30. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
31. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.
Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.
- Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 1
|
Теоретические вопросы для проведения экзамена:
- Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога.
- Раскройте предмет, задачи возрастной психологии, её взаимосвязь с другими науками.
- Охарактеризуйте методы изучения психики ребенка.
- Опишите сознание как высший уровень развития психики.
- Раскройте сущность природно-типологической сферы личности.
- Опишите эмоционально-волевую сферу личности.
- Дайте психологическую характеристику сенсорно-перцептивной сферы личности.
- Опишите деятельность сквозных познавательных процессов внимания и памяти.
- Раскройте особенности познавательных процессов: мышления и речи
- Воображение, творчество
Практические задания для проведения экзамена:1-13
|
Результаты освоения
(объекты оценки)
| Критерии оценки результата
(в соответствии с разделом 1
«Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)
| Отметка о выполнении
|
Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач;
Знания:
1. особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой;
2. основ психологии личности;
3. основ психологии творчества.
| - точное определение в названии предмета психологии как науки;
- перечисление основных отраслей психологической науки и установление различий в предмете;
- воспроизведение методов психологи (Б.Г. Ананьев) с объяснение достоинств и недостатков каждого метода;
- описание компонентов сознания (А.Н. Леонтьев) с приведением примеров;
- сопоставление и установление отличительных особенностей проявления психики человека и животных;
объяснение основных положений теорий развития личности в зарубежной психологии;
- точное и последовательное изложение структуры способностей;
- иллюстрирование примерами специфики различных видов способностей;
- аргументированное объяснение отличий способностей и склонностей;
- точное определение понятий «темперамент», «характер»;
- аргументированное воспроизведение отличий темперамента от характера;
- полное описание структуры характера, с приведением примеров;
- глубина в характеристике различных типов темперамента с указанием достоинств и недостатков каждого типа;
- полнота в перечислении акцентуированных типов характера и объяснение особенностей проявления акцентуированных черт в поведении личности;
- воспроизведение базовых эмоций личности;
- последовательное и точное изложение структуры волевого действия;
- точное определение понятия «деятельность», название основных и специфических видов деятельности человека;
- название когнитивных процессов, составляющих познавательную сферу личности;
- осознанное и точное определение понятий «ощущение», «восприятие», «мышление», «речь», «память», «внимание», «воображение»
- аргументированное воспроизведение отличий ощущения от восприятия, с установлением связи между сенсорно-перцептивными процессами;
- классификация видов восприятия в зависимости от различных критериев (по форме существования материи, по ведущей модальности, по степени волевого контроля);
- полнота в изложении основных свойств восприятия, внимания с иллюстрацией примерами;
- установление связи между познавательными процессами мышлением и речью;
- точное описание видов внимания;
- перечисление и точная характеристика процессов памяти;
- полное воспроизведение и описание различных видов памяти с приведением примеров;
- представление классификации различных видов воображения в зависимости от различных критериев (по степени волевого контроля, степени активности).
|
|
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 2
|
Теоретические вопросы для проведения экзамена:
- Дайте характеристику понятию «психическое развитие». (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Раскройте его движущие силы.
- Опишите закономерности и детерминанты психического развития.
- Проанализируйте проблему соотношения обучения и развития. (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) Дайте определение понятиям: «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».
- Дайте характеристику возрастным кризисам развития.
- Охарактеризуйте специфику психологического возраста. (Л.С. Выготский)
- Раскройте значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Опишите типы ведущей деятельности.
- Объясните основные подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
- Опишите концепции психического развития. Дайте характеристику одной из концепций (по выбору обучающегося).
- Раскройте общую характеристику периода новорожденности. Отметьте значение физиологических рефлексов для новорожденного.
- Дайте психологическую характеристику развития ребенка от рождения до года.
- Дайте психологическую характеристику периода раннего детства.
- Охарактеризуйте развитие познавательной сферы в период раннего детства.
- Охарактеризуйте предпосылки становления личности и кризис 3 лет
- Дайте психологическую характеристику периода дошкольного детства.
- Укажите значение сюжетно – ролевой игры для развития личности дошкольника.
- Опишите особенности развития познавательной сферы дошкольника.
- Охарактеризуйте особенности развития воли и произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и проблему готовности к школьному обучению.
- Дайте психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста.
- Раскройте особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
- Опишите особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста.
- Укажите специфические особенности мышления в младшем школьном возрасте.
- Объясните специфические особенности формирование характера в младшем школьном возрасте.
- Опишите индивидуально-типологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
- Раскройте структуру учебной деятельности.
Практические задания для проведения экзамена: 14-39
|
Результаты освоения
(объекты оценки)
| Критерии оценки результата
(в соответствии с разделом 1
«Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)
| Отметка о выполнении
|
Умение выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
Знания:
1.возрастной периодизации;
2. закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
3.возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях.
| - точное определение основных понятий возрастной психологии: «психическое развития», «рост», «психологический возраст», социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастной кризис», «новообразование», «сензитивный период»;
- точное вопроизвдение возрастной периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
- установление сходства и различий в подходах к объяснению специфики психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
-глубина в определении движущих сил, детерминант психического развития;
- осознанное определение динамики психического развития на протяжении детства;
- объяснение закономерностей и возможностей перехода от одного возрастного этапа к другому;
- точное и полное определение симптоматики кризисов на разных этапах детства;
- полнота в изложении специфических особенностей эмоционально-волевой, познавательной сфер личности на разных этапах детства;
- последовательность в изложении компонентов учебной деятельности;
- аргументированное перечисление возрастных и индивидуальных особенностей детей, лежащих в основе возникновения трудностей в учебной деятельности;
-установление связи между различными компонентами психологической готовности к школьному обучению и успешностью овладения УУД.
|
|
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 3
|
Теоретические вопросы для проведения экзамена:
- Проведите сравнительный анализ развития общения со взрослым и со сверстниками в период дошкольного детства.
- Раскройте психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Обоснуйте роль учителя в становлении межличностных отношений младших школьников
- Опишите психологические аспекты адаптации к школьному образовательному учреждению.
- Перечислите основные причины школьной дезадаптации.
Практические задания для проведения экзамена: 40-48
|
Результаты освоения
(объекты оценки)
| Критерии оценки результата
(в соответствии с разделом 1
«Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)
| Отметка о выполнении
|
Умениеприменять знания по психологии при решении педагогических задач;
Знания:
1. особенностей общения и группового поведения, групповой динамики в школьном и дошкольном возрасте;
2. понятий, причин, психологических основ предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения.
| - глубина в описании групповой динамики;
- последовательность и точность в изложении основных мотивов, форм общения на этапе дошкольного и школьного детства;
- установление связи между индивидуально-личностными особенностями и социально-психологическим статусом в группе сверстников;
- точное определение понятий «адаптация», «дезадаптация»;
- аргументированное описание причин, лежащих в основе дезадаптации;
- обоснованное представление форм и методов позволяющих предупредить процесс дезадаптиции.
|
|
Условия выполнения заданий
В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки студента по дисциплине, входят:
*уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;
*уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
*умение студента использовать полученные теоретические знания при выполнении практических заданий;
*обоснованность, четкость и культура изложения ответа.
Критерии оценки,определяющие уровень и качество подготовки студента по дисциплине:
Для оценки знаний и умений студентов используются следующие качественные показатели:
полнота – определяется количеством программных знаний об изучаемом объекте;
глубина – определяется совокупностью осознанных существенных связей между соотносимыми знаниями;
оперативность – определяется числом ситуаций и способов, в которых студенты могут применять то или иное знание;
сознательность – характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением в сущность фактов, явлений, процессов;
прочность – характеризуется умением студентов безошибочно актуализировать и использовать полученные знания при ответах на вопросы и решении задач.
При оценке учитывается, насколько четко и правильно студент дает ответ, какова его культура речи. В соответствии с этими критериями ответы студентов оцениваются следующим образом:
5 (отлично) ставится за глубокое и полное содержание учебного материала, в котором студент легко ориентируется, пользуется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать суждения. Отличная отметка также предполагает грамотное, логичное изложение ответа;
4 (хорошо) ставится в том случае, если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;
3 (удовлетворительно) ставится в случае, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, неточно, непоследовательно, допускает неточности в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения;
2 (неудовлетворительно) ставится в том случае, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач; а также за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
|