Текст опросника

Вместо многоточия в опросник вставляются слова, соответствующие названию той страны, где живет эмигрант.
1.Мне нравится … культура.
2.Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
3.По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был в России.
4.У меня есть близкие люди среди коренного населения.
5.У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
6.Я сам виноват в своих неудачах.
7.Я с удовольствием изучаю … язык.
8.Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
9.Я знаком с … законами.
10.На низкоквалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
11.Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой я работал в России.
12.Я смотрю… телевидение.
13.Материально обеспеченные люди добрее.
14.Я рассчитываю только на собственные силы.
15.Я провожу свое свободное время так, как мне хочется.
16.Мне достаточно того внимания и той заботы, которые мне уделяют.
17.У меня есть желание переехать в другую страну.
18.Я верю в будущее.
19.Я постоянно озабочен своим материальным положением.
20.Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
21.Здесь мне чего-то не хватает.
22.Здесь я работаю по желаемой специальности.
23.Я выбит из колеи.
24.В нашей семье много проблем.
25.Мне нравится здешняя природа.
26.Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
27.Люди часто разочаровывают меня.
28.Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
29.Я соблюдаю религиозные праздники.
30.Временами я не уважаю себя.
31.Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы работа была высокооплачиваемой.
32.В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
33.Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
34.Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
35.Мне не хочется, чтобы о моем положении знали в России.
36.Я хорошо себя чувствую среди местного населения.
37.Я не испытываю материальных затруднений.
38.Очень многие живут хуже, чем могли бы.
39.Лучше никому не доверять.
40.Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней несвободы.
41.У меня мало свободного времени.
42.Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
43.Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
44.Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
45.Мои ожидания с приездом оправдались.
46.Я против подачи милостыни.
47.Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
48.Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
49.Я редко устаю на работе.
50.Я безразличен к религии.
51.Я люблю вспоминать о прошлом.
52.Люди, как правило, нравятся мне.
53.Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в…
54.В России я был материально независим.
55.Религиозный человек более нравственный.
56.Будущее не зависит от меня.
57.Я охотно знакомлюсь с людьми.
58.Миром правит справедливость.
59.Я люблю праздники.
60.Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
61.Миллионеры в основном люди честные.
62.В … жили мои родственники до моего приезда.
63.Я деятелен, энергичен, инициативен.
64.Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
65.В России остались близкие мне люди.
66.Здесь я чувствую себя защищенным.
67.Я считаю, что мир должен быть без границ.
68.Временами я чувствую себя никому не нужным.
69.Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
70.Мне помогают мои близкие.
71.Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
72.При определенных обстоятельствах я готов вернуться обратно.
73.Я никогда не начинаю разговор первым.
74.Временами я скучаю по русской природе.
75.Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
76.Я делаю то, что мне нравится.
77.Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
78.Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с легкостью спрашиваю совета.
79.Я контролирую свое поведение в соответствии с нормами…
80.Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
81.Я интересуюсь событиями, происходящими в России.
82.У меня нет здесь близкого мне человека.
83.Я хотел бы сменить место работы.
84.Еще в России я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
85.Временами я думаю о моем приезде в Россию.
86.Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
87.Я думал, что здесь мне будет лучше.
88.Неудачники должны винить прежде всего себя.
89.Здесь я чувствую себя дома.
90.Меня не волнует, кто какой национальности.
91.Мои знания и опыт, привезенные из России, выше, чем приходится применять здесь.
92.Временами мне не хватает общения.
93.Мне нравится … телевидение.
94.Иногда мне нечем занять себя.
95.Язык этой страны станет для меня в будущем родным.
96.Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.

КРАТКИЙ
ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ТЕСТ
(КОТ)
(В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)

ОПИСАНИЕ
Краткий ориентировочный тест Бузина-Вандерлика зарекомендовал себя как качественный и надежный экспресс-метод изучения общих способностей. Тест направлен на определение интегрального показателя общих умственных способностей.
Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками — быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.
Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ — 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).
Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих сторон интеллекта:
— Способности обобщения и анализа материала.
— Гибкость мышления.
— Инертность мышления.
— Эмоциональные компоненты мышления.
— Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
— Употребление языка, грамотность.
— Выбор оптимальной стратегии.
— Пространственное воображение.
Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, милиции, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.
Методика может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
• Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
• Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
• Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.

Тест имеет единственный интегральный показатель (Ип) — число правильно решенных задач. Ип имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно — не верно». Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.
Тест можно использовать только 1 раз.

ОБРАБОТКА
Интегральный показатель общих умственных способностей ( Ип ) подсчитывают по количеству правильно решенных задач.
Верные ответы представлены в следующей таблице.

№ Задания Ключ № Задания Ключ № Задания Ключ № Задания Ключ
1.   14.   27.   40. 1/8
2.   15. 0,31 28.   41.  
3.   16. НИ 29. 2-13 42.  
4. ДА 17.   30.   43.  
5.   18.   31.   44.  
6.   19.   32. 1,2,4 45. 1/10
7.   20. Н 33.   46.  
8.   21. 3,5 34.   47. 4.5
9.   22.   35.   48.  
10.   23.   36.   49.  
11.   24.   37. 4,8 50.  
12. 2,7 (270) 25. 1500 (15) 38.      
13.   26.   39.      

Способность к обобщению и анализу информации:
1(3), 2(3), 3(3), 4(1), 5(4), 6(2), 7(4), 8(1), 9(5), 20(2), 21(3, 5), 22(1,3), 23(2), 26(1), 30(3), 34(3), 36(1), 40(8), 43(1), 45(1.0), 47(4,5),48(1)
Отсуствие эмоциональной деструкции:
10(40), 12(1260), 18(4), 24(1), 25(15), 27(1), 31(150), 33(12), 37(480), 39(20), 42(14), 44(80), 46(28), 50(17)
Гибкость мыслительных процессов:
11(3), 19(3), 28(1), 35(1), 38(1), 41(3)
Способность к концентрации внимания:
13(4)
Способность к обобщению и анализу:
14(3), 15(5), 16(4)
Способность к пространственному мышлению:
17(4), 29(5), 32(1, 2, 3), 49(3)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Величина показателя Ип уровень общих умственных способностей:
13 и меньше — низкий
14-18 — ниже среднего
19-24 — средний
25-29 — выше среднего
30 и больше — высокий
Чем выше вы получили оценку по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.
Если полученная оценка составляет 24 балла и более, то уровень ваших интеллектуальных способностей позволяет Вам хоть сейчас приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень Вашего интеллектуального развития достаточен для того, чтобы Вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого класса.
Если же ваша оценка превосходит 30 баллов, то Вы можете гордиться своими результатами. Мало кто из людей достигает такого высокого уровня развития интеллектуальных способностей.
Менее 16 баллов низкая оценка. Низкий результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкции. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту ни в коей мере не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности.
Если вы получили недостаточно высокую оценку по данному тесту интеллекта, можно предположить, что вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:
1. Недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах.
2. Недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения.
3. Недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью.
4. Недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.
Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности — это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, владение геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Эти качества важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если вы обладаете этими качествами не в должной мере, то вам, может быть, трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений! организация работы других людей, управление, планирование.
Однако в ваших силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей — это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности — это не только условия обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умения и навыков познавательной деятельности, которые сформированы у вас на сегодняшний день.
Только тестирование с помощью других методов, может дать и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Или недостаточно высокая оценка по данному тесту говорит о том, что вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса.

Согласно данным, полученным Е.В.Щербаковой при стандартизации данного теста на юношах и девушках 16 лет, средний результат по этому тесту (как для юношей, так и для девушек) находится в пределах от 14 до 26 баллов. Если показатель испытуемого выше 26 баллов, то можно говорить о том, что его интеллектуальные способности выше среднего. Если он ниже 14 баллов — то ниже среднего (подробнее см. ЗДЕСЬ). Выводы относительно уровня интеллектуальных способностей надо делать с известной степенью осторожности. Прежде всего надо попытаться объяснить, в силу каких причин испытуемый получил тот или иной результат.
Во-первых, информативным является сопоставление результата испытуемого за 15 минут работы с числом, решенных без ограничения времени. Если тут имеются значительные расхождения, то их необходимо объяснить. Например, на результаты могли повлиять какие либо внешние обстоятельства (отвлекающие факторы). Это могут быть также внутренние факторы, такие как “скоростные” особенности нервной системы. Грубо говоря, флегматик думает медленнее, чем сангвиник, но это не означает, что его интеллект в целом ниже.
Во-вторых, нужно обратить внимание на то, в каком порядке испытуемый решает задания. Старается ли он решить их строго по порядку, или же действует избирательно? Это указывает на стратегию решения заданий теста. Так, одни испытуемые, зная сильные и слабые стороны своего ума, выбирают только те задания, которые они могут решить успешно, пропуская при этом более трудные для себя. Другие же решают все подряд, совершенно не учитывая при этом своих возможностей. В этом случае человек тратит больше времени упорно стремясь решить задание во что бы это ни стало, заранее обрекая себя на низкий балл. Этот анализ позволяет судить о двух важных сторонах интеллектуальной деятельности человека: гибкости ума (способности быстро переключаться с одной задачи на другую, учитывая общую цель — набрать большее количество баллов) и осведомленности о достоинствах и недостатках своего ума.

Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.
Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.
Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).
Инертность мышления и переключаемость - это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.
Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).
Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.
Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: