конкурсных торгов является заключение договора с победителем тендера.

3. Государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – это деятельность государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой или некоммерческой основе для решения социально-экономических задач.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства: первоочередная цель состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач (таких, как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.).

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь).

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, также относятся: предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры; помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве; проведение региональной политики — строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий и строительства очистных сооружений; развитие фундаментальных научных исследований; производство товаров. Это является по закону государственной монополией.

Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, которые не интересуют частных предпринимателей. Дело в том, что государственные предприятия по сравнению с частными являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в хозяйственной самостоятельности. В его деятельности присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы.

Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У них нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники — именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо, поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран, не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе, поскольку люди рассчитывали, что они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: