Стоицизм. Учение о душе и природе Зенона и Хрисиппа

Зенон – основатель стоической школы. Он наметил школьную догматику во всех основных частях (включая разработку оригинальной терминологии). Предложенная Зеноном схема построения и изложения учения – логика – физика – этика. В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа, рассматривал влечения как эпифеномены суждений разума. Хрисипп развернул стоическую доктрину в систему и создал канон школы, который с небольшими изменениями просуществовал до ее конца. Хрисипп чрезвычайно много писал. Оставил приблизительно 705 книг, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Занимался в основном этикой и логика обязана ему своим названием. Он также заложил основы фразовой логики. Логику стоики определяли как науку о знаках и о том, что они означают. Она охватывала все, что было связано с понятием логоса, то есть с мыслью и языком. Она делилась на диалектику и риторику. В отношении познания стоики занимали сенсуалистическую позицию. Критерием истины становятся лишь те наблюдения (восприятия), которые совершенно ясны и неопровержимо убедительны: они должны быть сделаны в нормальном состоянии наблюдаемого предмета, с нужного расстояния, должны быть достаточно долгими и обязательно сверяться с другими наблюдениями. Существует лишь то, что действует и подвергается воздействию, действовать же и подвергаться воздействию могут только материальные тела. Душа, Бог, форма и даже добродетели, согласно стоикам, материальны. Различия между телами происходят от различной напряженности проникающей тела пневмы. Пассивное начало – материя, тождественная аристотелевской материи; активное же начало стоики признавали также материальным и называли пневмой. Пневму, представляющую собой чрезвычайно тонкую материю, стоики сравнивали с огнем, воздухом и дыханием. Она пронизывает весь материальный мир, придавая ему форму и создавая различия вещей. Вследствие этого любая материя несет действующее начало в себе, а не ищет его вовне. Движение пневмы называется тоническим движением, и от его интенсивности зависит состояние пневмы: где оно наиболее слабое, там тела мертвы, наибольшая его интенсивность отличает разумные существа. Мир представляет собой единое целое, является как бы одним организмом. Он вечен и бесконечен; следовательно, природа его божественна. Божественна также пневма, а поскольку она пронизывает все тела, то каждая вещь тоже божественна. Бог существует не вне мира, но в нем самом, идентичен с ним (стоический пантеизм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: