Навмахии – так назывались инсценировки морского боя в исполнении гладиаторов

«Потешный» бой пришелся по вкусу: греческое слово «навмахия» сразу же прочно вошло в зрелищный лексикон римлян. Впоследствии навмахиями стали называть и сами здания, окружавшие водоемы для сражений; корабельные же гладиаторы получили прозвище навмахиариев.

Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.

В дальнейшем навмахии устраивались в Риме Нероном, Титом, Домицианом и, наконец, Филиппом I, причем каждый из императоров измысливал что-нибудь новое, пытаясь затмить своих предшественников. Так, в водоеме, выкопанном по приказанию Нерона, перед началом сражения зрителям показывались чудовищные рыбы, откуда-то завезенные в Рим, а после боя устраивались пиры на плотах или же водоем осушался для гладиаторских боев. Во время стодневных игр в честь открытия амфитеатра Флавиев (Колизея) Тит тоже устраивал корабельные сражения на его арене. Затем арена сплошь покрывалась плотами, на которых происходили бои гладиаторов, звериные травли и даже бега на колесницах. Домициан выстроил новое здание — навмахию лишь потому, что арена амфитеатра показалась ему недостаточной. «Широта натуры» этого императора ярко проявилась во время случившейся однажды сильной грозы: зрителям запретили удаляться с навмахии, и многие из них, промокнув до нитки, заболели и умерли.

Таковы были римские навмахии, воспроизводившие наиболее известные морские сражения древности. Правдоподобие в подражании заходило здесь так далеко, что на потеху толпы не только потоплялись настоящие корабли, но и беспощадно избивались их экипажи. Правда, сражения на судах устраивались значительно реже, чем, например, состязания на колесницах в цирках; но это объясняется отнюдь не гуманностью устроителей навмахии, а тем, что снаряжение военных кораблей требовало громадных денежных затрат — даже по сравнению с упомянутыми состязаниями, обходившимися очень дорого.

Так в историю Древнего Рима наряду с боями гладиаторов и бестариев- звероборцев была вписана еще одна страница кровавой политики «хлеба и зрелищ».

Римские празднества, театрализованные представления и зрелища времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого общества, распада рабовладельческого строя. Рассмотренная эволюция празднеств, представлений и зрелищ является ярким свидетельством того, как поощряемые и направляемые государством в определенную сторону празднества и представления в Древнем Риме исторически сыграли роль, противоположную той, которую они играли в Греции в период расцвета рабовладельческой демократии. Эта эволюция наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только "смягчать нравы" и способствовать воспитанию граждан, но, напротив, они могут стать одной из причин одичания людей в масштабах государств, наций и целых цивилизаций.

Поэтому сегодня это зрелище в чистом виде не существует, а вот технология широко используется в индустрии массовых праздников и развлечений. Это ландшафтное решение парков, усадеб - искусственные водоёмы. Это ледовые арены. Это крытые бассейны. Это «Цирк на воде». Это шоу-программы, связанные с возможностью задействовать все водные ресурсы в пространстве водной арены. Это водные аттракционы, развлекательные центры на воде. Мюзиклы, спектакли, фестивали. Это театрализованные представления, аттракционы, компьютерные игры, настольные игры, интерактивные игры, связанные темой: «Морской бой».

Зрелище остаётся зрелищем, что позволяет сформировать оптимистический настрой, способствует развитию, воспитанию и образованию (в частности благодаря тенденции обучение через развлечение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: