Положение Духовного Учителя

Обусловленное живое существо скитается по всей вселенной, переселяясь из одного тело в другое в 8,400,000 формах жизни. Иногда оно поднимается на райские планеты, а иногда опускается на адские или в животные формы. Рождение в человеческом теле предоставляет уникальную возможность начать духовную практику и вернуться назад домой к Богу. Для того, чтобы обеспечить эту возможность, Господь проявляет Себя в форме Духовного Учителя.

Изначальным Духовным Учителем является Сам Кришна, ибо это Его изначальное желание – обучить обусловленые дживы преданному служению и вернуть их назад в духовный мир. С другой стороны, поскольку духовный учитель учит преданному служению Кришне, он должен показывать это собственным примером. Такое двоякое положение занимает Господь Баларама. Он – Сам Кришна, но, будучи Его первой экспансией (пракаша-виграха), занимает положение Его слуги. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги. В Шри Чайтанья-чаритамрите описывается огромное желание Господа Баларамы служить Кришне. В Рама-лиле, как Лакшману, Ему пришось в конце концов расстаться с Господом. В Кришна-лиле, будучи старшим братом Кришны, Ему частенько приходилось принимать служение от Кришны, нежели чем служить Ему. Поэтому «отвести душу» Господь Баларама смог лишь в Гаура-лиле, где как Господь Нитьянянда Он смог забыть о Своем верховном положении, и полностью отдаться служению Господу Чайтанье. Поэтому, еще более точно, изначальным Духовным Учителем называют Господа Нитьянанду.

В этом суть гуру-таттвы или пололжения Духовного Учителя: с одной стороны он является уполномоченым представителем Верховной Личности Бога, и с другой стороны, сам по себе он является близким спутником Господа. Отсюда следует, что никто не должен считать гуру обыкновеным человеком. Гуру-шакти или способность действовать в роли духовного учителя – это энергия, которая исходит непосредственно от Самого Кришны, и Он проявляет ее через Своего чистого преданного. Таким образом невозможно стать или быть гуру по своей собственной инициативе. Нужно быть уполномоченным Кришной, став таким образом инструментом в Его руках.

Служение духовного учителя уникально. Его работа – представлять Кришну и принимать служение от Его имени. Это невероятно сложно, поскольку по своей природе живое существо не является наслаждающимся. Каждый на своем опыте знает, что ни один человек не может должным образом ответить на нашу любовь. Одна преданная рассказывала, каким портрясением для нее было, когда однажды, будучи маленькой девочкой, она набрала букет полевых цветов и принесла его маме, которая, будучи занятая домашними делами, небрежно выбросила его в мусорное ведро. Духовный учитель же отвечает взаимной любовью на любое служение своего ученика, даже если ему лично оно приносит одни лишь беспокойства. Это невообразимая аскеза, которую возмжно совершать лишь по приказанию своего духовного учителя и из любви к нему.

Другая сложность заключается в том, что принимая поклонение от своих учеников, духовный учитель должен без остатка направлять его Кришне. Он не имеет права ни капли оставить себе, если это происходит, то он падает со своего положения. Таким образом совершать служение духовного учителя можно лишь, будучи утвержденным в беспримесном преданном служении Господу, когда никакие материальные объекты – ни грубые, не тонкие – совершено не привлекают, и преданный принимает их лишь для служения Кришне.

Функция духовного учителя – обучать науке и искусству преданного служения – личным примером и своими наставлениями. Поэтому гуру называют ачарьей, или тем, кто учит своим примером, а также представителем Вьясадевы, поскольку Шрила Вьясадева является воплощением Господа, открывшим миру Ведическую мудрость. С какой-то точки зрения, быть духовным учителем очень просто, так как его роль – это роль почтальона, который просто должен передать послание Кришны таким, как оно есть, не изменяя и не добавляя ничего. Но в этом то и заключается вся сложность, потому что все мы попали в материальный мир именно потому что начали примешивать к желаниям Кришны свои отдельные желания. Таким образом мы опять получаем, что для того, чтобы играть роль гуру необходимо быть утвержденным в беспримесном преданном служении.

Взаимоотношеиня между учеником и гуру, ибо вечны взаимоотношения между живым существом и Кришной, а гуру в данном случае представляет Кришну. Если ученик в течение одной жизни не завершает процесса преданного служения, то в следующем рождении его взаимоотношения с Кришной, и, стало быть, с гуру продолжают развиваться с той точки, на которой они остановились в прошлой жизни. В этом новом рождении он также примет духовного учителя. И это может быть или тот же преданный, что и в прошлом рождении, а может и другой, но это не имеет значения, так как гуру-шакти нисходит непосредственно от Кришны, и она неизменна.

Ьолее того, отношения с духовным учителем продолжаются и в духовном мире, когда мы достигаем совершенства в преданном служении. Тогда мы увидим, что духовный учитель является одним из близких спутников Господа на Голоке-Вриндаване, и будем совершать свое изначальное служение под его руковосдтстом. В Джайва-дхарме Шрилы Бхактивинода Тхакура, мы находим историю о двух преданных, которые обрели знание о своих вечных взаимоотношениях с Кришной, занимаясь практикой садхана-бхакти под руководством своего возвышенног духовного учителя, одного из бабаджи Навадвипы. В этот момент, находясь в сакхъя-расе, один из них увидел в своем Гуру Махарадже Субала, одного из пастушков друзей Кришны, а другой, находясь в мадхурья-расе, увидел в нем же Шримати Лалиту-деви – вечную подругу Шримати Радхарани.

Принцип ученической преемственности.

Одно из важных качеств духовного учителя заключается в том, что он сам должен быть преданным слугой своего гуру. В действительности, проповедовать послание Кришны, и, в частности, на каком-то этапе принимать учеников – это то, как мы можем в какой-то мере отплатить долг перед своим духовным учителем за тот бесценный дар сознания Кришны, который он нам дает. Кришна дает это понимание со временем. Именно это является основным фактором, который побуждает преданного брать на себя обязанности гуру.

Гуру духовного учителя именуется парам-гуру. У него, в свою очередь, также есть свой духовный учитель, и так образуется целая цепь, или скорее дерево ученической преемственности (парампары), корнем которого является Сам Кришна. (В отличие от материальных деревьев, это дерево растет «вверх-ногами» или «вверх-корнями») Таким образом духовное знание нисходит непосредственно от Кришны и передается сверху вниз. Духовные учителя обладают необходимой реализацией, чтобы объяснять послание Господа в соответствии с местом, временем и личностью ученика. Это позволяет передавать плод Ведического знания в целости и сохранности. Шрила Прабхупада приводит аналогию, что если спелый плод сбросить с верхушки дерева, он разобьется. Но если плод будут бережно передавать из рук в руки люди, сидящие на разных его ветвях, то он достигнет поверхности земли целым и невредимым.

Иногда, под влиянием стихий материальной природы, та или иная цепь ученической преемственности прерывается, и тогда Кришна нисходит Сам или посылает Своих уполномоченных представителей, чтобы возобновить ее. Так, например, произошло пять тысяч лет назад, когда парампара, по которой передавалось знание Бхагавад-гиты среди царских династий, оказалась прерванной. Тогда Кришна лично вынужден был еще раз поведать Бхагавад-гиту Арджуне на поле битвы Курукшетра.

Наиболее мощные ветви дерева ученической преемственности называют сампрадаями. Изначально существуют четыре основные сампрадаи, берущие начало непосредственно от Кришны: Брахма, Шри (Лакшми), Рудра (Шива) и Кумара-сампрадаи. В сравнительно недавнее время (800-1000 лет назад) великими ачарьями, записавшими на общее благо учения этих сампрадай, стали соответственно Мадхва, Рамануджа, Вишнусвами и Нимбарка. В Писаниях утверждается, что знание или мантра, которые не получены в одной из этих авторитетных сампрадай, не имеют духовной силы. Здесь необходимо заметить, что главным фактором принадлежности к сампрадайе или цепи ученической преемственности является не столько дикша, или формальное посвящение, сколько шикша, или учение сампрадайи. Как правило, они совпадают, хотя иногда встречаются исключения.

Но даже в этом случае, духовное знание должно быть получено от живого, присутствующего в теле, гуру. Никто не может утверждать, что является учеником, например, Мадхвачарьи непосредственно. Даже Сам Господь Кришна, Господь Рамачандра и Господь Чайтанья и Их вечные спутники, принимали прибежище лотосных стоп духовного учителя. Суть преданного служения – в личностных взаимоотношениях, основанных на чистой любви и преданности. Поэтому до тех пор, пока мы находимся в этом мире, мы занимаем свое сердце служением святым именам Радхи и Кришны под руководством духовного учителя, а свое тело и чувства – личному служению этому возвышенному преданному и его миссии распространения славы святого имени по всему миру, миссии, которая передается по цепи ученической преемственности. Отклонение от этого принципа означает выход за границы царства чистого преданного служения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: