Классификация и группировка затрат по статьям калькуляции

Калькулирование – это процесс определения затрат на единицу отдельного вида продукции, работ или услуг.

Группировка затрат по статьям калькуляции проводится по производственному признаку, т.е. в калькуляцию включаются прямые статьи расходов, а косвенные накладываются на них.

На автотранспорте принято калькулировать по трем планово-учетным единицам:

1) 1 т-км Тонна - километр, тоннокилометр или тонно - километр (обозначение т·км) — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах. Тонно - километры фиксируются в такой первичной документации, как путевой лист автомобиля.

С/с 1 тонно - километра равна = зп водителя на 1 тн-км + топливо на 1 тн-км + износ на 1 тн-км + прочие затраты (шины масла фильтры) на тн-км.

2) 1 км

3) 1 авто-час работы

  Статьи затрат Годовая сумма затрат, руб. Себестоимость единицы Структура себестоимости
1 т-км 1 км 1 авт-ч
  Зарплата – основная и дополн. С отчисления на соц. Нужды водителей и кондукторов + + +  
  Топливо для подвижного состава + + +  
  Смазочные материалы для ПС + + +  
  Затраты на ТО и ТР + + +  
  Затраты на восстановление износа и ремонт шин + + +  
  Амортизация подвижного состава + + +  
  Накладные расходы* + + +  
  Итого затрат 100%

*Накладные расходы – это административно-хозяйственные, общепроизводственные и непроизводственные расходы, отчисления и сборы (командировочные, канцелярские расходы, затраты на обязательное страхование имущества, медицинское страхование, проценты за краткосрочный кредит).

*Другое определение накладных расходов:

Классификация затрат:

I. по степени зависимости от объема работы (от пробега)

1) переменные 2-6

2) постоянные 7

3) условно-постоянные 1

II. По способу включения в себестоимость единицы работы.

1) прямые (можно рассчитать по нормам) – 1-6

2) косвенные – 7

III. по содержанию экономических элементов

1) простые – 1, 2, 3, 5. 6

2) сложные - два составляющих (комплексные) 4,7

Себестоимость единицы транспортной работы:

На 1т-км рассчитывают постоянные, переменные и условно-постоянные расходы.

С/с 1т-км = перем. + пост + усл-пост / грузооборот

С/с 1км = перем. + пост + усл-пост / пробег

С/с 1авт-ч = пост + усл-пост / авточасы работы

Структура себестоимости показывает процентное соотношение суммы затрат по каждой статье в общем объеме затрат (по годовым затратам).

Структура себестоимости рассчитывается для того, чтобы выяснить к какому виду производства относить данное предприятие (к материалоемкому, или трудоемкому), с тем, чтобы целенаправленно разработать мероприятия по снижению себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: