Археологические коллекции

ВЕТКОВСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

26 сентября 2008 года открыт новый филиал ВМНТ в г. Гомеле в отреставрированном помещении, размещенном на территории государственного историко-культурного учреждения “Гомельский дворцово-парковый ансамбльЗдесь 4 зала объединены темой Традиции. За плодотворную работу по изучению и пропаганде белорусской национальной культуры, значительный вклад в сохранение и возрождение историко-культурного наследия в январе 2008 г. музей получил специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации “музейное дело”.

Музей основан в ноябре 1978 года на основании Постановления Совета министров БССР Решением Гомельского облисполкома от 28 ноября 1978 г.

Основатель и первый директор музея – Шкляров Фёдор Григорьевич (1925 – 1988), уроженец Ветки, выходец из старообрядческого рода, самодеятельный художник, коллекционер местной старины. Его собрание икон, старинных книг и других предметов, сохраненных в старообрядческих семьях, послужило основой создания фондов музея.

Первая постоянная экспозиция открыта 1 ноября 1987 года в отреставрированном и достроенном историческом особняке – доме купца Грошикова.

Археологические коллекции

Археологические коллекции музея невелики, однако в последние годы активно пополняются. Их особенность – изучение и представление по профилю исследований: истоки региональной художественной культуры и семантика орнамента. Уникальна коллекция костяных и роговых изделий, предположительно, эпохи мезолита. На некоторых орудиях – первые для наших земель образцы орнамента. К эпохе бронзы относится часть каменных орудий и керамики (урочище Стрелица Ветковского района). История славян представлена коллекцией керамики, орудий, украшений радимичей с курганного могильника и святилища Каменная Гора (д. Чемерня Ветковского района). История города Ветки 17 – 18 вв. свидетельствуется находками при производстве строительных работ на территории города.

Старообрядческая культура Ветки

Первые слободы, составившие ветвь- «ветку» старообрядческих поселений, появились здесь с 1670-х гг. Затем из них сформировалась и сама Ветка с её единственной по всему православному миру Покровской церковью, где можно было отправлять обряды по-старинному. Этот цветущий (несмотря на сожжение города в 1735 г.) период продолжался с 1695 по 1764 гг. (год второго сожжения и «выгонки» Ветки). Покровский ветковский монастырь стал мощным центром притяжения для носителей древней духовной и художественной культуры. В это время «иконами и книгами Ветка снабжает весь старообрядческий мир». Особенно сильны были посадские традиции, с их жизнеутверждающей уверенностью в том, что древнерусское искусство способно к собственному развитию: к живому отражению духовных, нравственных и эстетических идеалов, к диалогу с современным культурным процессом. Выходцы более чем из 20 российских губерний, а в их числе и писатели-«книжники», и художники, составили тот бурный первичный «замес», из которого предстояло в чрезвычайно краткие сроки вылиться и характерности самой Ветки. Известно, что здесь принимали старообрядчество и православные художники «ради научения иконному писанию». Были среди них, судя по стилистике местных произведений, и белорусы, и украинцы. Переводы «с белороссийского» включаются и в местные рукописные сборники.

Собрание рукописных книг
Собрание рукописных книг 16 - начала 20 вв. – одно из богатейших в республике (более 100 памятников в основном фонде). В подавляющем большинстве оно характеризует старообрядческую книжную культуру Ветки. С основания Покровского монастыря, а затем и других старообрядческих монастырей на Ветке, сюда свозились книжные богатства, в том числе и древние рукописи. Мастера Ветки продолжили традицию создания и украшения рукописей. В 18 веке складывается собственный стиль орнаментации на основе древнерусского наследия: византийского и нововизантийского стилей орнамента, южно-славянской “плетёнки”. Активно проникают возрожденческие мотивы растительного стиля, характерные для белорусских памятников, элементы барокко, развитые в украинских рукописях. Среди источников “ветковского” орнамента – и декор старопечатных книг (в свою очередь, развивающийся на том же древнем наследии рукописей). Стиль местных книг претерпевает развитие: в орнаменте звучат мотивы рококо, пропорции и архитектурные мотивы свидетельствуют об освоении наследия классицизма. Но всё это происходит не путём эклектичного наслоения, но в продолжении непрерывной традиции: за основу берётся живой ритм растительного побега, в орнаменте можно усмотреть символический смысл “цветущей Ветки”. Так же богат и развивающийся колорит, в котором сильны живописные качества, связанные с художественной культурой Ветки. Реалистические моменты переплетаются с фантастическими и в образах животных, населяющих “райский сад” ветковских манускриптов: белок и многочисленных птиц – павлинов, соколов, сов, петухов, кукушек... Всё сильнее фольклорное осмысление образов.

Из древнейших памятников – “Евангелие”, созданное на землях рубежа Белорусси и Украины в начале 16 века и сохранённое в старообрядческой среде (найдено Ф. Г. Шкляровым в 1970-е гг.). Рукопись запечатлела переход стилей в орнаментации: от балканской плетёнки к монохромному ратительному орнаменту. “Евангелие” начала 17 века также свидетельствует о сложном процессе развития стиля: плетёный орнамент обогащается растительными мотивами, изображениями птиц, драконов. Великолепны инициалы, исполненные мощного ритмического движения. “Праздники” 17 века используют тонкие орнаменты гравированных листов с изысканностью каллиграфии.
Собственно ветковские памятники представлены рукописями 18 – начала 20 вв. Большая их часть – певческие рукописи знамённой нотации, связанные с продолжением на Ветке традиций древнерусского пения. Важны для понимания духовной жизни ветковского центра старообрядчества сборники, включающие тексты древних книг и собственные полемические произведения. Сохранились и единичные свидетельства летописной традиции.

За период 1995 – 2006 гг. были найдены и приобретены 34 рукописных книги. В том числе за 2004 – 2006 годы – 23 рукописи. Один из выдающихся памятников – рукописное “Евангелие” 16 (?) века (датировка уточняется), – найдено в 2005 году. Богато украшенная цветным орнаментом со включением золота, эта рукопись соединяет мотивы балканского и нововизантийского стиля.

Собрание старопечатных книг

В основном фонде 283 памятника 16 – первой четверти 19 вв. Среди наиболее редких изданий дониконовской печати – книги первых русских и белорусских мастеров: И. Федорова и П. Мстиславца (Апостол. Львов, 1574, Евангелие. Вильно, 1575, Евангелие учительное. Заблудов, 1569); А. Невежи (Триодь цветная. М., 1591, Апостол. М., 1597); а также копии этих книг, сделанные в конце 16 в. В. Гарабурдой в Виленвской типографии купцов Мамоничей; книги лучших мастеров московских печатных дворов 1-й половины 17 в.: И. Невежина, Фофанова, Федыгина, Бурцова, Кириллова, Иванова, Радишевского. Издания последнего (Евангелие. 1600-1606, Устав-Око церковное. 1610) исследователи ставят на высочайший уровень по красоте и совершенству оформления. В музейной коллекции и первая книга печатного двора Киево-Печерской лавры Анфологион (1619). На широкое распространение печатной книги в народной среде в 18 в. повлияли старообрядческие типографии в Клинцах, Янове, а также белорусские и украинские: в Супрасле, Почаеве, Вильно, Гродно, Могилеве, выполняющие заказы старообрядцев. Значительную часть музейной коллекции составляют книги этих типографий.

За период 1995 – 2006 гг. были найдены и приобретены 80 книжных памятников, из них 14 старопечатных книг 17 в., 33 – 18 в. В том числе за 2004 – 2006 годы – 48 старопечатных книг.


Собрание древних и старообрядческих икон

Около полутысячи памятников (от почти пустых досок с фрагментами живописи до шедевров прекрасной сохранности) – и в собрании икон. Абсолютное большинство памятников приобретено в ходе экспедиционной деятельности, в результате покупок и дарения, от частных лиц. Они характеризуют местные традиции иконописания и старообрядческую культуру иконы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: