Бывали годы, когда из-за мелководья хлебные барки останавливались на зимовку вдали от Петербурга. Тогда в столице остро ощущалась нехватка хлеба

Движение судов шло лишь в одну сторону — к Петербургу. Быстрое течение, множество порогов делали обратный путь тяжёлым и опасным. Тысячи судов, приходивших ежегодно в сто-лицу, назад не возвращались. Их продавали на месте, чаще всего на дрова. В каждую навигацию требовалось огромное число новых судов. Их строили крестьяне из прибрежных селений. Тверские леса сильно пострадали от массовых вырубок.

Наиболее распространённым средством перевозки оставалась барка — издавна известное плоскодонное судно, несложное в управлении. На ней ходили под парусом, на вёслах и конной тяге. В узких местах Тверцы по обоим берегам пролегал бечевник. Тверца и Мета считались наиболее трудными участками Вышневолоцкого пути. Здесь на барку брали дополнительно второго лоцмана-проводника и 30-40 рабочих для того, чтобы при необходимости разгрузить судно и снять его с мели.

Вышневолоцкий водный путь обслуживали тысячи работников из крестьян и мещан — тверских, ярославских, московских, новгородских. В крупных городах и на пристанях в начале навигации собиралось множество людей, нанимавшихся в коноводы, лоцманы, бурлаки, грузчики, а также на строительство
и оснащение судов.

Вышневолоцкая система на протяжении 150 лет сохраняла значение важнейшей водной дорогой России. Не случайно в гербе Вышнего Волочка изображена плывущая барка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: