Каковы же перспективы развития христианства, перед которым стоят только что перечисленные проблемы? В истории Церкви были периоды, когда казалось, что трудности и противники веры неизбежно возьмут верх, однако Церковь находила силы одерживать победу и над еретичеством ариан, и над языческим нашествием варваров 375–500 годов, и над исламом в VII–VIII веках.
2.1. Пробуждения и евангелизм
Постоянные пробуждения в Атлантической цивилизации во времена кризисов обновляли Церковь и помогали ей служить «своему поколению». Хотя в наше время не наблюдается пробуждений, подобных Великим пробуждениям на континенте, в Англии, в Америке мы видим много признаков того, что силы пробуждения действуют. Билли Грейм лично по радио, по телевидению свидетельствовал о Благой Вести большему количеству людей, чем кто-либо иной за всю историю. Набирает силу благовестие среди молодежи, призывающее ее к миссионерству, а также благовестие среди узких групп людей. Предпринимаются попытки развивать благовестие в основных деноминациях, несмотря на их лечение социальным Евангелием.
|
|
2.2. Возрождение библейского богословия
Возрождение интереса к библейскому богословию – чему в либеральных Церквах до некоторой степени содействовал Карл Барт – вселяет чувство уверенности. Все больше внимания уделяется изучению Библии в колледжах и семинариях. Тем самым улучшится обучение в Церквах, которое будет опираться на здравое библейское богословие, призывающее к благовестию и эффективной социальной деятельности.
2.3. Экуменическое движение
Можно удивляться, что экуменическое движение в лице Всемирного совета Церквей занимается чем угодно, но только не созданием единой церковной организации, однако евангельские христиане всего мира уже начинают осознавать свою общность в единственно истинном экуменическом и интернациональном организме – Церкви как Теле Христа. Всякое здравое экуменическое движение должно зиждиться на единстве духа, основанном на авторитете Библии, Слова Божьего, и на признании Христа единственным Спасителем от греха. А единство духа в свою очередь может выражаться в создании организации, которая служит интересам разных Церквей.
2.4. Миссии
Несмотря на то что приблизительно две трети населения земного шара живет в закрытых для благовестия государствах, в мире открываются большие просторы для миссионерской деятельности. Сорок миллионов китайцев, рассеянных по планете, привлекли внимание миссионеров, высланных из Китая в 1949 году, и многие из этих китайцев сейчас, обратившись, сами занимаются благовестием. Вдобавок в Китае были отменены некоторые ограничения религиозной деятельности. Вдохновляют победы христианства в Азии, Африке, Южной Америке.
|
|
Церковь с готовностью признает и приспосабливает к своим нуждам новые виды благовествования. Для возвещения Христа используются радио, телевидение, богословские курсы, фильмы. Самолеты дают возможность быстро попасть в любой конец земли, избавив миссионеров от необходимости тратить время на долгие, суровые путешествия к месту служения. Медицинское обслуживание, программы развития, образования, сельского хозяйства и многое другое не только открывают путь для свидетельства о Спасителе Христе, но и улучшают условия жизни.
Человек, имеющий представление о том, какое влияние оказывала преобразующая сила Евангелия в течение многовековой истории христианства на жизнь людей и целых наций, увидит в перечисленных проблемах лишь очередной выход Духу Святому, Которому предстоит совершить работу обновления. Такой человек полагается на Бога как на провиденциальную Опору вселенной и Искупителя через служение Иисуса Христа на Кресте. Он знает, что история и время ее завершения находится во власти Христа как Повелителя истории и Церковь, смиренно доверяющая своему воскресшему Господу, примет вызов настоящего так же уверенно, как делала это в прошлом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4
ВВЕДЕНИЕ. 5
ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ (5 год до Р.Х. – 590 год) 12
ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕРКВИ (590–1517 годы) 12
ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ ПОСЛЕ 1517 ГОДА. 13
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. 14
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 17
Раздел I. 18
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ДО 100 ГОДА. 18
Глава 1 ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ. 18
Глава 2 НА СЕМ КАМНЕ. 23
Глава 3 ВО-ПЕРВЫХ, ИУДЕЮ... 29
Глава 4... ПОТОМ И ЕЛЛИНУ. 32
Глава 5 КНИГИ И СВИТКИ. 37
АПОСТОЛЬСКИЕ УЧЕНИКИ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ. 38
Глава 6 С ЕПИСКОПАМИ И ДИАКОНАМИ. 42
Раздел II. 47
БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ЗА ВЫЖИВАНИЕ (100–313 годы) 47
Глава 7 ХРИСТОС ИЛИ КЕСАРЬ? 47
Глава 8 БАСНИ ИЛИ ЗДРАВОЕ УЧЕНИЕ? 52
Глава 9 ПОДВИЗАЯСЬ ЕДИНОДУШНО ЗА ВЕРУ. 57
Глава 10 КАНОНИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ. 64
Раздел III 68
ВОЗВЫШЕНИЕ РАННЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ЦЕРКВИ
(313–590 ГОДЫ) 68
Глава 11 ЦЕРКОВЬ СТАЛКИВАЕТСЯ С ИМПЕРИЕЙ И С ВАРВАРАМИ. 68
Глава 12 ПРИМИРЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРАБОТКА
СИМВОЛА ВЕРЫ. 72
Глава 13 ЗОЛОТОЙ ВЕК ОТЦОВ ЦЕРКВИ. 77
Глава 14 ХРИСТИАНСТВО В МОНАСТЫРЯХ. 83
Глава 15 ИЗМЕНЕНИЯ В ИЕРАРХИИ И ЛИТУРГИИ. 87
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 91
Раздел I. 92
ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ И ЛАТИНСКО-ТЕВТОНСКОЕ
ХРИСТИАНСТВО (590–800) 92
Глава 16 ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ. 92
Глава 17 НЕУДАЧИ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ. 95
Глава 18 ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ. 100
Раздел II. 105
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ (800–1054) 105
Глава 19 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. 105
Глава 20 ПРОБУЖДЕНИЕ И РАСКОЛ В ЦЕРКВИ. 109
Раздел III. 115
ПРЕВОСХОДСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. 115
Глава 21 ЗЕНИТ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. 115
Глава 22 КРЕСТОНОСЦЫ И РЕФОРМАТОРЫ. 121
Глава 23 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПОКЛОНЕНИЕ. 129
Раздел IV. 138
ЗАКАТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЗАРЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 138
Глава 24 ПОПЫТКИ ВНУТРЕННЕЙ РЕФОРМЫ. 138
Глава 25 ВНЕШНЯЯ ОППОЗИЦИЯ ПАПСТВУ. 146
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. 153
Раздел I. 154
РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ (1517–1648) 154
Глава 26. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ. 154
Глава 27. ЛЮТЕР И РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 162
Глава 28. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. 170
Глава 29. РЕФОРМАТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШВЕЙЦАРИИ. 178
Глава 30. РЕФОРМАЦИЯ И ПУРИТАНТИЗМ В АНГЛИИ. 186
Глава 31. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И ИТОГИ РЕФОРМАЦИИ. 196
Раздел II. 205
РАЦИОНАЛИЗМ, ПРОБУЖДЕНИЯ И ДЕНОМИНАЦИИ (1648–1789) 205
Глава 32. ХРИСТИАНСТВО В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ. 205
Глава 33. РАЦИОНАЛИЗМ, ПРОБУЖДЕНИЯ И КАТОЛИЧЕСТВО. 214
Раздел III. 224
РЕВИВАЛИЗМ, МИССИИ И МОДЕРНИЗМ (1789–1914) 224
Глава 34. ПОБЕДЫ И ПРОБЛЕМЫ КАТОЛИЧЕСТВА (1789–1914) 224
Глава 35. РЕЛИГИЯ И РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕ. 228
|
|
Глава 36. ПРОТИВНИКИ ВЕРЫ. 236
Глава 37. АМЕРИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭРУ. 241
Раздел IV. 249
НАПРЯЖЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ОБЩЕСТВОМ ПОСЛЕ 1914 ГОДА. 249
Глава 38. ЦЕРКОВЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. 249
Глава 39. ИЗМЕНЕНИЯ В БОГОСЛОВИИ И СТРУКТУРЕ. 256
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. 277
* Тем самым предполагалось, что Бог Отец в модусе Хрисга испытывал крестные страдания. Вследствие этого возникло еще одно название монархиан – патрипассиане («отец»+«страдания»).
* Никейский (325) – разрешить арианские разногласия. Константинопольский (381) –провозгласить личность Духа Святого и человеко-воплощение Христа, Ефесский (431) –подчеркнуть единство ипостаси Христа, Халкидонский (451) – определить отношения между двумя естествами Христа, Константинопольский (553) – борьба с монофизитами, Константинопольский (680) – осудить монофелитов, Никейский (787) – разрешить иконоборческие разногласия.
* Тем самым в противовес трэду цианизму развивается учение креацианизма (лат. creatio – «творить», aniraa – «душа»).
* Обе Церкви хотели называться вселенскими (в греческом произношении «кафолическими»), но когда за Римской Церковью утвердилась название «католическая», Восточная Церковь стала называться «православной», правоверной (лат. «ортодоксальной»)
* Консубстанциация («восуществление») – присутствие Тела и Крови Христа в хлебеи винебез всякого субстанциального изменения. Католическое пресуществление (транссубстанциация) означает, что субстанция хлеба и вина становится Телом и Кровью, тогда какакциденция (внешняясторона) остается без изменений, в результате чего вкус хлеба и вина не изменяется. – Примеч. пер.