Калькулирование – это процесс определения затрат на единицу отдельного вида продукции, работ или услуг.
Группировка затрат по статьям калькуляции проводится по производственному признаку, т.е. в калькуляцию включаются прямые статьи расходов, а косвенные накладываются на них.
На автотранспорте принято калькулировать по трем планово-учетным единицам:
1) 1 т-км Тонна - километр, тоннокилометр или тонно - километр (обозначение т·км) — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах. Тонно - километры фиксируются в такой первичной документации, как путевой лист автомобиля.
С/с 1 тонно - километра равна = зп водителя на 1 тн-км + топливо на 1 тн-км + износ на 1 тн-км + прочие затраты (шины масла фильтры) на тн-км.
2) 1 км
3) 1 авто-час работы
Статьи затрат | Годовая сумма затрат, руб. | Себестоимость единицы | Структура себестоимости | |||
1 т-км | 1 км | 1 авт-ч | ||||
Зарплата – основная и дополн. С отчисления на соц. Нужды водителей и кондукторов | + | + | − | + | ||
Топливо для подвижного состава | + | + | + | − | ||
Смазочные материалы для ПС | + | + | + | − | ||
Затраты на ТО и ТР | + | + | + | − | ||
Затраты на восстановление износа и ремонт шин | + | + | + | − | ||
Амортизация подвижного состава | + | + | + | − | ||
Накладные расходы* | + | + | − | + | ||
Итого затрат | 100% |
*Накладные расходы – это административно-хозяйственные, общепроизводственные и непроизводственные расходы, отчисления и сборы (командировочные, канцелярские расходы, затраты на обязательное страхование имущества, медицинское страхование, проценты за краткосрочный кредит).
|
|
*Другое определение накладных расходов:
Классификация затрат:
I. по степени зависимости от объема работы (от пробега)
1) переменные 2-6
2) постоянные 7
3) условно-постоянные 1
II. По способу включения в себестоимость единицы работы.
1) прямые (можно рассчитать по нормам) – 1-6
2) косвенные – 7
III. по содержанию экономических элементов
1) простые – 1, 2, 3, 5. 6
2) сложные - два составляющих (комплексные) 4,7
Себестоимость единицы транспортной работы:
На 1т-км рассчитывают постоянные, переменные и условно-постоянные расходы.
С/с 1т-км = перем. + пост + усл-пост / грузооборот
С/с 1км = перем. + пост + усл-пост / пробег
С/с 1авт-ч = пост + усл-пост / авточасы работы
Структура себестоимости показывает процентное соотношение суммы затрат по каждой статье в общем объеме затрат (по годовым затратам).
Структура себестоимости рассчитывается для того, чтобы выяснить к какому виду производства относить данное предприятие (к материалоемкому, или трудоемкому), с тем, чтобы целенаправленно разработать мероприятия по снижению себестоимости.
|
|