ИСТОКИ
Программа для начальной школы
(1 – 4-й классы)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1):
|
|
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
«ИСТОКИ» Схема 1
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1 – 4 классы
Класс
АЗБУКА ИСТОКОВ
«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
МИР | СЛОВО | ОБРАЗ | КНИГА |
* Родители | * Слово | * Родник | * Книга |
* Мир и лад | * Золотое сердечко | * Образ Родины | * Книга книг |
* Истоки и школа | * Доброе слово | * Образ защитника | * Живое слово книги |
* Дар | * Честное слово | Отечества | * Первая книга |
* Истоки и радуга | * Слово о родителях | * Образ праздника | * Мир книги |
* Сказки А.С. Пушкина | * Святое слово | ||
* Родной край | * Жизнь | ||
* Щит и герб | |||
* Илья Муромец | |||
Класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.
ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
РОДНОЙ ОЧАГ | РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | ||
* Имя | * Нива и поле | ||
* Семья | * Лес | ||
* Род | * Река | ||
* Дом | * Море-океан | ||
* Деревня | * Путь-дорога | ||
* Город | |||
ТРУД ЗЕМНОЙ | ТРУД ДУШИ | ||
* Сев и жатва | * Слово | ||
* Братья меньшие | * Сказка | ||
* Ткачихи-рукодельницы | * Песня | ||
* Мастера-плотники | * Праздник | ||
* Кузнецы-умельцы | * Книга | ||
* Ярмарка | * Икона | ||
* Храм |
3 класс Схема 1
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
ВЕРА | НАДЕЖДА | ЛЮБОВЬ | СОФИЯ |
* Вера | * Надежда | * Любовь | * Ум да разум |
* Верность | * Согласие | * Милосердие | * Истина |
* Правда | * Терпение | * Доброта | * Знания и мудрость |
* Честь | * Послушание | * Раскаяние | * Вера, Надежда |
и Любовь – | |||
родные сестры |
Класс
|
|
Традиции отечества
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА | ТРАДИЦИИ СЛОВА | ТРАДИЦИИ ДЕЛА | ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА |
* Первые образы | * Священные слова | * Труд | * Гулять всем |
* Священные образы | * Сердечные слова | * Служение | миром |
* Светлые образы | * Честные слова | * Творчество | * Радоваться всей |
* Традиции | семьей | ||
праведного дела | * Помнить всем | ||
Отечеством | |||
* Молиться всей | |||
Церковью | |||
* Потрудиться | |||
душой |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во
обучения курсов часов
1 Мир. Слово. Образ. Книга. 32
2 Родной очаг. Родные просторы.
Труд земной. Труд души. 32
3 Вера. Надежда. Любовь. София. 32
4 Родные Образы. Умелые дела.
Заветные слова. 32
В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа) следующим образом (см. схему 2):
Схема 2
«Истоки» - 1 | «Истоки» - 2 | «Истоки» - 4 | |||
Слово | Мир | Социокультурная среда развития Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | Традиции Слова, Образа, дела, праздника | ||
Образ | |||||
«Истоки» - 3 | |||||
Духовно-нравственные ценности Вера. Надежда. Любовь. София | |||||
Книга | |||||
Главные ценности жизни |
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ
в начальной школе
В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:
ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»
ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.
Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.
|
|
Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.
В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.
Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.