Традиции отечества

ИСТОКИ

Программа для начальной школы

(1 – 4-й классы)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»

Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1):

1. Мир. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

«ИСТОКИ» Схема 1

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

14 классы

Класс

АЗБУКА ИСТОКОВ

«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

МИР СЛОВО ОБРАЗ КНИГА
* Родители * Слово * Родник * Книга
* Мир и лад * Золотое сердечко * Образ Родины * Книга книг
* Истоки и школа * Доброе слово * Образ защитника * Живое слово книги
* Дар * Честное слово Отечества * Первая книга
* Истоки и радуга * Слово о родителях * Образ праздника * Мир книги
* Сказки А.С. Пушкина * Святое слово    
* Родной край * Жизнь    
* Щит и герб      
* Илья Муромец      
       

Класс

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ

  РОДНОЙ ОЧАГ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ  
  * Имя * Нива и поле  
  * Семья * Лес  
  * Род * Река  
  * Дом * Море-океан  
  * Деревня * Путь-дорога  
  * Город    
       
  ТРУД ЗЕМНОЙ ТРУД ДУШИ  
  * Сев и жатва * Слово  
  * Братья меньшие * Сказка  
  * Ткачихи-рукодельницы * Песня  
  * Мастера-плотники * Праздник  
  * Кузнецы-умельцы * Книга  
  * Ярмарка * Икона  
    * Храм  

3 класс Схема 1

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ

ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ СОФИЯ
* Вера * Надежда * Любовь * Ум да разум
* Верность * Согласие * Милосердие * Истина
* Правда * Терпение * Доброта * Знания и мудрость
* Честь * Послушание * Раскаяние * Вера, Надежда
      и Любовь –
      родные сестры

Класс

Традиции отечества

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА ТРАДИЦИИ СЛОВА ТРАДИЦИИ ДЕЛА ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
* Первые образы * Священные слова * Труд * Гулять всем
* Священные образы * Сердечные слова * Служение миром
* Светлые образы * Честные слова * Творчество * Радоваться всей
    * Традиции семьей
    праведного дела * Помнить всем
      Отечеством
      * Молиться всей
      Церковью
      * Потрудиться
      душой

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Год Наименование учебных Кол-во

обучения курсов часов

1 Мир. Слово. Образ. Книга. 32

2 Родной очаг. Родные просторы.

Труд земной. Труд души. 32

3 Вера. Надежда. Любовь. София. 32

4 Родные Образы. Умелые дела.

Заветные слова. 32

В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа) следующим образом (см. схему 2):

Схема 2

«Истоки» - 1   «Истоки» - 2   «Истоки» - 4  
Слово Мир Социокультурная среда развития Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Традиции Слова, Образа, дела, праздника  
 
 
 
 
Образ  
 
  «Истоки» - 3  
Духовно-нравственные ценности Вера. Надежда. Любовь. София  
 
Книга  
 
 
 
 
Главные ценности жизни  

Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ

в начальной школе

В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»

ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.

Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: