МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
Кафедра общей и неорганической химии
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор-
проректор по учебной работе
____________ Е.А. Кудряшов
«___»________________ 2012г
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Методические указания к самостоятельной
работе по дисциплинам «Химия»,
«Общая и неорганическая химия» для студентов
химического и нехимического профиля
Курск - 2012
УДК 543
Составители: | В.С. Аксёнов, | В.С. Мальцева, О.В. Бурыкина |
Рецензент
Доктор химических наук, профессор Ф.Ф. Ниязи
Комплексные соединения: Методические указания к самостоятельной работе по дисциплинам «Химия», «Общая и неоргани-
ческая химия» /Юго-Зап. гос. ун-т; Сост.: | В.С. Аксёнов, |
В.С. Мальцева, О.В. Бурыкина. Курск 2012, 17 с.: табл.1, прилож. 2. Библиогр.: с.17.
Излагаются методические материалы по структуре и поведению в водных растворах комплексных соединений.
Предназначены для студентов химического и нехимического профиля.
Текст печатается в авторской редакции
Подписано в печать. Формат 60x84 1/16.
Усл.печ.л.. Уч.изд.л. Тираж 50 экз. Заказ. Бесплатно.
Юго-Западный государственный университет.
305040 Курск, ул. 50 лет октября, 94
СОДЕРЖАИНЕ:
Введение 4
Контрольные вопросы 5
1. Строение комплексных соединений 6
2. Номенклатура комплексных соединений 8
3. Устойчивость комплексных соединений 10
4. Двойные соли 12
Лабораторная работа 13
Индивидуальные задания 15
Приложение 1
Константы нестойкости некоторых
комплексных ионов 20
Приложение 2
Произведение растворимости некоторых
малорастворимых солей 20
Библиографический список 21
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов 1 курса, изучающих дисциплины «Химия» и «Общая и неорганическая химия»
Цель методических указаний - ознакомить студентов со строением комплексных соединений и их номенклатурой, научить студентов определять основные характеристики комплексных соединений: заряд иона, степень окисления комплексообразователя, координационное число; сравнивать устойчивость комплексов между собой. Методические указания помогут студентам проводить расчеты, связанные с определением возможности разрушения или образования комплексных соединений.
Материал обучающей программы разбит на 4 раздела, приведен разбор типовых примеров, описание лабораторной работы, необходимые справочные данные для выполнения индивидуальных заданий, варианты индивидуальных заданий.
Данные методические указания могут быть использованы в лабораторном практикуме, индивидуальной, аудиторной самостоятельной работе студентов, а так же в качестве пособия для внеаудиторной подготовки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие соединения называются комплексными? Из каких частей состоят эти соединения?
2. Как определить заряд комплексного иона? Заряд комплексообразователя? Какие частицы могут выступать в качестве центрального атома?
3. Что такое дентантность? Координационное число? Может ли координационное число быть больше количества лигандов? Почему?
4. Как ведут себя в растворе комплексные соединения? Комплексные ионы?
5. Что представляет собой константа нестойкости? Как она связана с устойчивостью соединения?
6. Какие соединения называются двойными солями?
7. Можно ли двойные соли отнести к классу комплексных соединений? Почему?