Капитализм

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Большая часть всех наблюдаемых установлений, как в рамках институтов, так и в рамках союзов, возникла не на основе договоренности, а в результате насильственных действий. Люди и группы людей, способные по какой-либо причине влиять на общностные действия членов института или союза, направляют их в нужную им сторону, основываясь на «ожидании согласия». Шанс на то, что существует эмпирически значимое согласие, тем более вероятен, чем в большей степени можно рассчитывать на то, что повинующиеся повинуются по той причине, что они субъективно рассматривают власть господствующего индивида как легитимную. Господство покоится на согласии, признающем его легитимность, и является важнейшей основой едва ли не всей деятельности союзов.

Рационализация способа ведения хозяйства, управления. Наиболее чистый эмпир. образец целерац. действия — действие индивида в экономической сфере. Примеры: обмен товаров, конкурентная борьба на рынке или биржевая игра.

Понимание капитализма как «самого мощного фактора современности». Это неизбежное следствие истор. развития Европы. У Вебера истор. культурный, а не сугубо эконом.подход к интерпретации капитализма. Особое значение придается религии. Он впервые устанавливает связь между религией и экономикой: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий». Соц. анализ религии, воззрений,поведения религиозного привело к выявлению связей, взаимодействию религии с др. общ. институтами.

Согласно М. Веберу, капитализм как уникальный тип производственных, экономических и социальных отношений возникает в Европе в результате возникновения протестантизма. Лютеране и особенно кальвинисты того времени отрицают церковь и монашество, видят свой религиозный долг в выполнении профессиональных обязанностей, воспринимают профессию как Божественное призвание, видят в профессиональном успехе и финансовом благополучии символ предопределения к спасению, ведут аскетический образ жизни. Это порождает особый смысл, вкладываемый в работу, и особенные социальные отношения. Протестант-организатор производства ищет наиболее эффективные пути получения стабильной прибыли, которая вкладывается в дальнейшее развитие дела, а протестант-рабочий эффективно выполняет свои обязанности, и его можно стимулировать зарплатой, в отличие от католика, работующего столько и так, сколько и как требует традиция. Таким образом, протестантская этика лежит в основе возникновения особого «духа капитализма» и самого капитализма как целерациональной организации формально свободного труда. Эта теория М. Вебера принципиально противостоит марксистской теории возникновения капитализма на основе развития производительных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: