30. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
31. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.
Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.
- Пакет экзаменатора
| ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 1 |
Теоретические вопросы для проведения экзамена: - Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога.
- Раскройте предмет, задачи возрастной психологии, её взаимосвязь с другими науками.
- Охарактеризуйте методы изучения психики ребенка.
- Опишите сознание как высший уровень развития психики.
- Раскройте сущность природно-типологической сферы личности.
- Опишите эмоционально-волевую сферу личности.
- Дайте психологическую характеристику сенсорно-перцептивной сферы личности.
- Опишите деятельность сквозных познавательных процессов внимания и памяти.
- Раскройте особенности познавательных процессов: мышления и речи
- Воображение, творчество
Практические задания для проведения экзамена:1-13 |
| Результаты освоения (объекты оценки) | Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) | Отметка о выполнении |
| Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач; Знания: 1. особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой; 2. основ психологии личности; 3. основ психологии творчества. | - точное определение в названии предмета психологии как науки; - перечисление основных отраслей психологической науки и установление различий в предмете; - воспроизведение методов психологи (Б.Г. Ананьев) с объяснение достоинств и недостатков каждого метода; - описание компонентов сознания (А.Н. Леонтьев) с приведением примеров; - сопоставление и установление отличительных особенностей проявления психики человека и животных; объяснение основных положений теорий развития личности в зарубежной психологии; - точное и последовательное изложение структуры способностей; - иллюстрирование примерами специфики различных видов способностей; - аргументированное объяснение отличий способностей и склонностей; - точное определение понятий «темперамент», «характер»; - аргументированное воспроизведение отличий темперамента от характера; - полное описание структуры характера, с приведением примеров; - глубина в характеристике различных типов темперамента с указанием достоинств и недостатков каждого типа; - полнота в перечислении акцентуированных типов характера и объяснение особенностей проявления акцентуированных черт в поведении личности; - воспроизведение базовых эмоций личности; - последовательное и точное изложение структуры волевого действия; - точное определение понятия «деятельность», название основных и специфических видов деятельности человека; - название когнитивных процессов, составляющих познавательную сферу личности; - осознанное и точное определение понятий «ощущение», «восприятие», «мышление», «речь», «память», «внимание», «воображение» - аргументированное воспроизведение отличий ощущения от восприятия, с установлением связи между сенсорно-перцептивными процессами; - классификация видов восприятия в зависимости от различных критериев (по форме существования материи, по ведущей модальности, по степени волевого контроля); - полнота в изложении основных свойств восприятия, внимания с иллюстрацией примерами; - установление связи между познавательными процессами мышлением и речью; - точное описание видов внимания; - перечисление и точная характеристика процессов памяти; - полное воспроизведение и описание различных видов памяти с приведением примеров; - представление классификации различных видов воображения в зависимости от различных критериев (по степени волевого контроля, степени активности). | |
| ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 2 |
Теоретические вопросы для проведения экзамена: - Дайте характеристику понятию «психическое развитие». (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Раскройте его движущие силы.
- Опишите закономерности и детерминанты психического развития.
- Проанализируйте проблему соотношения обучения и развития. (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) Дайте определение понятиям: «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».
- Дайте характеристику возрастным кризисам развития.
- Охарактеризуйте специфику психологического возраста. (Л.С. Выготский)
- Раскройте значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Опишите типы ведущей деятельности.
- Объясните основные подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
- Опишите концепции психического развития. Дайте характеристику одной из концепций (по выбору обучающегося).
- Раскройте общую характеристику периода новорожденности. Отметьте значение физиологических рефлексов для новорожденного.
- Дайте психологическую характеристику развития ребенка от рождения до года.
- Дайте психологическую характеристику периода раннего детства.
- Охарактеризуйте развитие познавательной сферы в период раннего детства.
- Охарактеризуйте предпосылки становления личности и кризис 3 лет
- Дайте психологическую характеристику периода дошкольного детства.
- Укажите значение сюжетно – ролевой игры для развития личности дошкольника.
- Опишите особенности развития познавательной сферы дошкольника.
- Охарактеризуйте особенности развития воли и произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и проблему готовности к школьному обучению.
- Дайте психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста.
- Раскройте особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
- Опишите особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста.
- Укажите специфические особенности мышления в младшем школьном возрасте.
- Объясните специфические особенности формирование характера в младшем школьном возрасте.
- Опишите индивидуально-типологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
- Раскройте структуру учебной деятельности.
Практические задания для проведения экзамена: 14-39 |
| Результаты освоения (объекты оценки) | Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) | Отметка о выполнении |
| Умение выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; Знания: 1.возрастной периодизации; 2. закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; 3.возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях. | - точное определение основных понятий возрастной психологии: «психическое развития», «рост», «психологический возраст», социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастной кризис», «новообразование», «сензитивный период»; - точное вопроизвдение возрастной периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); - установление сходства и различий в подходах к объяснению специфики психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); -глубина в определении движущих сил, детерминант психического развития; - осознанное определение динамики психического развития на протяжении детства; - объяснение закономерностей и возможностей перехода от одного возрастного этапа к другому; - точное и полное определение симптоматики кризисов на разных этапах детства; - полнота в изложении специфических особенностей эмоционально-волевой, познавательной сфер личности на разных этапах детства; - последовательность в изложении компонентов учебной деятельности; - аргументированное перечисление возрастных и индивидуальных особенностей детей, лежащих в основе возникновения трудностей в учебной деятельности; -установление связи между различными компонентами психологической готовности к школьному обучению и успешностью овладения УУД. | |
| ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА 3 |
Теоретические вопросы для проведения экзамена: - Проведите сравнительный анализ развития общения со взрослым и со сверстниками в период дошкольного детства.
- Раскройте психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Обоснуйте роль учителя в становлении межличностных отношений младших школьников
- Опишите психологические аспекты адаптации к школьному образовательному учреждению.
- Перечислите основные причины школьной дезадаптации.
Практические задания для проведения экзамена: 40-48 |
| Результаты освоения (объекты оценки) | Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) | Отметка о выполнении |
| Умениеприменять знания по психологии при решении педагогических задач; Знания: 1. особенностей общения и группового поведения, групповой динамики в школьном и дошкольном возрасте; 2. понятий, причин, психологических основ предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения. | - глубина в описании групповой динамики; - последовательность и точность в изложении основных мотивов, форм общения на этапе дошкольного и школьного детства; - установление связи между индивидуально-личностными особенностями и социально-психологическим статусом в группе сверстников; - точное определение понятий «адаптация», «дезадаптация»; - аргументированное описание причин, лежащих в основе дезадаптации; - обоснованное представление форм и методов позволяющих предупредить процесс дезадаптиции. | |
| Условия выполнения заданий В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки студента по дисциплине, входят: *уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой; *уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине; *умение студента использовать полученные теоретические знания при выполнении практических заданий; *обоснованность, четкость и культура изложения ответа. Критерии оценки,определяющие уровень и качество подготовки студента по дисциплине: Для оценки знаний и умений студентов используются следующие качественные показатели: полнота – определяется количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина – определяется совокупностью осознанных существенных связей между соотносимыми знаниями; оперативность – определяется числом ситуаций и способов, в которых студенты могут применять то или иное знание; сознательность – характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением в сущность фактов, явлений, процессов; прочность – характеризуется умением студентов безошибочно актуализировать и использовать полученные знания при ответах на вопросы и решении задач. При оценке учитывается, насколько четко и правильно студент дает ответ, какова его культура речи. В соответствии с этими критериями ответы студентов оцениваются следующим образом: 5 (отлично) ставится за глубокое и полное содержание учебного материала, в котором студент легко ориентируется, пользуется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать суждения. Отличная отметка также предполагает грамотное, логичное изложение ответа; 4 (хорошо) ставится в том случае, если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; 3 (удовлетворительно) ставится в случае, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, неточно, непоследовательно, допускает неточности в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения; 2 (неудовлетворительно) ставится в том случае, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач; а также за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать. |