Ересь стригольников

Чрезмерное развитие обрядового благочестия вызывало обличения со стороны церковных учителей, но этими обличениями дело не ограничилось: крайность обрядового направления вызвала другую крайность — отрицание обрядов, обнаружившее себя во Пскове в ереси стригольников.

Вождями этой ереси в 70-х годах XIV столетия явились дьяконы Никита и Карп стригольник.

Еретики отрицались от пастырей Церкви, как от незаконных, поставленных за мзду. Затем, переходя к разбору их жизни, находили, что архиереи и монахи собирают себе много имения, а белое духовенство берет поборы с живых и мертвых и дурно живёт. Отсюда они выводили, что не нужно принимать ни учения, ни священнодействий от таких пастырей, что все священнодействия их недействительны, потому не нужно принимать от них ни Крещения, ни Покаяния, ни Евхаристии, ни петь с ними над умершими, ни делать за них приношений.

Отвергнув иерархию, еретики, естественно, должны были право учительства присвоить мирянам, а священнодействия по возможности вовсе устранить. “ Каяться, — говорили они, — можно и без священников, припадая к земле, Евхаристию нужно понимать в духовном смысле, другие таинства и обряды не нужны ”. Некоторые доходили до отрицания соборов, евангельских и апостольских Писаний, другие отвергали даже воскресение мертвых. В сфере нравственности они все одинаково придерживались идей аскетических, отличались строгостью жизни и постничеством. Как и следовало ожидать, такая рационалистическая ересь распространилась главным образом между людьми образованными, книжными. Из Пскова она перешла в Новгород, где тоже нашла себе удобную почву: перешли сюда и сами Карп и Никита.

В 1375 году новгородский владыка отлучил их от Церкви, а народ схватил и бросил в реку Волхов. Смерть главных еретиков, однако, не ослабила самой ереси. В 1381 году о ней услышал патриарх Нил и написал в Новгород и Псков две увещательные грамоты. Его преемник Антоний прислал ещё новую грамоту с подробным опровержением ереси. Митрополит Фотий тоже написал три послания против еретиков. Псковичи возревновали о Православии, посадили еретиков в тюрьму, некоторых казнили. Хваля их за ревность, митрополит Фотий, однако, укорил их за смертные казни еретиков. После 1427 года, когда написано последнее послание Фотия, о стригольниках больше не слышно, но движение, возбуждённое ими, не исчезало и после вскрылось в другой опасной ереси — жидовствуищих.


Глава IV


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: