Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВО ВСЕ ДНИ СВОЕЙ ЖИЗНИ




Микеланджело был рожден, чтобы ваять. Однажды он сказал, что владение резцом скульптора впитал с молоком кормилицы. К двадцати одному году он уже был автором серьезных скульптурных работ. К тридцати создал шедевры, до сих пор вызывающие изумление: «Пьету» и «Давида».

Вскоре после того, как ему исполнилось тридцать, папа римский пригласил его для выполнения особого заказа. Юлий II сначала заказал скульптору папскую гробницу, но затем у него возник новый план, и он предложил Микеланджело нарисовать двенадцать фигур на сводах Сикстинской капеллы. Скульптор хотел отказаться от этой работы. Живопись не была самым любимым из его занятий, а маленькая капелла не соответствовала представлениям о серьезной работе. Но папа, настаивал, и в конце концов Микеланджело согласился. Некоторые историки подозревают, что тут имел место заговор. Завистливые современники убедили папу обратиться с этим предложением к скульптору, убежденные, что он откажется и в результате окажется в немилости у понтифика.

Микеланджело не отказался. Он начал писать. И постепенно его охватывало все большее и большее воодушевление. Спустя четыре года, когда позади осталась работа над изображениями четырех сотен фигур и девяти сцен, Микеланджело изменил нечто большее, чем облик капеллы — он изменил историю искусства. Его смелые фрески открыли новый путь развития европейской живописи. Он был так поглощен работой, что чуть не подорвал свое здоровье. «Я чувствовал себя столь же старым и утомленным, как Иеремия, - говорил Микеланджело о своем состоянии. - Мне было всего тридцать семь, но друзья не узнавали меня в том старике, в которого я превратился».

Что случилось? Что стало причиной произошедших в нем перемен? Что преобразило работу, выполняемую из чувства долга, во вдохновенный труд? Возможно, мы найдем ответ в его словах. Однажды кто-то поинтересовался, почему Микеланджело уделяет так много внимания деталям в углах капеллы. «Ведь их же никто не видит», — сказали ему.

Что же ответил Микеланджело? «Бог увидит»1.

Наверное, художнику был знаком стих из Библии, говорящий о том, что трудиться нужно .«„служа с усердием, как Господу, а не как человекам...» (Еф. 6:7).

Божий рецепт исцеления от обыденности включает в себя перемену в структуре нашей субординации. В этой заключительной части я хочу напомнить вам, что у нас есть два господина. Один — тот, который платит нам зарплату. И Другой - Тот, Который спасает наши души. Второй проявляет живой интерес к нашим рабочим будням. Что если бы каждый человек трудился, помня о Боге? Представьте себе, что никто не работал бы ради собственной выгоды, но все трудились бы, чтобы угодить Богу.




Многие виды деятельности исчезли бы: торговля наркотиками, воровство, проституция, работа в ночных клубах и казино. Некоторые занятия по самой своей природе не могут быть угодны Богу. Они перестали бы существовать.

Изменилось бы и само отношение к работе. Если я чиню машину ради Бога, я не буду обманывать Его детей и брать с них втридорога. Если я крашу стену ради Бога, я не стану подливать в краску больше растворителя, чем надо.

Представьте, что каждый работал бы для того, чтобы предстать со своей работой перед Ним. Каждая медсестра — проявляя заботу. Каждый полицейский - проявляя такт. Каждый профессор - вдумчиво. Каждый продавец - с радостью. Каждый учитель - с надеждой. Каждый адвокат - обладая достаточным опытом и квалификацией.

И каждый уголок каждой капеллы сиял бы красотой.

Невозможно? Вовсе нет. Все, что для этого требуется, — чтобы кто-то начал всемирную революцию. Этим кем-то вполне могли бы стать вы.

ГЛАВА 11

РАБОТАЙТЕ И ЛЮБИТЕ СВОЮ РАБОТУ

...Сердце мое радовалось во всех трудах моих..,

Еккл. 2:10

Посмотрите на двух работников.

Первый рассекает рукой воздух, объясняя и наставляя толпу народа. Он — учитель и, похоже, может вести за собой людей. Он стоит на песке, используя изгиб берега как амфитеатр. Постепенно все больше и больше народа собирается, чтобы слушать его. Чем больше народа собирается на берегу, тем меньше становится его «сцена». Наставник отступает назад, до тех пор, пока не оказывается у самой кромки воды. Тогда-то он и замечает еще одного работника.

Рыбак. Не воодушевленный, напротив — расстроенный. Он провел на озере всю ночь, но ничего не поймал. Всю ночь! Долгие часы, наполненные забрасыванием и вытягиванием сети, хлопками по воде. Но все безрезультатно. В отличие от учителя, рыбак не может похвастаться результатами своего труда. Он не собирает толп народа. Он даже не может поймать рыбу. Он лишь вытягивает пустую сеть.



Два работника. Один — воодушевлен. Другой — утомлен. Труд первого приносит плоды. Труд второго — бесплоден. На кого из них похожи вы?

Если на рыбака — вы идете проторенной дорогой, по которой шагают толпы людей. Подумайте об отрезвляющих данных статистических исследований.

• Треть американцев говорят, что ненавидят свою работу.

• Две трети жителей США считают, что выбрали не ту профессию.

• Многие люди, сделавшие карьеру, отмечают, что это не принесло им удовлетворения1.

• Большинство самоубийств происходит в воскресенье вечером.

• Большинство сердечных приступов происходит в понедельник утром2.

Многим людям мысль о работе внушает ужас! Бесчисленное количество едущих по утрам на работу людей с ворчанием думают о 83 ООО часов жизни, отнимаемых у них работой. Как быть, если вы — один из них?

Сменить работу? Возможно. Найдите ту, что больше соответствует вашим способностям. Но как вам жить до того, как вы найдете ее? Ведь вам по-прежнему нужно платить по счетам, у вас есть определенные обязательства. Возможно, проблема заключается не столько в самом роде занятий, сколько в отношении к работе. Перед тем как менять профессию, попробуйте изменить свое отношение к ней.

Слова Христа, обращенные к разочарованным работникам, можно обнаружить в пятой главе Евангелия от Луки, где мы и встречаем учителя и расстроенного рыбака. Наверное, вы уже догадались, как их зовут: Иисус и Петр. В наши дни на берегу Галилейского моря можно лишь изредка встретить небольшие поселения. Во дни же Христа побережье было похоже на оживленный муравейник. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн зарабатывали на жизнь, ловя и продавая рыбу. Как и прочие рыбаки, они трудились по ночам, когда вода остывала и рыба поднималась к поверхности. И, как и другим рыбакам, им было знакомо уныние бесплодной ночи.

Пока Иисус проповедует, они промывают свои сети. И вот, когда толпа разрастается, у Христа появляется идея.

...Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. (Лк. 5:2-3)

Иисус забирает лодку Петра. Он не требует, чтобы Ему позволили ею воспользоваться. Христос не пишет заявления и не просит разрешения, Он попросту садится в лодку и начинает проповедовать.

Он ведь может так поступить. Все лодки принадлежат Христу. Ваша лодка — это то место, где вы проводите свой день, зарабатываете себе на жизнь и, в значительной мере, проживаете свою жизнь. Такси, которое вы водите, стойло, которое чистите, стоматологический кабинет, которым заведуете, семья, которую кормите и возите на машине, все это — ваша лодка. Христос кладет руку нам на плечо и напоминает:

«Ты водишь Мой грузовик».

«Ты заседаешь в Моем суде».

«Ты работаешь на Моем участке».

«Ты трудишься в Моем отделении больницы».

Всем нам Иисус говорит: «Твоя работа — это Моя работа».

Доводилось ли вам видеть картину Жана-Франсуа Милле «Вечерний благовест» {Angelus)! На ней изображены крестьянин с крестьянкой, молящиеся в поле. На горизонте виден церковный шпиль, с небес льется свет. Но лучи света падают не на церковь. Они падают не на склоненные головы мужчины и женщины. Лучи солнца освещают тачку и вилы, стоящие у ног крестьян.

Бог смотрит на труды наших рук. Наши среды для Него столь же важны, как и воскресенья. Он стирает границы между мирским и освященным. У одной домохозяйки, сидящей дома с детьми, над мойкой на кухне висит листок с надписью: «Божье дело свершается здесь ежедневно». Другая женщина, работающая менеджером, держит в своем офисе плакат со словами: «Мой стол — это мой алтарь». Обе они правы. Для Бога наша работа имеет такое же значение, как и наше поклонение. И сам труд наш может быть поклонением Ему.

Петр, владелец лодки, напишет позже: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет...» (1 Пет. 2:9).

В следующий раз, заполняя анкету при приеме на работу, в графе «предыдущее место работы» напишите: «священнослужитель» или «священнослужительница», потому что вы действительно таковыми являетесь. Священник представляет Бога, и вы, друг мой, тоже представляете Бога. Итак, «...всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Вы не едете по утрам в офис — вы едете в святилище. Вы не посещаете школу — вы посещаете храм. Возможно, вы не носите священнических одежд, но вполне могли бы. Ваша лодка — Божья кафедра.

Одна из моих знакомых понимает это. По специальности она является учителем начальной школы. В глазах же Божьих она служит пастырем драгоценных детей, составляющих ее класс. Прочтите письмо, которое она послала своим друзьям:

Я прошу вас молиться о моих учениках. Я знаю, что у вас много дел, но если бы вы когда-нибудь смогли это сделать! Я знаю о силе молитв, посвященных конкретным нуждам. Пожалуйста, молитесь за...

Рэнди... (Самый умный мальчик в моем классе, его мама совсем не говорит по-английски, они только что переехали из Вашингтона, и он не видит правым глазом, потому что повредил его каким-то острым инструментом в три года.)

Генри... (У него задержка развития, но он старается изо всех своих маленьких сил, ему требуется около минуты, чтобы произнести два слова. Кажется, сейчас он привык ко мне, но сначала ему было трудно поспевать за всеми.)

Ричарда... (Его улыбка, кажется, может вызволить его из любых неприятностей, его мать вряд ли намного старше меня, он очень умный и довольно непослушный — как я люблю таких детей!)

Анну... (У нее задержка развития, ни один из ее родителей не умеет ни читать, ни писать, ни водить машину, и у них четверо детей!!! Непонятно, как они умудряются справляться со всем этим. Анна каждый день дарит мне раскрашенную картинку, пишет обо мне в сочинениях, и я являюсь главным действующим персонажем в историях, которые она сочиняет.)

Список продолжается, и мы читаем о Саре, которая почти не слышит. О неорганизованном, но заботливом Террелле. О лучшей ученице Алисии. О любящей покомандовать выдумщице Кэлин.

Эта учительница работает на министерство образования или на Бога? Проводит свои дни в трудах или в поклонении Создателю? Зарабатывает деньги или изменяет мир? Каждое утро она забирается в лодку, которую одолжил ей Иисус. И вот они вдвоем берутся за весла, отходят от берега и закидывают сети. Эта моя знакомая похожа на Петра. Но она проявляет больше оптимизма, чем он.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. (Лк. 5:4-5)

Пациенты стоматолога, которым предстоит удаление нерва, — и те кажутся более оптимистичными, чем он. Но как можно винить Петра? Его плечи болят. Его сети уже сложены и убраны. Бессмысленно ловить рыбу поздним утром. Тем не менее он соглашается: «...по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Вряд ли он произнес эти слова, нетерпеливо подпрыгивая на месте. (Неплохо взять на заметку, что послушание вовсе не всегда должно быть связано с восторгом.)

При свете дня, на глазах у толпы рыбаки начинают грести, ставят парус. И вот, отплыв на глубину, Иисус говорит им, чтобы они забросили сети, и «...они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6-7).

Петр и его товарищи стоят по колено в рыбе. Они видят перед собой самый большой улов своей жизни, и в ушах у них еще звучат величайшие из слов, когда-либо услышанных ими. В чем же смысл этих слов? Возможно, кто-то из них подумал, что неплохо бы пригласить Иисуса на работу и разбогатеть. Присутствие Христа гарантирует увеличение продаж, большие премии, более продолжительные выходные и возможность более раннего выхода на пенсию. Когда Иисус находится в вашей лодке, вы можете рассчитывать на то, что вместо ловли рыбы в Геннисаретском озере отправитесь на яхтенную прогулку по Карибскому морю.

Но если в этом отрывке и был намек на материальное процветание, Петр не обратил на него внимания. Он не заметил улова. Он заметил Иисуса. Окруженный сверканием серебряной чешуи, Петр не слышит звона серебряных монет. Он видит Иисуса. Не Иисуса-Плотника. Не Иисуса-Учителя. Не Иисуса-Целителя. Петр увидел Иисуса-Господа, могущего повелевать морю и доброго настолько, чтобы делать это, находясь в рыбачьей лодке. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

Какая сцена! Христос среди простого люда стоит плечом к плечу с крикливыми работягами. Учит рыбаков ловить рыбу, показывает им, куда кидать сети. Представьте, что вы сделали то же, что и Петр. Взяли Христа с собой на работу. Пригласили Его руководить вами с девяти до пяти. Не покажет ли Он вам, как распоряжаться финансовыми фондами, раскладывать документы или проводить практические занятия со студентами?

Дух Святой, помоги мне прострочить этот шов.

Господь, открой мне, почему этот трубопровод не работает.

Царь царей, пожалуйста, помоги мне составить бухгалтерский отчет.

Дорогой Иисус, направляй мои руки, когда я буду делать эту прическу.

Молитесь молитвой Моисея: «...да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Пс. 89:17).

Постойте, подождите, не закатывайте глаза. Вы не понимаете, какая польза Богу от вашей работы? Ваш босс зол, как цепная собака; ваше рабочее место уже клетки хомячка; ваша зарплата меньше, чем карманные расходы ваших детей. Вам кажется, что вас приговорили к ссылке в Сибирь, и надежда покинула вас вместе с последним поездом. Если это так, познакомьтесь с еще одним свидетелем.

Он трудился восемнадцать лет в заключении, в трудовом лагере в Китае.

Коммунистический режим вознаградил его за веру во Христа, назначив ассенизатором. В лагере все отходы человеческой жизнедеятельности содержались в ямах, перегнивая и превращаясь в удобрения. Эти ямы источали болезнетворное зловоние. Охранники и заключенные обходили стороной и выгребные ямы, и всех, кто там работал, включая этого ученика Христова.

После того как он поработал там какое-то время, вонь впиталась в его тело. Он не мог избавиться от нее, как ни старался. Представьте себе страдания этого человека, который был не только оторван от дома, но которого и в тюрьме чурались люди. Однако каким-то образом этот благочестивый человек отыскал в своей тюрьме сад. «Я был благодарен за то, что меня послали работать в выгребные ямы. Это было единственное место, где я не находился под пристальным наблюдением. Я мог открыто молиться и петь моему Господу. Когда я находился там, выгребная яма превращалась в мой личный сад».

И потом он привел слова старинного гимна:

Я прихожу один в сад,

Где на розах еще лежит роса,

И слышу явственный шепот

Сына Божьего, открывающегося мне.

И Он идет рядом,

И Он разговаривает со мной,

И Он говорит, что я принадлежу Ему.

И никто больше не знает о той радости,

Которую мы оба испытываем там.

«Я никогда прежде не понимал смысла этого гимна — до тех пор, пока не оказался в заключении в трудовом лагере», — сказал этот христианин3.

Бог может превратить в сад ту выгребную яму, которую вы зовете своей работой, если вы возьмете Его с собой. Генри Джайлс, проповедник, живший в XIX веке, сказал:

Люди должны трудиться. Это так же несомненно, как и восход солнца по утрам. Но мы можем работать ворча, а можем — с благодарением. Мы можем работать как люди, а можем — как машины. Нет дела слишком грубого, чтобы мы не могли его возвысить; нет занятия столь скучного, чтобы мы не могли сделать его вдохновенным; нет работы настолько безжизненной, чтобы мы не могли оживить ее, если понимаем: то, что мы делаем, — это наше служение Господу Иисусу Христу4.

И для Петра с его сетями, и для моей знакомой со своим классом, и для заключенного с его садом, и для вас с вашей работой обетование остается тем же: все изменяется, когда вы отдаете свою лодку Иисусу.

ГЛАВА 12

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ОСТАНОВКА

...Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного...

Мк. 6:31

Эрни Джонсон-младший знает о бейсболе не понаслышке. Его отец на протяжении трех десятилетий комментировал игры высшей лиги, путешествуя с командой «Брейвз» повсюду, от Милуоки до Атланты. За четверть века, прошедшую с тех пор, как Эрни унаследовал место у микрофона, он комментировал соревнования в шести видах спорта на трех континентах, рассказывая о восторге побед и досаде поражений, интервьюируя проигравших и чемпионов.

Но одну игру он помнит лучше других. Не из-за тех, кто играл тогда, а из-за тех, кто перестал играть. Эрни был девятилетним игроком Малой лиги, послушно бегавшим между второй и третьей базами. Игрок команды противника отбил мяч так сильно, что тот перелетел через ограду. Двое игроков, стоявших ближе других к забору, перелезли через него и побежали искать мяч, чтобы игра могла продолжиться. (Очевидно, бюджет лиги был весьма скромным.)

Обе команды ожидали их возвращения. Они ждали... ждали... но никто не возвращался. Обеспокоенные тренеры, наконец, перебежали поле и перебрались через ограду. Любопытные игроки, и Эрни в их числе, последовали за ними. Они обнаружили потерявшихся товарищей всего в нескольких метрах от забора. Перчатки валялись на земле вместе с найденным мячом, а их улыбающиеся лица были испачканы черникой1. Двое игроков забыли об игре.

А когда вы в последний раз поступали так же? Вы должны быть постоянно сосредоточены на своей «золотой точке». Сатана постоянно стремится вытолкнуть вас из той сферы, в которой вы наиболее одарены. Нам требуется постоянная корректировка курса. Кроме того, неужели кому-то совсем не хочется черники? Но у кого есть время на то, чтобы собирать ягоды? Вам нужно ездить на работу, нужно заниматься бизнесом, продажами, машинами, организациями, бюджетами — всем этим вам нужно заниматься. И вы не можете остановиться.

Иисус понимает. Он знал, что значит жить в безумном темпе. В Его ежедневниках порой не было ни одной свободной строчки — все были заполнены просьбами и нуждами людей. Но Он также знал и то, как остановиться и отойти в сторону.

При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских. (Лк. 4:40-44)

Этот отрывок рассказывает о том времени, когда к Иисусу пришла популярность. Выдержав дьявольские искушения в пустыне, отверженный в Своем родном городе, Иисус отправился в Капернаум, где жители оказали ему более чем радушный прием. Представьте себе Джона Кеннеди на национальном съезде Демократической партии в 1960 году. Появление новой надежды.

И дивились учению Его... Лк. 4:32

И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Лк. 4:37

...Все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Лк. 4:40

Люди приводили своих больных родственников к Иисусу, и, какой бы болезнью они ни были больны, прикосновение Его рук исцеляло всех. Мог ли Христос желать чего-то большего? Восторженные толпы, уверовавшие исцеленные и тысячи, готовые пойти за Ним, куда бы Он их ни повел. И вот Иисус...

Объявляет о создании нового движения?

Организует команду лидеров?

Набирает людей в агитбригады?

Нет. Он привел в недоумение специалистов по связям с общественностью, развернувшись спиной к толпе и отправившись в заповедник, в тайную бухту, в заброшенный дом, в пустынное место.

В 42-м стихе мы находим причину такого поведения: «...народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них». Люди пришли к Иисусу не просто со своими болезнями и духовным голодом. Они пришли к Нему со своими планами. Расписаниями. Непрошенными советами. Толпа хотела управлять Иисусом. «Послушай нас, — сказали они, — мы покажем Тебе, куда идти».

То же самое они говорят и вам. Обернитесь, друг мой. У себя за спиной вы увидите толпу. Им не важны ваши сильные стороны, они не знают истории вашей жизни. Тем не менее, они ведут себя так, будто знают вас лучше, чем вы сами. Знают, где вы должны работать. На ком жениться или за кого выходить замуж. На кого учиться. И они будут управлять вашей жизнью, если вы им позволите.

Иисус не позволил.

Неоднократно Он избегал толпы. «Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону» (Мф. 8:18).

Когда люди высмеивали Его, не веря тому, что Он сможет воскресить мертвую девочку, Он оставил их за порогом. «Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:25).

После того как Иисус учил людей на протяжении целого дня, Он «...отпустив народ, вошел в дом» (Мф. 13:36)

Хотя однажды Его окружало, возможно, около двадцати тысяч почитателей, Он покинул их (см.: Мф. 15:39).

Христос постоянно удалялся от гула толпы, чтобы слышать голос Бога. Когда Иисус вышел из пустыни после сорокадневного поста, жители Капернаума нашли Его и попытались удержать. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43).

Он противостоял давлению со стороны людей, держась за скалу Своей цели: использовать Свою неповторимость («и другим городам благовествовать»), чтобы возвеличивать Бога («Царствие Божие») повсюду, где только можно.

Разве вы не рады тому, что Он поступал так? Предположим, Он послушался бы уговоров толпы и обосновался в Капернауме, размышляя так: «Я думал, что пришел ко всему миру и что Мне предназначен Крест. Но вот — весь город говорит мне, чтобы я оставался в Капернауме. Разве могут все эти люди ошибаться?»

Да, могут! Отвергнув уговоры толпы, Иисус отказался от пастырского служения в Капернауме и исполнил волю Божью. Сделать так означало оставить кого-то из больных людей неисцеленными и кого-то из сомневающихся — ненаученными. Он сказал «нет» тому, что хорошо, чтобы иметь возможность сказать «да» тому, что правильно: следовать Своему призванию.

Никому этот выбор не дается легко. И для меня он не был легким. Позвольте рассказать вам о том, как сознательно сделанная «пауза» помогла мне вырваться из духовной пустыни.

Я не мог обвинить свою церковь в своей духовной засухе. Все больше и больше людей приходило в нашу общину, они исполнялись все большим и большим энтузиазмом. Здание церкви уже не могло вместить всех нас, и мы решили приобрести новое. Все готовились собирать средства и начинали строить планы. И вот, после двух лет молитв и планирования, страданий и побед, мы переехали.

И это чуть не погубило меня. Я помню, как стоял перед сияющими прихожанами в новом здании и думал: «Наверное, я должен быть в восторге». Вместо этого я чувствовал себя опустошенным. Мой друг заметил это (благодарение Богу за внимательных друзей). Он убедил меня сделать то же, к чему призывает вас эта книга: отыскать свою «золотую точку».

Под руководством Рика Уэллока — наставника, занимающегося обучением руководителей и консультациями по организационным вопросам, — я написал свою исто-рию. «Опишите случаи, когда вы делали что-то, что вам нравилось делать и в то же время хорошо у вас получалось» — таково было мое задание. Я перебирал прожитое, составляя список событий, когда удовлетворение сочеталось с успехом.

Вот, будучи школьником, я перечитываю все биографические книги в школьной библиотеке.

Вот произношу зажигательную речь перед студентами младшего курса университета.

Вот я забываю о домашнем задании по остальным предметам, поглощенный написанием рассказов и сочинений по литературе.

Вот мой первый опыт преподавания в воскресной школе и радостное удивление от того, как внимательно слушают меня ученики.

Вот разрабатываю детальный план подготовки проповеди.

Целый день я посвятил описанию того, к чему я был неравнодушен. После того как консультант ознакомился с моими соображениями, он спросил:

— Каким одним словом вы могли бы описать свою «золотую точку»?

— Проповедь, — сказал я, не задумываясь. Я осознал, что существую, чтобы являть Бога в ясном учении и захватывающих историях.

А затем я услышал вопрос, заставший меня врасплох:

— Отражает ли ваш ежедневник это ваше стремление? Мы просмотрели записи за последние шесть месяцев:

встречи, сбор средств, строительные работы.

— Похоже, вы входите в состав многих комитетов, занимающихся планированием, — заметил он.

— Мне казалось, что я должен делать это, поскольку являюсь пастором.

— Расскажите, что вы обсуждаете на собраниях этих комитетов.

— Цвет краски. Размер парковки. Строительные стандарты.

— Вам это нравится?

— Чуть больше, чем операция на открытом сердце.

— А упоминается ли надзор за строительными работами в вашем рассказе о своем прошлом?

— Нет.

— Обращаются ли к вам люди, когда им нужен совет в области планирования или разработки стратегии?

-Нет.

— Тогда почему вы думаете, что вам следует давать им эти советы?

Внезапно я стал понимать, в чем заключалась причина моей утомленности. Я занимался тем, к чему у меня не было никаких способностей, посвящал большую часть своего времени тому, что у меня получалось хуже всего! Усвоив этот урок, я вышел из состава всех комитетов и вернулся к изучению Библии и писательской деятельности. В скором времени я вновь был исполнен сил и воодушевления. Обновление началось, когда я целенаправленно сделал остановку в своей работе2.

А как насчет вас? Ощущаете ли вы, что созданы вовсе не для того, чем вам приходится заниматься каждый день? Пренебрегаете ли вы своими способностями? Возможно, Бог хочет, чтобы вы покинули свой Капернаум, но вы не двигаетесь с места. Или Он хочет, чтобы вы остались, а вы уходите. Как вы поймете, что вам делать, если не приглушите голоса толпы и не повстречаетесь с Иисусом в безлюдном месте?

«Безлюдное» — не обязательно означает «пустыня», это просто тихое место. Место, куда вы, как Иисус, можете удалиться. «Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место...» (Лк. 4:42). «Пошел» подразумевает сознательное решение, принятое Иисусом. «Мне нужно удалиться. Подумать. Поразмышлять. Вновь начертить свой курс на карте». Он определил время, выбрал место. И решительно нажал кнопку «пауза».

Подобная же решимость требуется и от вас. Силы ада ненавидят моменты, когда вы останавливаетесь! Ричард Фостер попал в точку, написав: «В современном мире наш Противник прибегает в основном к трем методам борьбы: шуму, спешке и толчее. Если ему удается "связать" нас объемом и количеством забот, он остается доволен. Психиатр К. Г. Юнг заметил однажды: "Спешка не от дьявола; она — сам дьявол"»3.

Сатана вживляет нам в мозг маленькие счетчики. Мы слышим непрестанное «тик-так», говорящее нам: «Торопись, торопись, торопись, время — деньги...», и в результате все сливается в грохочущую круговерть, называемую человеческой жизнью.

Но Иисус стоит, не колеблемый этим потоком, заглушая нарастающий шум Своими словами: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...» (Мф. 11:28). Следуйте примеру Иисуса, Который «...уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).

Юджин Петерсон приводит хороший пример для подражания. Автор многих книг, на протяжении трех десятилетий являющийся пастором церкви, он знает, насколько важно сознательно делать остановки. Вот что он пишет:

Понедельник — мой день субботний. На понедельники я не строю никаких планов. В случае непредвиденных обстоятельств я предпринимаю какие-то действия, но таких случаев удивительно мало. Моя жена соблюдает этот день вместе со мной. Мы готовим обед, укладываем его в контейнер, берем бинокли и едем куда-нибудь — это может быть в пятнадцати минутах или в часе езды от нашего дома — на лесную тропу, идущую вдоль реки или в горы. Перед тем как выехать, жена читает псалом и молится. После молитвы мы не разговариваем — мы погружаемся в молчание, которое продолжается в последующие два или три часа, до остановки на обед.

Мы идем не спеша, опустошая себя, открывая себя тому, что окружает нас: узорам листьев папоротника, благоуханию цветка, песне птицы, гранитным валунам, дубам и кленам, дождю, снегу, льду, ветру... Когда солнце или желудки говорят нам о том, что настало время обеда, мы нарушаем молчание молитвой благодарения за бутерброды и фрукты, реку и лес. Теперь мы свободно говорим, рассказывая друг другу об увиденных птицах, делясь мыслями, наблюдениями, идеями — в той степени, в какой чувствуем себя склонными к этому. Мы возвращаемся домой днем или ближе к вечеру, отдыхаем, занимаемся домашними делами, читаем. После ужина я обычно пишу письма родственникам. Вот и все. Ни раскатов грома на Синае. Ни молнии, сверкающей на дороге в Дамаск. Ни видений, явленных на острове Патмос. День, посвященный уединению и тишине. Неделание. Пребывание здесь и сейчас. Святое время4.

Слова доктора Петерсона вдохновили меня. Теперь у меня есть трость и шляпа с широкими полями. Излюбленная тропинка в расположенном неподалеку лесу уже привыкла к моим шагам. В школе тех, кто учится делать остановки в жизни, я – отстающий, но мои оценки постепенно улучшаются. Недавно, после службы в церкви один из прихожан спросил меня:

— Это не вас я случайно видел сидящим в парке на скамейке?

— Меня.

— В полдень?

Прежний Макс попробовал бы как-то объяснить то, что внешне так похоже на лень. «Я занимался. Просто отправился туда поработать». Но я не стал оправдываться.

— Да, это был я. Просто отдыхал.

Вопрошавший взглянул на меня с любопытством и пошел дальше. Я улыбнулся про себя, довольный, что мне удалось подать хороший пример. Бог отдыхал после шести дней работы, и мир не рухнул. Почему же мы думаем, что мир рухнет, если мы проведем один день в покое? (А может быть, мы, наоборот, боимся замедлить его разрушение?)

Последуйте за Иисусом в пустыню. Тысячи голосов будут убеждать вас не делать этого. Не обращайте на них внимания. Слушайте Его. Оставьте вашу работу. Задумайтесь о Его трудах. Послушайтесь совета вашего Создателя: «...пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного...» (Мк. 6:31).

И, когда будете находиться там, побалуйте себя черникой.

ГЛАВА 13

НЕ УМАЛЯЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ДЕЛ

...Кто может считать день сей маловажным...

Зах. 4:10

Вторая мировая война истощила Германию. Люди крайне нуждались в продовольствии. Советские бомбардировки превратили берлинские дома в безжизненные остовы, а затем Советский Союз вознамерился сделать то же самое и с жителями города. Был перекрыт доступ в город грузовиков, поездов и судов, везущих продовольствие. Без помощи извне город голодал. Тогда в 1948 году вооруженными силами США и Великобритании был организован воздушный мост. За 11 месяцев по воздуху миллионам берлинцев были доставлены тонны продовольствия.

Гейл Халворсен был пилотом одного из американских самолетов. Однажды приземлившемуся в Берлине двадцатисемилетнему летчику довелось побеседовать через ограждение из колючей проволоки с несколькими десятками немецких детей. Они явно были голодны и жили в нужде, но никто из них не попрошайничал и не жаловался.

Потрясенный увиденным, Халворсен сунул руку в карман, достал оттуда две жевательные резинки, разломил их пополам и протянул детям через колючую проволоку. «Дети выглядели так, словно им только что дали миллион долларов, — вспоминал он, — они подносили обертку жвачки к носу и нюхали ее. Они находились на седьмом небе от счастья. Я стоял, ошеломленный».

Под впечатлением от встречи Халворсен пообещал вернуться на следующий день и сбросить им еще жвачки со своего самолета. Самолеты с продовольствием прилетали в Берлин каждые полчаса, и дети спросили, как они узнают его машину. «Я качну крылом», — ответил он.

Халворсен вернулся на авиабазу американских ВВС «Рейн-Майн» и скупил у приятелей жвачку и конфеты, которые входили в их паек. Он привязал сласти к маленьким парашютикам, сделанным из носовых платков, загрузил их в свой С-54 и, исполняя обещание, качнул крылом, когда пролетал над Берлином. Ребята на улицах города увидели своего друга и ринулись собирать падающие с неба конфеты.

Операция «Детский паек» началась. Слух о поступке летчика распространился быстро. Через три недели командование ВВС официально одобрило план операции. В последующие месяцы американские самолеты сбросили на город три тонны сластей. Летчик же получил прозвище «Дядюшка-Качни-Крылом»1.

Меняется ли что-то в этом мире благодаря малым делам? Халворсен думает, что да.

И, что еще важнее, Иисус думает так же. Он говорит:

...Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Мф. 13:31-33)

Те, кто читали слова Иисуса в то время, когда они были записаны, сразу понимали, о чем идет речь. Они знали, как выглядит горчичное зерно, знали, что представляет собой закваска. И то и другое было крайне маленьким: горчичное зерно — размером с песчинку (750 зерен весят всего один грамм2), а закваска — с ноготь на большом пальце. Но в то же время горчичное зерно может прорасти и стать деревом в три раза выше тогдашнего иудея, так что на ветвях его уместится стайка птиц. Небольшого кусочка заквашенного теста достаточно, чтобы несколько дней обеспечивать хлебом сорок человек при условии трехразового питания. То, что начинается невзначай, заканчивается с размахом.

Возможно, ранняя Церковь нуждалась в напоминании об этом. Что крохотная кормушка для скота и окровавленный крест могли изменить в дремучем лесу традиций иудаизма и греческой философии? Как движение, родившееся на задворках мира и возглавленное сельским плотником, могло повлиять на религиозное сообщество, в котором доминировали эпикурейцы, стоики и гностики? Представьте себе мальчишку на скейтборде, решившего принять участие в ралли «Париж — Дакар».

А разве мы с вами не нуждаемся в таком же напоминании? Временами мы опасаемся, что история Иисуса может показаться слишком уж малозначительной. Этот страх может помешать нам сеять семена Благой вести. Разве история жизни Иисуса, которую проходят в воскресной школе, может выдержать конкуренцию с «серьезными» литературными произведениями? Разве имеют еще какое-то значение понятия греха, спасения и искупления в современном высокоинтеллектуальном обществе, где господствуют гуманизм и релятивизм?

Очевидно, да. Где сейчас римляне, распинавшие Христа? Эпикурейцы, унижавшие Павла и спорившие с ним? Гностики, насмехавшиеся над ранней Церковью? А величественные языческие храмы Коринфа? По сравнению с ними новорожденная Церковь казалась ничтожно крохотной. Приносят ли сейчас жертвы Зевсу?

Нет, но Иисусу поклоняются до сих пор.

Бог совершает удивительные дела посредством обыкновенных поступков.

Один мой друг смог увидеть свидетельство истинности этого утверждения, когда оказывал помощь жертвам урагана «Катрина». Будучи врачом, он использовал свое свободное время и способности для того, чтобы оказывать медицинскую помощь жителям Нового Орлеана, эвакуированным в Сан-Антонио.

Один из спасшихся рассказал ему потрясающую историю. Когда его дом оказался со всех сторон окружен водой, этот мужчина выплыл из здания через окно. Вместе с двумя детьми, которые держались за него, они отыскали безопасное место — крышу самого высокого здания в их квартале. Туда же направились и другие люди. Вскоре на крыше, которой предстояло стать их домом на следующие три дня, пока они не были эвакуированы, сгрудилась небольшая кучка людей.

Примерно через час мужчина заметил, что они находятся на крыше церкви. Он хлопнул рукой по кровле и сказал остальным: «Это — святая земля». Его слова пробудили воспоминания у другого обитателя крыши. Эта женщина оглядела крышу, подползла к шпилю, обняла его и объявила: «Мои дедушка с бабушкой помогали строить эту церковь!»

Как вы думаете, догадывались ли родители ее родителей, что Бог воспользуется плодами их трудов, чтобы прорастают и превращаются в деревья, в тени которых можно укрыться. Благодаря крохотной закваске тесто разбухает, и из него получаются сытные лепешки.

Малые дела могут изменить мир. Сейте горчичные семена. Кладите закваску. Наберите телефонный номер. Выпишите чек. Соберите единомышленников. Сбросьте жвачку с самолета. Через шестьдесят лет после этого другой солдат, возможно, последует вашему примеру, как Вождь-Качни-Крылом.

Не путайте его с Дядюшкой-Качни-Крылом, который помогал детям в Берлине. Вождь-Качни-Крылом служил в Ираке. Как и в случае с Халворсеном, его история начинается с ребенка у колючей проволоки. И так же, как в случае с конфетным десантом, все началось с одного подарка.

Этот человек обратил внимание на маленькую девочку, плакавшую по ту сторону ограды из колючей проволоки в Багдаде. «Она явно была очень бедна, на ней было ветхое платье и стоптанные шлепанцы, ее свалявшиеся волосы позволяли предположить, что она не мылась уже очень давно, а кожу покрывали болячки, появившиеся из-за грязи и жары». Солдат вспомнил, что у него на столе валялось несколько игрушек, он убежал и вскоре вернулся, неся девочке зубную щетку, свисток и игрушечную обезьянку. Когда он передавал ей подарки, по его словам, «глаза девочки прямо-таки засветились от радости». Он написал об этом случае в своем интернет-дневнике, и тысячи людей откликнулись, спрашивая, по какому адресу они могут отослать свои подарки. Так началась операция «Дар». А солдат получил прозвище, унаследованное от Халворсена: Вождь-Качни-Крылом4.

У Моисея был посох.

У Давида была праща.

У Самсона была ослиная челюсть.

У Раав была червленая веревка.

У Марии было немного нардового мира.

У Аарона был жезл.

У Тавифы была швейная игла.

И все это послужило Богу.

А что есть у вас?

Бог живет в самом крошечном из семян, и малые дела совершаются Его силой. Он исцеляет от обыденности, давая необыкновенную жизнь и необыкновенные дары. «Делай добро, какое можешь сделать, всеми возможными средствами, всеми возможными способами, повсюду, где можешь, всем, кому можешь, столь долго, сколько ты в состоянии его делать»5. Не думайте с пренебрежением о незначительности своих дел.

ГЛАВА 14

РАЗГАДАЙТЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД СВОЕГО РЕБЕНКА

...Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней...

Ис. 44:2

Садовник как-то дал своему другу, который выращивал апельсины, упаковку с рассадой со словами: «Это мой подарок».

Дирижер оркестра преподнесла своей любимой виолончелистке перевязанную лентой коробку. «В знак высокой оценки вашего творчества», — сказала она.

Художник в благодарность за оказанную помощь вручил соседу-водопроводчику сверток.

И вот садовод, виолончелистка и водопроводчик распаковали свои дары.

Садовод пересадил рассаду в грунт, ожидая урожая апельсинов. Ведь он всю жизнь занимался выращиванием апельсинов, так что и этот росток должен был со временем превратиться в апельсиновое дерево. Но на растении появилось множество веточек, переплетающихся друг с другом отростков. Садоводу не удалось вырастить ни единого апельсина из того, что он посадил. Он вносил в почву специальное удобрение для апельсиновых садов и опрыскивал листья специальным составом от вредителей.

Он даже поливал саженцы апельсиновым соком. Но увы, на ветках так и не появилось апельсинов. Помидоры — те появлялись. А вот апельсины — нет. Он чувствовал, что потерпел поражение.

Виолончелистка испытала то же самое. Она ожидала, что ей подарят виолончель. И в каком-то смысле она была права. Но в коробке оказался аккордеон. Она попробовала играть на нем, как на виолончели, поставив инструмент на пол и водя смычком по клавиатуре. Какие-то звуки ей удалось извлечь, но музыкой это назвать было нельзя. В последнюю очередь ее состояние можно было назвать воодушевлением.

Как и состояние водопроводчика. Он предполагал, что, развернув упаковку, обнаружит там разводные ключи и молотки, но в свертке оказались кисть и палитра. Озадаченный, он попытался устранить протечку в трубе своими новыми инструментами. Но кистью невозможно перекрыть кран, а палитрой никак не затянешь крепежный болт. Он красил трубы, недовольно ворча себе под нос.

Садовод, специалист по апельсинам, вырастил помидоры, но предпочитал апельсины.

Виолончелистка извлекала звуки, но не музыку.

Водопроводчик покрасил трубу, но не починил ее.

Каждый предположил, что подарок будет чем-то хорошо ему знакомым, но не тем, что решил преподнести даритель.

Каждый день Бог дарит миллионам родителей подарок — новорожденного младенца. Родители склонны ожидать апельсины, виолончели и инструменты для ремонта водопровода. Небеса склонны дарить помидоры, аккордеоны и краски с кистями. Мамы и папы оказываются перед выбором. Сделать своих детей похожими на себя? Или же позволить им развиваться, следуя тому, что заложено в них Богом?

Как никто другой, родители способны отпереть дверь, за которой скрывается индивидуальность их ребенка. Будучи родителями, мы развиваем или хороним таланты наших детей. Большую часть своей жизни они проведут или получая пользу, или же оправляясь от того, какое влияние мы на них оказали. Хотя эта книга и не посвящена воспитанию детей, будет справедливо, если в ней найдется место и для слов, обращенных к матерям и отцам. У кого, как не у нас, есть такая удивительная возможность — помочь нашим детям отыскать их «золотую точку»? Но воспользуемся ли мы этой возможностью?

Божье Слово побуждает нас к этому. Прислушайтесь внимательно к мудрому напутствию на пороге жизни: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Будьте осторожны с этим стихом. Не истолковывайте его так: «Если я наставлю своих детей на путь истинный, они никогда с него не свернут. Если я приучу их читать Библию и ходить в церковь, чтобы слушать проповеди, они, возможно, и взбунтуются против этого, но в конце концов вернутся обратно».

Стих из Книги Притчей не обещает нам ничего подобного. Спасение — это дело Божье. Благочестивые родители могут подготовить почву и посеять семена, но Бог взращивает их (см.: 1 Кор. 3:6). Мамы и папы умягчают сердца, но не могут управлять ими. Показать путь? Да. Заставить детей идти по нему? Нет.

Чему же, в таком случае, этот стих учит родителей?

Тому, что нужно научиться любить помидоры, наслаждаться звучанием аккордеона, писать картины на холсте, а не на водопроводной трубе и видеть в каждом ребенке книгу — не ту, которую им предстоит написать, а ту, которую следует прочесть.

В оригинале слово, переведенное как «наставь», происходит от слова, которое означает «вызывать жажду». Еврейские повитухи пробуждали в новорожденном жажду, обмакивая палец в сосуд с толчеными финиками и кладя его в рот ребенку. Таким образом, «наставлять» означает «пробуждать жажду».

Родители пробуждают жажду «при начале пути его» (ребенка). Предлог «при» указывает на явление, обстоятельство, сопровождающее что-либо, сопутствующее чему-либо, и позволяет предположить, что младенцы появляются на свет с уже «установленным программным обеспечением». В одном из английских переводов Библии (The American Standard Bible) напротив этого стиха на полях сделана пометка «соответственно его пути».

Одно из значений еврейского слова, переведенного как «путь», — «способ», «образ действий». Посмотрите, как используется то же самое слово в другом отрывке из Книги Притчей (Притч. 30:18-19, курсив мой. - М. Л.):

Три вещи непостижимы для меня, И четырех я не понимаю:

Пути орла на небе,

Пути змея на скале,

Пути корабля среди моря

И пути мужчины к девице.

«Путь» означает некую уникальную способность, которой могут обладать соответственно орел, змея, корабль или человек. Если вы воспитываете своего ребенка «при начале пути его», вы приноравливаетесь к унаследованным качествам и врожденным особенностям вашего чада.

«Путь» также может иметь значение «склонность» или «изгиб». Псалмопевец использует то же слово, когда описывает контуры натягиваемого лука:

...[Бог] напрягает лук Свой и направляет его... Пс. 7:13

Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

Пс. 10:2

Лучник сгибает свое оружие, наводя стрелу на цель. К тому моменту, как ваш ребенок появился на свет, Бог сделал то же самое. Он уже «изогнул», «направил» вашего ребенка в определенном направлении. Он дает вам в руки совершенный лук, который вы бережете до дня, когда тетива будет отпущена. Ведите своего ребенка в том направлении, в котором ему следует идти. Читайте написанный Богом для вашего ребенка план. Не смотрите на вашего ребенка как на чистый лист, ожидающий вашего пера, считайте его книгой, которая ожидает, когда вы ее прочтете.

Смысл этого стиха можно было бы передать и так, как это сделано в еще одном из английских переводов — «The Amplified Bible»: «Наставьте ребенка на пути, по которому ему следует идти [и в соответствии с данным ему талантом или склонностью], и когда он состарится, он не свернет с этого пути».

Прекрасная книга Чарлза Суиндолла «Вы и ваш ребенок» служит замечательным пособием для родителей. Вот что пишет автор:

У каждого ребенка, которого Бог вверяет нам, есть какие-то наклонности, присущий ему набор качеств. Эти наклонности заложены и определены еще до того, как он будет отдан на наше попечение. В действительности ребенок не является мягким куском глины. Он уже сформирован, у него есть определенные стремления. И родители, которые хотят правильно воспитать этого ребенка, отыщут, в чем эти его наклонности заключаются!1

Бог уже сформировал ваше дитя. Он предначертал ему быть одаренным в каких-то областях. Он определил траекторию его движения. Бог поручил вам проведение восемнадцатилетнего исследования. Спросите самого себя, своего супруга или супругу и своих друзей: чем этот ребенок отличается от других? Наклонности, проявляемые ребенком, говорят о способностях, которые проявятся, когда он станет взрослым. Старайтесь разглядеть эти наклонности. Развивайте их.

Вот вам пример. Восьмилетний Р. Дж. Коллингвуд сидит в закутке между книжным шкафом и письменным столом своего отца и читает, выбрав из всех книг библиотеки «Теорию этики Канта». Позднее он написал:

Когда я начал читать эту книгу... меня охватили странные, сменяющие друг друга чувства... Я чувствовал, что мысли, высказываемые в этой книге, хотя я и не мог ее понять, каким-то образом касались меня; в этом было что-то личное или, точнее, — что-то, что касалось лично меня в будущем... У меня возникло чувство, словно поднялась какая-то завеса и мне открылось мое предназначение2.

Предчувствие не обмануло его. Ко времени своей смерти в 1943 году Коллингвуд уже был всеми признан как выдающийся философ, автор работ по метафизике, религии и эстетике.

Немногих из восьмилетних детей завораживает Иммануил Кант. Но каждого восьмилетнего ребенка что-то завораживает. И это «что-то» открывает нечто о том, каким Бог видит будущее этого ребенка.

Посмотрите на Иосифа. В возрасте семнадцати лет он истолковывал сны и представлял себя вождем (см.: Быт. 37:2-10). Став взрослым, он истолковывал сны фараона и руководил египтянами (см.: Быт. 40-41).

Юный пастушок Давид был силен в двух вещах: в борьбе и музыке. Он убил льва и медведя (см.: 1 Цар. 17:34-37) и искусно играл на гуслях (см.: 1 Цар. 16:18). Какими двумя вещами он в основном занимался в свои взрослые годы? Войнами и музыкой. Он убил десятки тысяч врагов в сражениях, и мы с вами до сих пор поем его псалмы.

Наклонности Иисуса также проявились в раннем возрасте. Где Иосиф с Марией нашли своего потерявшегося двенадцатилетнего сына? «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их...» (Лк. 2:46). Иосиф-плотник нашел своего сына не среди плотников, но среди учителей и истолкователей Торы. Развились ли эти Его наклонности в дальнейшем? Несомненно. Даже Его противники обращались к Нему, говоря «Равви» (см.: Мф. 26:49). Иисус, сын плотника, проявил способности раввина, учителя.

Не слышим ли мы кроткого упрека в Его ответе родителям? «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Возможно, этим Он как бы говорил им: «Вам следовало бы заметить Мои наклонности. Я жил под одной крышей с вами двенадцать лет. Разве не знаете вы о том, к чему у Меня лежит сердце?»

А как насчет ваших детей? Знаете ли вы, что у них на сердце? Как складывается история их жизни?

Сильные стороны. Какие способности они проявляют с особой легкостью? В возрасте двух лет выдающийся пианист Ван Клиберн смог сыграть на фортепиано пьесу, услышав, как ее разучивали на уроке в соседней комнате. Мать обратила внимание на эту способность и стала ежедневно давать ему уроки игры на фортепиано. Маленький мальчик из техасского городка Килгор стал победителем Первого Международного конкурса имени Чайковского.

Почему? Отчасти потому, что мать заметила его наклонности и помогла ребенку развить их3.

Сфера деятельности. Писатель Джон Рескин написал: «Расскажите мне, что вы любите, и я скажу вам, кто вы такой»4. Что любят ваши дети? Какие занятия захватывают их? Чем они могут с удовольствием заниматься, потеряв счет времени? Что привлекает их больше всего? Цифры? Краски? Подвижные игры?

В нашей городской газете появилась фотография моего трехлетнего внучатого племянника Лоусона. Как-то во время прогулки он увидел две одинаково великолепные картины: группу бродячих музыкантов и стенд с миниатюрными гитарами. С разрешения родителей он выбрал себе гитару, встал среди музыкантов и стал играть вместе с ними. Проходивший мимо фотограф запечатлел его. Что это событие говорит о Лоусоне? Внимательные родители задаются такими вопросами. А еще их интересуют...

Оптимальные условия. Соснам требуется иной грунт, чем дубам. У кактуса условия цветения не такие, как у садовой розы. А как насчет почвы и окружающей среды вашего ребенка? Некоторым детям нравится, когда на них обращают внимание. Другие предпочитают затеряться в толпе. Кто-то любит сидеть неподвижно. Другим требуются усиленная подготовка и помощь. Некоторым хорошо удается писать контрольные работы. Другие отлично знают предмет, но совершенно теряются на экзаменах.

Раш Лимбо получал тройки за выступления перед классом, сегодня же он получает удовольствие, ведя радиопередачи5. После вступительного экзамена по алгебре в академию Уэст-Пойнт Омар Брэдли чуть не распрощался с мыслями о военной карьере. Он поступил в академию, едва набрав проходной балл, но впоследствии стал генералом с пятью звездами на погонах, который командовал тысячами солдат и распоряжался многомиллионным бюджетом в годы Второй мировой войны6. У каждого из нас — свои оптимальные условия, в которых наилучшим образом проявляются наши наклонности. Каковы эти условия для ваших детей?

Взаимоотношения. Прежде чем Голда Меир стала во главе правительства Израиля, вступившего в 1973 году в войну с коалицией арабских государств, она возглавила свой четвертый класс в борьбе против управления народного образования штата Милуоки. Она организовала акцию протеста против несправедливости правил, обязывающих учащихся из бедных семей приобретать учебники за свои деньги. В возрасте одиннадцати лет она арендовала зал, собрала средства и убедила свою сестру прочесть поэму социалистического содержания на идише, после чего обратилась к собравшимся. Мать Голды советовала ей написать текст речи заранее. Будущий премьер-министр и лидер Партии труда отказалась: «Думаю, будет более естественно, если я просто скажу то, что хотела»7.

Как и Голда, некоторые являются прирожденными лидерами; а другие рождены, чтобы быть ведомыми. Когда речь заходит о взаимоотношениях, какие слова подходят вашему ребенку лучше всего?

«Давайте все за мной!»

«Если мне понадобится помощь, я скажу тебе об этом».

«Можно мы будем делать это вместе?»

«Просто скажи, что мне делать, и я сделаю это».

Не наклеивайте ярлык равнодушного на того, кто предпочитает оставаться в одиночестве, и гордеца — на того, кто стремится привлечь к себе всеобщее внимание. Возможно, они просто живут, соответствуя заложенным в них наклонностям.

Что приносит вашим детям чувства удовлетворения и наслаждения? Что заставляет их восклицать: «Да/»? Им нравится процесс движения к цели или само ее достижение? Что они любят: поддерживать порядок или наводить его? То, что приводит в трепет одного, раздражает другого. Апостолу Петру нравилось удерживать лодку в равновесии, в то время как Павел был склонен раскачивать ее.

Сильные стороны. Сфера деятельности. Оптимальные условия. Взаимоотношения. «Да!» Вам дана книга без названия — читайте ее! Компакт-диск без надписи — слушайте его! Остров без владельца — исследуйте его! Удержитесь от того, чтобы навешивать ярлык до того, как вы тщательно все изучили. Присмотритесь внимательнее к неповторимому детству вашего ребенка. Какую историю вы можете «прочитать», наблюдая за жизнью своего ребенка? Нечасто встретишь родителей, пытающихся прочесть ее, — и благословенны их дети.

Мое имя — среди этих, благословенных. Машинное масло текло в жилах моего отца. Он зарабатывал на жизнь тем, что чинил двигатели на нефтяных скважинах, а развлекался, занимаясь капитальным ремонтом двигателей автомобилей. Он орудовал смазкой и болтами, как скульптор орудует глиной; они были его излюбленным средством самовыражения. Папа любил механизмы.

Но Бог наградил его полной бестолочью в вопросах механики — сыном, который не мог отличить дифференциала от тормозного диска. Мой папа пытался учить меня. Я пытался научиться. Я честно старался. Но неоднократно я попросту засыпал под машиной, которую мы ремонтировали. Механизмы не вызывали у меня никаких чувств. Зато книги завораживали меня. Я гонял в библиотеку на велосипеде тысячи раз. Что же делать механику со своим сыном, который любит книги?

Механик записывает сына в библиотеку. Дарит ему книги на Рождество. Прикрепляет лампу у его кровати, чтобы он мог читать по вечерам. Оплачивает курс литературы в колледже. Мой папа сделал все это. Знаете, чего он не сделал? Он ни разу не сказал: «Почему ты не можешь быть механиком, как твой отец и дед?» Возможно, он понял, в чем заключаются мои наклонности. А возможно, он не хотел, чтобы я умер от голода. Но каким-то образом он знал, что ему нужно «наставить юношу при начале пути его».

Бог дает родителям не чистый лист, на котором нужно что-то написать, а загадки, которые нужно разгадать. Изучайте своих детей, пока можете. Величайший дар, который вы можете дать своим детям, — это не ваши богатства, а их собственные, которые вы поможете им отыскать.

ГЛАВА 15

НЕ СЧИТАЙТЕ СЕБЯ СЛИШКОМ ВЕЛИКИМ ДЛЯ МАЛЫХ ДЕЛ

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил...

1 Пет. 4:10

От вида, открывающегося с горы Хризолит в Колорадо, захватывает дыхание, в то время как после подъема на нее вы и так еле дышите. К востоку от вас вершины, укрытые снежной шалью, разделяют континент на западную и восточную части. Вы готовы поклясться, что, повернувшись на север, видите Монтану. Кружочки озер с ледяной водой, кишащих форелью, жемчужной нитью тянутся по долине, что расстилается под вашими ногами.

Летом каждый четверг порядка четырехсот ребят совершают подъем на гору, проходя почти четыре тысячи триста метров. Они приезжают сюда из разных уголков страны, чтобы провести неделю на ранчо Фронтир, в лагере «Молодая жизнь». Кто-то стремится сюда, чтобы сбежать от родителей или повидать старых друзей. Не пройдет и нескольких дней — каждый из них услышит об Иисусе. И все увидят Его дела с вершины горы Хризолит.

Они все заберутся на нее. Для этого несколько наставников из лагеря идут в хвосте группы. Они подгоняют и подбадривают ребят, чтобы каждый из них обязательно дошел до вершины. Я шел вместе с ними.

Один студент, чья «золотая точка», похоже, в значительной степени связана со сбором фактов, подсчитал количество шагов до вершины. Восемь тысяч. Где-то в районе четвертой тысячи Мэттью из Миннесоты1 решил бросить все, заявив, что слишком устал и не сможет больше сделать ни шагу.

Этот парень мне сразу понравился. Как, наверное, он понравился бы почти каждому. Веселый. С приятными манерами. И в данном случае — с ослиным упрямством повторявший, что дальше не сделает ни шагу. Он пропустил почти всех, за исключением наставников, вперед себя. «Я иду вниз», — заявил он. Наставник из «Молодой жизни» объяснил, что это означает: «Я не могу отпустить тебя вниз одного, дружище. Если ты идешь назад, мы все идем назад».

Маленькая группа, подразумевавшаяся под «нами», включала и меня, осознал я. Мне не хотелось идти назад. У меня было два варианта: либо не добраться до вершины, либо помочь Мэтту забраться на нее.

Я упрашивал, умолял его — и мы выработали план. Тридцать шагов, шестьдесят секунд отдыха. Мы ползли с такой скоростью на протяжении часа. Наконец мы остановились в трех сотнях метров от вершины. Однако на последнем участке тропа шла вверх так же круто, как пожарная лестница.

Мы серьезно взялись за дело. Двое парней ухватили его за руки, а я встал сзади. Я уперся обеими руками в филейную часть Мэтта и начал толкать. Мы практически приволокли его наверх.

И вот тогда мы услышали аплодисменты. Четыре сотни ребят на хребте горы Хризолит встретили Мэтта из Миннесоты стоя, аплодируя ему. Они шумели, кричали и хлопали его по спине.

Когда я рухнул на землю, чтобы отдохнуть, в голове у меня промелькнула мысль. «Вот он, Макс, — Мой замысел. Делайте все, что в ваших силах, чтобы помочь друг другу добраться до вершины». Была ли эта мысль послана Богом? Вполне похоже на то, что Он мог бы сказать.

В конце концов, так поступил Его Сын. Сам Иисус такими словами описывает Свою цель: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Божий рецепт исцеления от обыденности включает в себя немалую часть служения. Своевременное напоминание. Радуясь своей неповторимости, будьте осторожны. Не сосредотачивайтесь на занятиях, которые вы любите, настолько, чтобы забывать о том, что вам должно делать.

Смена подгузников в три часа утра вряд ли входит в описание «золотой точки» многих людей. В большинстве мемуаров мы не встретим слов об уборке в гараже как одной из сильных сторон человека. Возможно, посещение заболевшего соседа не является для вас естественным поступком, совершаемым непринужденно. Тем не менее, больным нужно ободрение, гаражи требуют уборки, а подгузники необходимо менять.

Миру нужны служители. Люди, подобные Иисусу, Который «...не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить...». Он предпочел отдаленный Назарет Иерусалиму, центру всеобщего внимания, плотницкую мастерскую отца — дворцу с мраморными колонами и три десятилетия безвестности — всеобщей популярности.

Иисус пришел, чтобы послужить. Он предпочел молитву сну, пустыню — Иордану, несдержанных апостолов — послушным ангелам. Если бы выбирать предстояло мне, я создал бы свою апостольскую команду из херувимов и серафимов, Гавриила и Михаила, которые видели своими глазами спасение у Чермного моря и сходящий с неба огонь на горе Кармил. Я выбрал бы ангелов.

Но не Иисус. Он избрал людей. Петра, Андрея, Иоанна и Матфея. Когда они испугались шторма, Он успокоил волны. Когда у них не было монетки, чтобы заплатить подать, Он дал им ее. И когда у них не было вина для свадебного пира или пищи, чтобы накормить множество людей, Он сотворил и то, и другое.

Он пришел, чтобы послужить.

Он позволил женщине из Самарии прервать Его отдых, женщине, взятой в прелюбодеянии, — прервать Его проповедь, женщине, страдающей от болезни, — нарушить Его планы и той, которая каялась, — помешать Ему есть.

Хотя ни один из апостолов не омыл Его ноги, Он омыл ноги им. Хотя никто из солдат, стоявших у подножия креста, не просил Его о помиловании, Он даровал его. И хотя Его последователи в четверг разбежались, как напуганные зайцы, в воскресенье утром Он пришел отыскать их. Воскресший Царь взошел на небеса только после того, как провел сорок дней со Своими друзьями — уча, ободряя и служа им.

Почему? Он за этим пришел. Чтобы послужить.

Иосиф Шулам, пастор из Иерусалима, рассказывает удивительную историю о человеке, поступившем подобно Иисусу. Сын одного раввина страдал серьезным душевным расстройством. Однажды мальчик вышел на задний двор, снял с себя всю одежду, присел на корточки и начал кулдыкать, как индейка. Он вел себя так не просто несколько часов или дней, а на протяжении недель. Никакие уговоры не могли разубедить его. Ни один психотерапевт не мог помочь ему.

Друг раввина, наблюдавший за мальчиком и разделявший скорбь его отца, предложил помочь. Он тоже отправился на задний двор и снял с себя одежду. Он присел на корточки рядом с мальчиком и начал кулдыкать. В течение нескольких дней ничего не происходило. Наконец друг раввина заговорил с мальчиком: «Как ты думаешь, ничего, если индюшки будут носить рубашки?» Подумав и покулдыкав какое-то время, сын раввина согласился. И вот они надели свои рубашки.

Несколько дней спустя друг раввина спросил мальчика, приемлемо ли для индеек носить брюки. Тот кивнул. Со временем друг раввина полностью одел мальчика. А еще какое-то время спустя ребенок вернулся к нормальной жизни2.

Н





Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 257; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8592 - | 8160 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.201.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.058 сек.