Темы лабораторных занятий – 40 часов

ПРОГРАММА

Курса «Медицинская биология с основами паразитологии»

ФФМ, 1 курс, 1 семестр.

Темы лекций – 20 часов

1. Предмет и задачи медицинской зоологии и паразитологии, основные понятия:

- краткая история паразитологии от античности до наших дней

- определения паразитизма Лейкарта и Догеля

- морфологические особенности экто- и эндопаразитов

- формы взаимоотношений организмов в природе (паройкия, синойкия, коменсализм, хищничество, паразитизм, мутуализм)

- таксономическое разнообразие паразитов.

- 2 часа.

2. Происхождение различных видов паразитизма:

- механические и специфические переносчики

- виды паразитизма: факультативный, облигатный, временный, постоянный, эктопаразитизм, эндопаразитизм, кровепаразитизм

- происхождение эктопаразитизма, эндопаразитизма, кровепаразитизма.

- 2 часа

3. Специфичность паразитов:

- строгая

- относительная

- причины и механизмы формирования

- 2 часа

4. Влияние паразита на организм хозяина

- механические воздествия

- отнятие пищи

- химические воздействия (специфические и неспецифические)

- воздествие на половую систему и гормональный статус организма хозяина

- 2 часа

5. Влияние хозяина на паразита:

- клеточные реакции

- тканевые реакции

- гуморальные реакции

- поведенческие реакции

- 2 часа

6. Понятие о гео- и биогельминтах, способах заражения, цикле развития, природном резервуаре и очаге. Смена хозяев: основные, промежуточные, главные, дополнительные и случайные хозяева. Типы жизненных циклов. Биологическое значение сложных жизненных циклов, сохранение во времени и пространстве.

- 2 часа

7. Системные представления о популяциях паразитов:

- экспоненциальный и логистический рост популяции, регулирующие факторы, основной коэффициент воспроизводства

- формирование популяций микропаразитов, передающихся прямым путем

- формирование популяций микропаразитов, передающихся переносчиками

- формирование популяций макропаразитов, передающихся прямым путем

- формирование популяций макропаразитов, передающихся промежуточными хозяевами.

- 4 часа

Темы лабораторных занятий – 40 часов

1. Тип Sarcomastigophora. Патогенные саркодовые и жгутиконосцы. Первичный амебный менингоэнцефалит, амебиаз, лейшманиозы, трипаносомозы, ламблиозы, трихомонозы.

Задание: изучить систематику типа, строение и жизненные циклы возбудителей перечисленных заболеваний; выполнить рисунки паразитов и жизненных циклов.

Оборудование: микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия.

– 6 часов.

2. Тип Apicomplexa. Патогенные и хозяйственно важные споровики. Малярия, токсоплазмоз, пневмоцистоз и др. Тип Infusoria. Экологическое значение, патогенные виды.

Задание: изучить систематику типа, строение и жизненные циклы возбудителей перечисленных заболеваний; выполнить рисунки паразитов и жизненных циклов.

Оборудование: микроскопы, постоянные препараты, культуры инфузорий, тараканы для вскрытия (хозяева грегарин), учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

- 2 часа.

3. Тип Poriphera: медицинское применение. Тип Coelenterata: особо ядовитые виды, опасные для человека. Тип Ctenophora: эвоюционное значение.

Задание: изучить систематику типов, строение представителей; выполнить рисунки внешнего и внутреннего строения.

Оборудование: бинокуляры, микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

– 2 часа.

4. Тип Plathelmintes.

- cравнительная характеристика классов ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей

- класс сосальщики: печеночный, кошачий, ланцетовидный, легочный и кровяной

- класс ленточные черви: вооруженный, невооруженный и карликовый цепни, лентец широкий, эхинококк, альвеококк.

Задание: изучить систематику типа, строение и жизненные циклы возбудителей перечисленных заболеваний; выполнить рисунки паразитов и жизненных циклов.

Оборудование: бинокуляры, микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

– 6 часов.

5. Тип Nemathelmintes. Прогрессивные и адаптивные черты организации круглых червей. Биология и жизненные циклы аскариды, острицы, власоглава, анкилостомы, некатора, угрицы кишечной, трихинеллы, ришты, филлярий.

Задание: изучить систематику типа, строение и жизненные циклы возбудителей перечисленных заболеваний; выполнить рисунки паразитов и жизненных циклов.

Оборудование: бинокуляры, микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

- 4 часа.

6. Тип Arthropoda. Классификация. Происхождение членистоногих и их сходство с кольчатыми червями (Тип Annelida. Классификация и практическое значение. Медицинская пиявка). Прогрессивныеи адаптивные черты организации членистоногих.

- Класс Ракообразные. Практическое и медицинское значение. Ракообразные - промежуточные хозяева паразитов.

- Класс Паукообразные. Практическое и медицинское значение. Опасные для человека виды.

- Клещи. Особенности строения и биологии. Акариформные клещи: чесоточный, железница, краснотелковые, амбарные.

- Паразитиформные клещи - переносчики возбудителей заболеваний человека. Вклад отечественных ученых в изучение клещевого энцефалита.

- Отряд Таракановые. Черный и коричневый таракан, значение их в распространении заболеваний.

- Отряд Клопы. Постельный клоп, триатомовые клопы. значение их в распространении заболеваний.

- Отряд Вши. Головная, платяная, лобковая. Заболевания, вызываемые вшами и пути заражения ими. Сыпной и возвратный тиф. Вклад отчественных и зарубежных ученых в изучение сыпного и возвратного тифов (Павловский, Мочутковский, Минх, Провачек, Риккетс). Профилактика заболеваний.

- Отряд Блохи. Особенности строения и биологии. Значение блох как специфических переносчиков чумы.

- Отряд Двукрылые. Мухи: комнатная, падальная, мясная, осенняя жигалка, вольфартова муха, муха це-це. Значение мух как возбудителей и переносчиков заболеваний человека.

- комары и особенности их биологии. Основные отличия малярийных комаров от немалярийных на различных стадиях онтогенеза - яйца, личинки, куколки, имаго. Комары - переносчики вирусных, бактериальных и паразитарных заболеваний.

- москиты, мошки, мокрецы, слепни - компоненты гнуса. Медицинское значение.

Задание: изучить систематику типа, строение и жизненные циклы перечисленных объектов; выполнить соответствующие рисунки.

Оборудование: бинокуляры, микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

- 12 часов

7. Тип Mollusca. Классификация. Опасные для человека виды. Моллюски – промежуточные хозяева паразитов. Тип Echinodermata. Классификация. Опасные для человека виды. Практическое значение.

Задание: изучить систематику типов, строение и жизненные циклы перечисленных объектов; выполнить соответствующие рисунки.

Оборудование: бинокуляры, микроскопы, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

– 4 часа.

8. Ядовитые позвоночные животные.

Задание: изучить систематику типов, строение объектов и механизмы введения ядов; выполнить соответствующие рисунки.

Оборудование: бинокуляры, постоянные препараты, учебные таблицы, мультимедийные пособия, видеофильмы.

4 часа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кеннеди К.Р. Экологическая паразитология. - М.: Мир, 1978. – 230 с.

2. Догель В.А. Курс общей паразитологии.- Л.: ГУПИ МПРСФСР, 1947. – 371 с.

3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных.- М., 1976.

4. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология.- М.: Мир, 1989.- 523 с.

5. Тарасов Медицинская энтомология

6. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология.- Киев: Вища школа, 1987.- 415 с.

7. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. В 2 т.- М.: Высшая школа, 1978.

8. Тропические болезни/ Под.ред. Е.П. Шуваловой.- М: Медицина, 1979.- 587 с.

9. Пигулевский С.В. Ядовитые животные.- Л.: Медицина, 1975.- 375 с.

10. Паразитарные болезни человека/ Под. ред. Е.А. Шабловской.- К.: Здоров’я, 1984.- 159 с.

11. Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. Ядовитые животные и растения СССР.- М.: Высшая школа, 1990.- 272 с.

12. Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б. Зоотоксинология. - М.: Высшая школа, 1990.- 312 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: