Понятийно-терминологическая игра по теме

«Культура, ее роль в развитии человека и общества»

Цель игры: Изучить ключевые понятия иважнейшие термины, рас­крывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и обще­ства.

Задачи игры:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2.Привить студентам навыки организации и проведения дискуссии
на основе метода действия малых групп.

3.Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятий­ного аппарата по темам учебного курса.

4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень
подготовки студентов по учебному курсу.

Организация игры: студенческая группа подразделяется на дискус­сионные подгруппы по пять - шесть человек в каждой, а затем выде­ленные подгруппы активно включаются в дискуссии. На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры;4) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; 7) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших терминов: система ценно­стей, народная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркультура, художественная куль­тура.

На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа по­лучает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и терми­нов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:

Культура - это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, ре­зультатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном раз­витии человека, в его духовном мире.

Духовная культура - это совокупность нематериальных ценностей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры - структурное воплоще­ние закономерностей строения, соотношения и взаимодействия основ­ных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры – совокупность изменений, трансформаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, методов, стилей, форм.

Типы культуры - обобщенное выражение наиболее распространен­ных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенностей ипризнаков, характеризующих определенную культуру и отличающих ее от других культур.

Функции культуры - значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общно­сти (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфере жизне­деятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры - высшее предназначение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формировании и раз­витии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одновременно процесс творения ценностей культуры созидательной деятельностью человека.

Система ценностей - совокупность социально одобряемых и раз­деляемых большинством людей представлений о том, что свято для че­ловека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, об­разцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и поведении лично­сти, социальной общности.

Задача каждой подгруппы в течение 10-15 минут усвоить новые понятая, выделив в них основные отличительные признаки.

Участники игры поочередно устраивают друг другу миниэкзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых по­нятий.

На третьем этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 ми­нут составляет связный текст (социологическая информация, сообще­ние, социальная характеристика изучаемого объекта и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:

· количество использованных понятий, вошедших в термино-карту;

· точность в употреблении понятий, количество правильно ис­пользованных понятий;

· занимательность текста и исполнительское мастерство прочте­ния.

Оценка производится по пятибалльной системе.

В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с выше­названными критериями доклад каждой подгруппы.

По итогам проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме занятий.


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: