Именем М.А.Китицына названа улица Чернигова

Михаил Александрович Китицын родился 29(17) сентября 1885 года в Чернигове, в семье потомственного дворянина, коллежского асессора, помощника прокурора окружного суда. Был крещен в Свято-Николаевской церкви.

В двенадцатилетнем возрасте лишается отца – Александр Александрович скоропостижно скончался в ночь на 25 (13) октября 1897 года. Дальнейшим воспитанием сына занималась мать – Лидия Николаевна.

В Чернигове прошли детские и юношеские годы Михаила. Здесь же он учился в местной гимназии. Владел французским языком.

В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1905 году, с окончанием обучения, был произведен в мичманы и отправлен для прохождения службы на Тихоокеанскую эскадру, на должность вахтенного начальника крейсера «Олег», участвует в Цусимском сражении. После русско-японской войны отправляется на Балтику.

На Балтике Михаил Александрович продолжает службу в должности вахтенного начальника сначала учебного судна «Крейсер» (1906), а затем минного крейсера «Финн» (1906-1908). В 1908-1909 годах служит на транспорте (патрульном судне) «Бакан», охранявшем территориальные воды на Севере.

Вернувшись на Балтику, Китицин принимает решение, которое стало определяющим на всю его дальнейшую жизнь – идет в подводники.

После окончания офицерского класса в Учебном отряде подводного плавания, лейтенант Китицын назначается на Черноморский флот помощником командира подводной лодки «Судак», затем и ее командиром (1910-1912).

В 1913-1914 годах проходит обучение в Николаевской морской академии, потом служит флагманским офицером бригады подводных лодок (1915). За достижения в морской службе награждается орденами Св. Станислава III ст. (1910), Св.Анны III ст. (1914).

В начале Первой мировой войны подводные лодки Черноморского флота в войне на море участия не принимали, и только с февраля 1915 года стали действовать на коммуникациях по срыву морских перевозок противника. Экипажи подводных лодок начали приобретать бесценный опыт ведения боевых действий.

В сентябре 1915 года старший лейтенант Китицын назначается командиром подводной лодки «Тюлень», второй в серии из трех подводных лодок типа «Морж», заложенных в 1911 году в Николаеве Балтийским заводом. Надводное водоизмещение составляло 630 тонн, подводное – 758 тонн. Подводная лодка имела на вооружении два носовых и два кормовых торпедных аппаратов, восемь бортовых торпедных аппаратов системы Джевецкого, по одному 75-мм и 57-мм артиллерийскому орудию. Два электродвигателя позволяли развивать скорость под водой до 7,8 узла.

Надводную скорость в 11 узлов обеспечивали два дизеля мощностью 250 л.с. каждый…

С каждым выходом в море боевая результативность действий подводной лодки росла. Только за осень и зиму 1915 года она потопила пять парусников.

За этот период Китицын был награжден орденом Св. Анны IV ст. «За храбрость», мечами и бантом к ордену Св.Анны III ст., орденом Св. Станислава с мечами и бантом.

Учитывая несовершенство торпедного оружия того времени и его ограниченное количество, командир все чаще стал применять артиллерию.

В середине марта 1916 года «Тюлень» торпедировал транспорт «Дубровник». В этом же походе уничтожает 11 шхун с грузом. В апрельском походе торпедирует пароход и артиллерийским огнем уничтожает бригантину. Мечтой командира было привести в базу приз с ценным грузом (призом в то время называли захваченное судно противника). В майском походе эта мечта сбылась: около берегов Болгарии подводная лодка артиллерийским огнем уничтожила четыре шхуны, а турецкий двухмачтовый барк «Балджи» на буксире привела в Севастополь. С июльского похода лодка вновь возвращается с призом.

Успешно осуществляла подводная лодка и разведывательные действия. В июле 1916 года, пройдя между береговой линией и минными полями, разведав и зарисовав северный и южный фарватеры, она вошла в бухту Варна и составила схему самой бухты, зарисовав местоположение основных сооружений и береговых батарей.

Это был очень сложный и опасный поход: кроме возможности подрыва на минах, угрозы обнаружения противником, были и сложности, вызванные эксплуатацией самой подводной лодки. Впоследствии Михаил Александрович в своих воспоминаниях «Разведка из-под воды» напишет: «На наших подводных лодках никаких средств для очищения воздуха не существовало, и мы семнадцать часов дышали тем же воздухом, с которым закупорились. Это был рекорд для наших лодок. От ненормального избытка углекислоты всех нас мучила страшная головная боль…».

По данным произведенной ею разведки отряд кораблей и самолетов флота 12 августа нанес артиллерийский и бомбовый удары по транспортам и береговым объектам противника в бухте Варна.

За выполнение рискованного задания весь экипаж «Тюленя» был награжден орденами и медалями. Командир получил орден Св. Георгия 4 степени.

Но главная победа, принесшая славу подводной лодке и ее командиру, была впереди…

11 октября 1916 года. Заканчивался четвертый день боевого дежурства «Тюленя» у турецких берегов на важной морской коммуникации противника Зонгулдак - Стамбул, по которой осуществлялась основная поставка угля из Зонгулдакского угольного бассейна.

Подводная лодка находилась в надводном положении недалеко от острова Кефкен, когда в 22 часа сигнальщик заметил большой пароход, шедший от Босфора вдоль турецкого берега. По сигналу боевой тревоги орудийные расчеты заняли свои места, и Китицын повел лодку вокруг острова, чтобы опередить пароход и внезапно его атаковать.

В 22 часа 45 минут с лодки прозвучал первый выстрел, и сразу же в ответ с парохода грянули два орудия (как выяснилось потом, на нем были 88-мм и 57-мм орудия, причем первое обслуживали германские артиллеристы с крейсера «Бреслау»).

Сгущавшаяся темнота, нервное напряжение не позволили противнику вести точный огонь. При этом силуэт подводной лодки, и так низкий и малозаметный, на фоне береговых скал различить было просто невозможно.

На пароходе по частоте выстрелов приняли подводную лодку за эсминец. Прицелы его орудий были выставлены на 8-10 кабельтовых, в то время как фактически бой шел на дистанции 5-6 кабельтовых. Из 30 выпущенных с парохода снарядов ни один не причинил лодке повреждений. Зато огонь комендоров «Тюленя» был точным.

В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. Часть команды парохода сбежала на шлюпке. На самом пароходе вспыхнул пожар, но он выпустил дымовую завесу и упорно не желал сдаваться.

Когда на подводной лодке осталось всего семь снарядов, Китицын подвел ее к пароходу на дистанцию 3 кабельтова. Это было решение смелое и рискованное: подводные лодки этого проекта не имели водонепроницаемых переборок и любой снаряд, попавший в подводную лодку, неминуемо привел бы к ее гибели. Подводная лодка выпустила еще шесть снарядов по цели. Только после этого турецкий пароход остановился.

В результате прямых попаданий пожар на нем усилился, вышло из строя рулевое управление, и турки стали выбрасываться в море.

Тогда лодка подошла к пароходу вплотную, обнаружила шлюпку с немецкими офицерами и матросами и подняла из воды восемь человек из его команды. На палубу парохода взобралась группа подводников. Они быстро устранили повреждения и потушили пожар. За 40 часов подводная лодка привела свой приз в Севастополь. Им оказался военный транспорт «Родосто» водоизмещением 6 тысяч тонн. Это был первый (и единственный!) в истории случай, когда подводная лодка не только вышла победительницей в бою с крупным надводным кораблем, но и захватила его.

Подвиг, совершенный экипажем подводной лодки «Тюлень» под командованием Китицына, вошел яркой страницей в героическую летопись флота. За отвагу и высокое воинское мастерство, проявленные в этом бою, все подводники были награждены Георгиевскими крестами и медалями. Командир был награжден Георгиевским оружием.

Всего в 1916 году от умелых действий командира и экипажа «Тюленя» пострадали 21 парусник и три парохода.

О подвигах экипажа подводной лодки узнала вся страна, а капитан 2 ранга Михаил Китицын стал популярнейшим подводником, удостоенным за свои подвиги всех офицерских орденов России и золотого именного оружия…

В начале осени 1917 года Китицына назначают командиром 3-й роты Отдельных гардемаринских классов в Петрограде и присваивают звание капитан 1 ранга.

В начале октября роту спецпоездом отправляют во Владивосток для прохождения практики, а по прибытии размещают на вспомогательном крейсере «Орел»...

12 ноября учебный отряд кораблей (вспомогательный крейсер «Орел», миноносцы «Бойкий» и «Грозный») под командованием Китицына вышел в море. Во время стоянки в Нагасаки экипажи кораблей получили известие о революционных событиях в Петрограде, что отразилось на настроении значительной части офицеров, гардемарин и матросов.

Часть команды взбунтовалась и требовала возвращения домой, но Китицын предпочел дождаться прояснения обстановки. 7 декабря отряд вышел в море и направился в Гонконг. В Гонконге часть революционно настроенных гардемарин и матросов перешли на английский крейсер «City of London» для перехода во Владивосток. Программа практики была фактически сорвана...

В июле 1918 года Китицын также возвращается во Владивосток, где в Сибирской флотилии Белой гвардии заведовал гардемаринами, а после открытия в октябре по его инициативе Морского училища становится его начальником. Под крышу училища собирает своих воспитанников…

Дальнейшие события на Дальнем Востоке привели к необходимости эвакуации личного состава Сибирской флотилии, членов их семей и воспитанников училища в Севастополь. С этой целью был сформирован отряд кораблей в составе вспомогательного крейсера «Орел» и транспорта «Якут» под общим руководством Китицына. 31 января 1920 года отряд взял курс к берегам Японии.

В Японии Китицын принял командование «Орлом», сменив его списавшегося командира. Перевозя попутный груз, «Орел» и «Якут» дошли до Порт-Саида, где агент Добровольческого флота попытался задержать крейсер и вернуть его Добровольческому флоту («Орел» был мобилизован во время войны) без предоставления команде средств для возвращения в Россию. Китицын отказался. Английский командир порта запретил выход кораблям отряда. Положение стало катастрофическим: кончились уголь, вода и провизия. Тогда Китицын пошел на отчаянный шаг и поставил ультиматум английскому комиссару в Египте: если через 36 часов ему не дадут уголь, воду, провизию и разрешение на выход, он выведет корабли и затопит их поперек Суэцкого канала. Через сутки англичане предоставили все необходимое.

12 августа 1920 года корабли пришли в Дубровник, где «Орел» был сдан Добровольному флоту. Китицын связался с Севастополем и получил приказ прибыть на «Якуте» в Крым, взяв по пути груз с военным снаряжением. Через пять дней после прибытия «Якута» в Севастополь там началась эвакуация врангелевских войск.

Михаил Александрович любил свою Родину, но не принял революцию. Командуя транспортом «Якут», покидает Севастополь.

В составе Русской эскадры Китицын вместе с гардемаринами Морского корпуса перешел сначала в Константинополь, а оттуда в декабре 1920 года - в Бизерту (Тунис).

В организованном в Бизерте Морском корпусе был начальником строевой части, помощником директора.

Вот как характеризовал Китицына в этот период командир «севастопольской» роты капитан 1 ранга Берг: «Китицын – фанатик морской идеи, весь пропитан лучшими традициями флота».

В марте 1922 года, закончив обучение, 34 старших гардемарина «владивостокской» роты были произведены в корабельные гардемарины. После этого события, в августе 1922 года, Китицын уехал в США в эмиграцию.

Для своих воспитанников и сослуживцев, как писал один из них, «…он был олицетворением примера. Рыцарь без страха и сомнения. Идеальный Офицер и Командир».

Вначале Михаил Александрович жил в Нью-Йорке, работал таксистом, затем, получив американское гражданство, инженером в городской службе, участвовал в строительстве туннеля под Гудзоном.

В 1923 г. стал одним из основателей «Общества бывших русских морских офицеров в Америке» (с 1953 года – «Общество офицеров Российского Императорского флота в Америке») и его первым председателем (оставался им до 1926 года). Это общество выпускало свою литературу и создало музей Императорского Флота в городе Ленвуд.

Автор воспоминаний «На подводной лодке «Тюлень».

В период «Великой депрессии» три года проработал в г. Колумбия (штат Южная Каролина), занимаясь топографическими съемками.

Вернувшись в Нью-Йорк, сдал экзамен и продолжал работать топографом в городской службе. Участвовал в строительстве Бруклинского моста в Нью-Йорке.

Во время Второй мировой войны Михаил Александрович работал топографом на строительстве военно-морской базы в Вирджинии. После окончания войны в Нью-Иорк не вернулся, оставшись топографом на строительстве дамбы оросительной системы, позже работал инженером в штатах Айдахо и Вашингтон.

В 1955 г., выйдя на пенсию, переехал в штат Флорида, в город Сент-Питерсберг, где и скончался в своем доме в ночь на 22 августа 1960 года. Панихида о нем была отслужена во многих странах мира…

Подвиги экипажа подводной лодки «Тюлень» и его замечательного командира Михаила Александровича Китицына, совершавшего дерзкие атаки против турецкого флота в 1915-1916 годах, прославившегося единственным в истории захватом в качестве приза крупного боевого корабля неприятеля, возглавившего беспримерный переход отряда кораблей с Дальнего Востока в Черное море, беззаветно преданного своему воинскому долгу, навсегда вписаны в боевую летопись флота, отражены во всех военно-морских учебниках.

Черниговщина по праву может гордиться своим выдающимся земляком, одним из первых и лучших подводников времен Первой Мировой войны. 2010 год юбилейный – 125 лет со дня рождения и 50 лет со дня ухода из жизни рыцаря морских глубин – Китицына Михаила Александровича. А чтобы память о нем оставалась не только на бумаге, ячейка Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников в Черниговской области инициирует предложение о присвоении одной из улиц города Чернигова имени Подводника Китицына.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: