Основанием для внутреннего управления Русской Церкви со времени её образования служил Номоканон (книга церковных правил), несомненно существовавший у нас в славянском переводе (т.е. Кормчая), потому что из него делали заимствования в свои уставы наши князья, его правила часто цитировали в своих сочинениях русские авторы, например, преподобный Феодосии и Кирик. Инок XVII века Зиновий Отенский сам видел два списка Кормчей времен князей Ярослава и Изяслава.
В своих постановлениях пастыри применяли законы Кормчей к потребностям русской жизни. Так, например, явилось «Церковное правило митрополита Иоанна II» в ответ на вопросы некоего черноризца. Оно с XIII века постоянно вносилось в наши Кормчии. В нем содержатся постановления относительно:
1) веры — против остатков язычества, общения с иноверцами в пище и посредством брака, против продажи христиан в рабство неверным и отступления от Церкви;
2) семейной жизни — против сожития с женой без благословения Церкви и против незаконных браков;
3) церковного благочестия — о почитавши святынь, соблюдении постов, неядении удавленины и мертвечины, о “бесовских песнях” и пирах по монастырям;
4) иерархии — об отношении епископов к митрополиту, о епархиальном управлении; против пьянства и бесчиния иереев и монахов.
Вместе с правилом Иоанна в русские Кормчии с XIII века постоянно вносилось другое замечательное сочинение — «Вопросы Кирика» (новгородского иеродиакона) и ответы на них епископов и других духовных лиц. Они живо изображают дух того времени, церковные обычаи, остатки язычества, характер современной им религиозности и состояние нравов в духовенстве и народе.